Должность «технического премьера» – не для Медведева

21 ноября с. г. Россия отметила полгода со дня официального утверждения президентом Владимиром Путиным нового состава правительства, во главе которого стал, как и ожидалось, Дмитрий Медведев. Сам этот день не отметился торжествами, зато неделю спустя «Коммерсантъ» опубликовал пространное интервью с премьером. Праздновать, впрочем, как оказалось, особо и нечего, хотя бы потому, что и указанное интервью не внесло ясности – что же это было?
Конечно, нас всех, наверное, можно поздравить хотя бы с тем, что за эти полгода нас с таким правительством не захватили все возможные враги. Среди набора экспертных мнений, в изобилии представленных в СМИ, можно найти сводящиеся к тезису, что, мол, уже неплохо, что при новом кабмине российская экономика не обвалилась окончательно. Сомнительная похвала, но уж, простите, чем богаты...
У экспертов уже как-то вошло в моду подмечать провалы у команды Медведева – один за одним. Конечно, мало кто сомневался в том, что с уходом с премьерского поста Владимира Путина из Белого дома уйдет и центр принятия решений, но вот чтобы для Дмитрия Анатольевича все оказалось настолько нерадужно... Достаточно вспомнить историю с созданием президентской комиссии по ТЭКу с Игорем Сечиным во главе. Вопрос на засыпку: что при таком раскладе остается делать Аркадию Дворковичу в аналогичной комиссии в правительстве? Наверное, ковыряться в носу.
Но Дмитрий Анатольевич в интервью старательно обходил стороной проблемные и просто больные места, рисуя образ просто идеального кабинета. «Если бы через полгода после прихода на пост премьер-министра я сказал, что мы почти все решили, это было бы просто смешно. Мне кажется, для правительства важно, чтобы оно возникло как полноценная команда людей, имеющих общие замыслы. Эти полгода и я как председатель правительства, и мои коллеги старались создавать общую платформу для работы. И мне кажется, в этом плане все получилось», – уверено заявил журналистам премьер. Что ж, за это, наверное, правда можно похвалить. Но уточнив при этом, на всякий случай: г-н Медведев все же, говоря это, подразумевал правительство или кружок по интересам?
Журналисты, к сожалению, это не уточнили, а Дмитрий Медведев тем временем развивал мысль о том, как здорово, что хорошие и приятные люди вдруг собрались в одном месте. Премьер отметил, что единство собранной (не им, впрочем) команды вовсе не отменяет присутствия внутри нее различных мнений по ключевым вопросам. Глава кабинета поощряет такое разномыслие, и, как следствие, все исходящие из недр правительства решения проходят предварительное максимально широкое и открытое обсуждение. Но дискуссии, подчеркнул премьер, заканчиваются сразу же после того, как принимается то или иное решение. Его можно критиковать и после, но уже не будучи членом правительства.
Впрочем, о самой работе с этими приятными людьми Дмитрий Анатольевич говорил в интервью тоже много и воодушевленно. Как обидно, что у такой слаженной команды профессионалов как-то ничего толком так и не получилось (даже и не начало получаться)! Из яркого можно вспомнить разве что принятие бюджетного правила, которого и правда долго ждали. А если брать более глобальные темы – те же пенсионную реформу и бюджет? Куда подевалось то хваленое чувство локтя у «полноценной команды людей, имеющих общие замыслы»? Но это скорее риторический вопрос, поскольку, как мы понимаем, центр принятия решений прописался по иному адресу, а на Краснопресненской набережной взамен него вселились интриги. Замена так себе.
А еще у министров и самого Дмитрия Анатольевича, как оказалось, есть настоящая Цель. Значит, уже не все потеряно, тем более что и сам премьер не постеснялся озвучить ее в интервью уважаемому изданию: «Цель в том, чтобы экономика стала нормальной, современной и конкурентоспособной, людям жилось лучше, их достаток становился больше, а стандарты жизни улучшались».
Правда, Дмитрий Анатольевич тут же признал, что, в общем-то, такие цели ставит перед собой любое правительство. Но так хочется поверить уже и нашему...
В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, член редколлегии журнала «Полис», доцент философского факультета МГУ Борис Межуев дал свою оценку деятельности правительства Медведева за первые полгода его работы:
– Мне кажется, что нынешнее правительство все же нельзя назвать эффективно работающим механизмом, и в этом не только вина самого Дмитрия Анатольевича. Просто изначально не были прописаны роли этого кабинета в общей системе принятия политических решений. У нас есть Администрация Президента с группой экономических советников, и не секрет, что долгое время решался вопрос о разделении соответствующих полномочий между этим органом и правительством.
Кроме этого, после формирования нового кабинета возник вопрос о подчинении госкомпаний и госкорпораций: кто в большей степени теперь является их куратором – правительство РФ или Кремль. Все это в значительной степени осложнило работу кабинета Медведева. Сюда же можно отнести как условно осложняющий фактор назначение на должности новых людей, подчас без должного административного опыта. Вкупе все это привело к тому, что многие решения (скажем, по той же пенсионной реформе) оказались в конечном счете отложены на некоторое время (в случае с пенсионной реформой – до 2014 года). Так что я бы не сказал, что работу правительства за первые полгода можно оценить как эффективную.
При этом нужно отметить, что, в отличие от других технических правительств, которые работали еще при Ельцине и при первых двух сроках Путина, кабинет Медведева изначально был позиционирован как политический, скрепленный определенной ценностной идеологией, и в интервью Дмитрия Анатольевича «Коммерсанту» эта мысль очень ясно прозвучала. Но это обстоятельство, как мне кажется, как раз и породило целый ряд проблем. Ведь, в отличие от правительства Фрадкова или того же Черномырдина, про нынешнее некорректно было бы говорить, что это – исключительно правительство исполнителей, то есть состоящее из людей, лишь технически исполняющих решения президентской администрации.
На самом деле у Дмитрия Медведева изначально была амбиция проводить определенный идеологический курс. Другое дело, что в итоге она лишь привела к тому, что стало в принципе непонятно, кто, собственно, уполномочен определять экономическую идеологию. И к настоящему времени стало ясно, что назревает некое перераспределение ролей внутри нынешней политической системы.
В своем интервью Дмитрий Анатольевич предпринял явную попытку выдать желаемое за действительное. Он убеждает нас, что под его руководством собралась настоящая команда единомышленников – людей, абсолютно единых в своей позиции, разделяющих позицию премьер-министра по вопросу госкапитализма. Но первый же вопрос, который тут возникает: куда же в таком случае деть, например, Дмитрия Олеговича Рогозина? Он является членом этой команды или нет? Ведь не думаю, что сильно погрешу против истины, сказав, что у Дмитрия Олеговича совсем иные воззрения на госкапитализм, чем у Дмитрия Анатольевича. Уже одно это свидетельствует о том, что Медведев явно «нажимает на реальность», то есть, грубо говоря, выдает желаемое за действительное и, отталкиваясь от этого, выстраивает свою позицию.
Он как бы хочет донести до нас, что стратегия правительства была бы более ясной и определенной, если бы все складывалось ровно так, как он пытается представить: если бы правительство представляло собой исключительно его вотчину, и при этом его полномочия реально были бы настолько высокими, как он попытался изобразить в этом интервью. В идеале, как это видит сам Дмитрий Медведев, в рамках существующей политической системы глава правительства должен быть главой вообще всей исполнительной власти и определять экономическую идеологию государства. Это, надо сказать, очень заметная претензия. Но насколько она будет услышана и одобрена президентом – уже отдельный большой вопрос.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Класные лучшие фильмы только у нас и еще есть <a href=http://velikolepniyvek.net/>великолепный век на Русском языке</a> Смотрите же в самом прекрасном качестве.
Публикация Ольги Божьевой в МК за 29.11.2012. Подавайте в суд на нее, если это не так!
Хоть бы убрался к чертовой матери этот юрист. Надоел своей болтологией
Никто документацию других институтов в 31 не передавал. Хватит придумывать. И так все плохо, а вы еще страху нагоняете.
Голубчик, финансовые потоки и огромные, есть, да не про нашу честь. В результате поражения в войне, мы получили чужую, в прямом смысле "элиту", а фактически "смотрящих" и наша фин.система выстроена таким образом, чтобы Россия не могла воспользоваться своими деньгами, в отличие скажем от Саудии, Кувейта и проч. Поэтому и все средства вырученные за продажу ресурсов, сюда не поступают!!! Они все размещены за рубежом. Все наши золото-валютные резервы не в Москве! Также не дают чрезмерно развиваться Германии, которой на шею повесили новых членов ЕС. В отличие от Саудии, и мы и немцы очь опасны, в потенциале, для реальных хозяев почти всего мира.Отсюда непокорный русский народ пытаются растворить в мигрантах. Но и с Америкой не все так просто, прочитал в и-нете, что Ротшильды перенесли штаб-квартиру в Гонконг,что бы это значило, что Америку потихоньку будут сливать? а Китай ускоренно развивать?...А медведев, ну что Медведев - по сравнению с зубрами мировой политики - так, мальчик в коротких штанишках, которому конечно не место, ни в каком качестве, в руководстве когда-то великой страны -это какой то позор...