Изменение Конституции – непременное условие выживания России

12 декабря, как известно, в России отмечается День Конституции. Поскольку в этом году именно на это число назначено оглашение президентом своего послания Федеральному Собранию, в обществе с новой силой заговорили о возможности существенной правки действующего Основного закона или даже о принятии нового.
Конечно, вполне возможно, что появление слухов о конституционной реформе – лишь часть интриги против премьер-министра Дмитрия Медведева. Еще в начале года президент Владимир Путин говорил, что обдумывает американскую модель власти. Напомню, что в США президент является одновременно и главой правительства. Это так называемая президентская республика. Если у нас решат пойти по американскому пути, то Медведева уволят в связи с «сокращением должности».
Но мы поговорим о реформе Конституции всерьез, безо всяких интриг. Каковы недостатки нынешнего Основного закона?
Первый недостаток – неприличная процедура его принятия. В конституционном праве существует термин «октроированная Конституция». Это Конституция, которую обществу своей неограниченной властью дарует абсолютный монарх. Для вступления в силу такого документа достаточно его личной подписи.
Конституция 1993 года была дарована Ельциным, дарована после переворота с танковой стрельбой в законный парламент. И это – родовая травма Конституции. Неограниченная власть президента, которая в ней заложена, – лишь следствие тех событий, закрепляющее победу Ельцина над Съездом народных депутатов.
Чтобы принять нормальную Конституцию, есть два способа. Первый – созвать Учредительное собрание. Второй – созвать Конвент.
Чем одно отличается от другого? Учредительное собрание концентрирует в своих руках всю власть в государстве и обычно собирается по результатам революции. Такое часто случалось во Франции. Конвент – это специальный орган, созданный исключительно для принятия Конституции и властными полномочиями не обладающий. Это – американская модель.
Для России подошла бы модель Конвента, ибо бесконечная дележка власти в рамках Учредительного собрания нам ни к чему. Тем более что нынешняя Конституция предусматривает созыв Конституционного собрания в случае необходимости принятия нового Основного закона.
Правда, порядок созыва Конституционного собрания должен быть подробно прописан в Федеральном конституционном законе, однако такого закона нет, и это не случайно. Власть блокирует его принятие, чтобы не допустить и мысли об изменениях в Конституции.
Второй недостаток действующего Основного закона – отсутствие юридической связи между русскими и Россией. Россия в современном виде не является Родиной для русских. Официальная доктрина говорит о «государстве 193 народов». При этом демонстративно не замечается, что русские – подавляющее большинство жителей России. При этом на территории нашей страны есть национальные республики. Юридическая связь между ними и проживающими в них «титульными народами» оформлена законодательно – в их Конституциях.
Подобное неравноправие русских вызывает все больше проблем, ибо совершенно неясно, почему власть отказывает русским в Родине, искусственно превращая наш народ в безгосударственный. И это в XXI веке, когда национальный дом есть почти у каждого сколь-нибудь крупного народа!
Третий недостаток Конституции – асимметричная федерация, иначе говоря, особый статус национальных республик, ставящий их выше «обычных» регионов с русским населением. Это проявляется и в праве юридической связи между титульными народами и республиками, и в праве иметь собственные Конституции, и в провозглашении республик «государствами» (это прямо сказано в Основном законе РФ).
Естественно, у народов, которые населяют Россию, есть неотъемлемые права. Но должны ли они заключаться в создании на территории единого государства этнократических анклавов, где полным ходом идет процесс отделения от России, а зачастую ведется антироссийская и антирусская пропаганда?
Современные федеративные государства, такие как США, Германия, Бразилия, Мексика, Индия, не знают деления на национальные республики. Как правило, в них входят равноправные субъекты, не имеющие привязки к конкретным этносам и уж тем более не имеющие статуса государств. Предвижу возражения: а как же английское слово «штат» (state), широко использующееся во многих странах? Оно ведь означает «государство»? На деле слово это многозначное, и означает, помимо всего прочего, «состояние», «положение», «статус». Того значения суверенности и независимости, которое слово «государство» имеет в русском языке, у слова «state» нет.
Но что вы можете предложить другим народам, кроме собственных республик, спросят нас? Во-первых, всю Россию в целом. Ведь за пределами своих республик живут, как правило, больше половины представителей соответствующих национальностей. А во-вторых, сохранение собственных субъектов, но на равных правах с прочими. Пусть будут «земли», как в Германии. «Татарская земля» – чем плохо?
Главное – убрать уничтожающие единство страны претензии на суверенитет. В противном случае мы рано или поздно получим в таких республиках гражданские войны и этнические чистки, как уже было в период «парада суверенитетов» начала 90-х годов.
Четвертый недостаток – неограниченная власть президента. Согласно учению наших специалистов по конституционному праву, президент стоит над разделением властей. То есть у нас есть Федеральное Собрание (законодатели), правительство (исполнители), суды. Но президент – выше всех. Ельцина западные СМИ называли «царем». Так вот, он и впрямь был царем. Во всяком случае, с юридической точки зрения.
Формально Дума может выразить недоверие правительству, но для этого нужно, чтобы она проголосовала за это два раза подряд (первый раз ее решение может быть отклонено президентом). И после двух вотумов недоверия президент либо распускает Думу, либо увольняет правительство. Естественно, ни одна Дума не рискнула на такой сценарий.
Значит, надо усилить полномочия парламента, особенно контрольные. Быть может, в перспективе действительно объединить должности президента и председателя правительства, но при этом дать возможность парламенту выражать недоверие отдельным министрам. Тогда у нас не будет возникать ситуация, когда сердюковы сидят в своих креслах годами, несмотря на ураганную критику в СМИ, и уволить их удается только после личного вмешательства президента.
Иначе говоря, для проведения конституционной реформы необходимо провести огромную работу. Но сделать это необходимо, если мы хотим создать устойчивое современное государство и не желаем повторения печального опыта распада СССР.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Кроме того, инициатором референдума по Конституции был Президент России, что прямо противоречило ст. 9 Закона РСФСР от 16 октября 1990 года «О референдуме РСФСР», в котором говорилось, что право принятия решения о проведении всероссийского референдума принадлежит лишь Съезду народных депутатов РСФСР , а в периоды между съездами – Верховному Совету России . Решение о проведении референдума могло быть принято также по требованию: либо не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме; либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР (ст. 10).
Где легитимность?
Статья 35 закона «О референдуме РСФСР» гласила следующее:
«При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме».
Данный закон был отменён лишь в октябре 1995 года, а в 1993 году он действовал в полную силу.
Между тем, в референдуме участвовало 54,8 % зарегистрированных избирателей (58 187775 человек), из которых за принятие новой Конституции проголосовали 58,43 %, что в итоге существенно меньше половины всех избирателей (всего примерно 32 %).
Где легитимность?
Ну я уже более 20 лет слышу мифы о том, что все республики бывшего СССР жили за счет России. Только почему-то никто из россиян не потрудился подтвердить это конкретными цифрами. А сегодня, когда Эстония по ВВП на душу населения занимает первое место среди бывших республик - начинается разговор о том, что мол Эстонии не удалось добиться существенного опережения России. При этом как-то упускают из виду, что в России, освободившейся от "нахлебников", а их было примерно столько же, сколько сегодня россиян, этот показатель должен был просто автоматически увеличиться в два раза. А он наоборот уменьшился. А если из ВВП России вычесть нефть с газом, цена которых поднялась в 5 раз за это время - остается просто "пшик".
При этом правильнее было бы говорить, что именно русские живут сегодня за счет хантов, мансов, татар, якутов и прочих малых народов, природные богатство которых нещадно используют на грани экологической катастрофы. Так что свою прорусскую пропаганду надо как-то убедительнее строить.
Любите вы жить за счет русских и обвинять их в несправедливости!
То что нет сегодня в составе Российской Федерации Русской Республики со своей столицей - это большой плюс, поскольку в противном случае она стала бы автономной республикой и с точно такими же правами как Татарстан и все другие. То есть Федерация состояла бы из 22 автономных республик. Ну а если эта Русская Республика назовет себя государствообразующей, то сразу станет очевидным, что права у народов России не одинаковы и у русских прав больше.
Очевидно тогда и формирование Федеральных или наднациональных органов власти должно измениться. В Совете Федерации тогда должно быть равное представительство субъектов федерации или республик - это если хотят обеспечить равноправие субъектов федерации. А если не хотят, то так и надо прямо сказать, что русский народ государствообразующий или народ командующий и как захочет - так и будет, а остальным сидеть тихо и не вякать.
"Кстати Ленин как никто понимал это, при Сталине опять возобладала психология "держиморд", которая продолжается до сего дня."
---
У Ленина просто выхода не было. Империя рассыпалась на республики, шла кровавая резня, и никто ни к кому не хотел присоединяться. Даже русские к русским. Ленин правильно спаботал языком, хитро обманул народы. А потом уже их Сталин за глотку взял. Да, это всегда критиковали из-за бугра. Да, Сталин истребил десятки миллионов. Да, конечно же это нафиг было не нужно, овчинка не стоила выделки. Зачем людям государство, которое само будет их истреблять. Да, Сталин сильно перестарался, и своим истреблением сильно ослабил государство, вместо того чтобы его укрепить. Чуть было вообще не загубил. Но у меня лично давно уже крутится вопрос. Ну, прекратили массовые убийства. И тут же все разбежались! Так есть ли способ удержать империю без массовых убийств? повторю- я не утверждаю, что она вообще нужна. Но если бы мы, для спортивного интереса, задались такой целью? Можно ли к примеру удержать Прибалтику в составе Российской империи, без захвата её войсками? И если нет- то чем скажем сибиряки хуже прибалтов, в этом отношении?