Вступление в ВТО – закономерный итог горбачевской перестройки

«Мечты сбываются», гласит имиджевый слоган российского газового монополиста. Вот уж чьи мечты со вступлением России в ВТО действительно сбылись (если газовым и нефтяным трейдерам в принципе еще осталось о чем мечтать)! Чего, увы, не скажешь о других отраслях, для которых наступают, обтекаемо говоря, весьма непростые времена.
KM.RU уже неоднократно и подробно затрагивал тему вступления России в ВТО, однако до сих пор и мы сами, и наши эксперты говорили о членстве нашей страны в данной международной организации как о чем-то, пока что существующем в проекте. Теперь же это – свершившийся факт, и остается разве что наблюдать за тем, сколь прозорливыми окажутся как бьющие в набат, так и предвидящие сплошные блага. Признаться, для этого можно было бы рисковать и поменьше, но история не знает сослагательного наклонения. Теперь нам нужно просто со всем этим жить – не то благодаря, не то вопреки планам всемерно озабоченной нашим благополучием власти.
В беседе с обозревателем KM.RU директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Сергей Смирнов не нашел ни очевидных плюсов, ни очевидных минусов от членства России в ВТО:
– На самом деле я бы не стал бить ни в колокола тревоги, ни в литавры победы, потому что немедленных последствий от вступления России в ВТО ждать, конечно же, не следует – ни положительных, ни отрицательных. В частности, не стоит ожидать и резкого всплеска безработицы ввиду поступления дешевых товаров из-за рубежа. Все же российское государство принимает определенные меры по защите своего рынка: возьмем тот же самый утилизационный сбор на ввоз подержанных иномарок, о котором сейчас так много говорят и который, безусловно, будет введен. От каких-то наиболее проблемных последствий членства в ВТО правительство все же постарается защитить рынки.
Но, по моим наблюдениям, даже в условиях тех революционных изменений, которые произошли за последние четверть века и погрузили общество в среду высоких информационных технологий, многие международные институты по-прежнему как будто живут в мире, лишь только-только победившем гитлеровскую Германию, когда, как мы знаем, была создана система разного рода политических и экономических регуляторов. Более того, ВТО – это не только основной протокол и соглашения о присоединении, но еще и куча всякого рода подзаконных актов. И тут можно привести пример с той же Международной организацией труда: отнюдь не все ее члены ратифицировали абсолютно все предлагаемые в ее рамках конвенции, и Россия тут не является исключением, равно как и США.
Поэтому я недаром говорю, что ВТО представляет собой одну из довольно устаревших международных бюрократических структур. Мы ведь часто у себя на Родине сталкиваемся с тем, что то или иное наше министерство работает неэффективно, так что нет никаких гарантий, что и ВТО применительно к нам будет работать эффективно. На самом деле это лоббистская по своей природе организация, и там больше прав у тех, кто имеет и больший стаж членства, у них заведомо больше возможностей влиять на коллективные решения. И мы в этой организации, как мне представляется, будем не то чтобы в положении аутсайдеров, но вот эту самую «дорогу в Изумрудный город» из сказки Фрэнка Баума нам никто не проложит, мы сами будем ее прокладывать.
По сути, мы получили очередной аппарат, который, да, в определенной мере гарантирует безопасность. Насколько я понимаю, в случае каких-то катаклизмов члены ВТО обязуются приходить на помощь друг другу, но здесь важно не попасть впросак. Опыта у нас, к сожалению, мало, хотя думаю, что тот же Максим Медведков (руководитель российской делегации на переговорах о вступлении России в ВТО. – Прим. KM.RU) получил достаточные знания о работе данной структуры. Может быть, даже хорошо, что мы так долго в нее вступали: как минимум это решение никак нельзя назвать скоропалительным, как в случае с той же приватизацией.
В свою очередь, прогноз председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидера «Движения развития» Юрия Крупнова оказался куда более пессимистичным:
– Вступление в ВТО крайне вредно для нашей страны и, по сути, мы здесь оказались просто заложниками того курса, который начался с перестройкой четверть века назад. Ведь решение о вступлении России во Всемирную торговую организацию во многом принималось с банальной точки зрения: мол, ну как же так, 20 лет вступали, столько сил потратили, так туда стремились... Отказ от вступления в ВТО в итоге выглядел бы прежде всего как публичное признание ошибочности всего современного курса, которым с подачи Горбачева пошла Россия. Надо понимать, что именно это – ключевой момент, главная причина такого упорства власти.
Но мы уже вступили... Что нужно делать теперь? Первое: так или иначе, власти нужно собраться с духом и все же подвести черту перед продвижением в пропасть, четко осознать, что пройденный за минувшие четверть века путь оказался не просто ошибочным и тупиковым, но фактически гибельным для страны. Пусть власть это осознает хотя бы без громких покаянных заявлений, признает не публично, но учтет в дальнейшей политике.
Второй момент: необходимо осознание, что залог спасения страны в условиях кризиса – уже не просто в индустриализации, а в сверхиндустриализации, с приоритетом тяжелого машиностроения и станкостроения. Необходимо делать ставку на создание собственной технологической базы и сконцентрировать под это максимум нынешних ресурсов. Нам нужно «отыграть» наш национальный рынок: из скукоженного, убогого состояния перевести его на мощный национальный уровень; он должен вобрать в себя и постсоветское пространство, пространство стран Среднего Востока, ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Третий момент: поскольку ключевой повесткой становится вопрос о новой индустриализации, должен быть предложен конкретный подробный план по развитию как гражданской, так и оборонной промышленности.
Ставку необходимо делать на создание евразийской сети кластеров промышленного развития, на сверхиндустриализацию и возвращение технологического суверенитета. Кризис должен нам в этом помочь, но главное – необходима политическая воля. И если в ближайшие полгода мы не начнем, наконец, работать над этим серьезно, то с дальнейшими катастрофическими последствиями членства в ВТО нам справиться уже не удастся.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ты действительно фантаст. Ворочает тот деньгами, у которого на современном уровне находится промышленность. Мы для китайцев теперь колониальная млюзга. Ни одной промышленной отрасли не осталось. Разгромили так, словно атомной бомбой страну разбомбили. Надо же заводы распилии на металлолом и продали киайцам за копейки. И ни одна тварь за это не сидит.
Или они просто забыли подумать за что голосуют?
Вся "прелесть" данного положения в том, что НЕТ НИ ВОЛИ, А УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ЖЕЛАНИЯ, зато есть огромная стра-вернее для них огромный черкизон, корыто из которого очень удобно кормиться, оно не иссякаемо.
Ну а поэтому НЕТ ВОЛИ И НЕТ ЖЕЛАНИЯ.
Болотные о ВТО не обмолвились, потому что ВТО это как раз то, что болотным лидерам нужно. В этом они полностью солидарны с Путиным, чтобы они там не кричали против Путина или Чурова. Все, что по сути отличает "болото" от "кремля" - это быстрое расчленение России без наркоза (болото) против медленного гниения но неизбежного тоже распада (Путин и кремль).
А 40 миллионов за ВТО не голосовали, у них как обычно забыли спросить.
ВТО - это же не международная организация. Законы там определяют несколько стран во главе с США. Или я что-то не та поняла.