]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Желая поддержать православие, власть усилила ислам и создала себе угрозу

10:00 23.12.2012
, Сергей Черняховский
© РИА Новости, Алексей Ничукин
© РИА Новости, Алексей Ничукин

«Наверху», как всегда, хотели как лучше. Как получится на деле - увидим

Последние опросы Левада-центра зафиксировали снижение числа православных в России: если сравнивать их с показателями трехлетней давности, произошло сокращение с 80 до 74%. За то же время доля исповедующих ислам выросла с 4 до 7%. Судя по этим цифрам, перед нами – устойчивая тенденция: православных меньше, мусульман больше.

Однако так кажется только в таком сравнении, потому что кривая цифр выглядит не так однозначно. Если сравнить данные не за три года, а за три месяца, то на первый взгляд может показаться, что они подтверждают тот же вывод: в сентябре 2012 года православных было 79%, мусульман – 6%. Но именно это демонстрирует явную противоречивость и определенную непоказательность данного цифрового ряда.

На их основании получается, что с декабря 2009 года доля православных практически не менялась (то 80%, то 79%), а вот именно за три последних месяца рухнула на 5%, тогда как по мусульманам она аккуратно приподнялась с 6 до 7%. Но так не бывает, либо требует каких-то особых причин, а с сентября подобных не было.

Понятнее картина становится, если сравнить динамику изменения показателей хотя бы за все эти три года и цифровые ряды и по православным, и по мусульманам. Время проведения опросов: декабрь 2009 года, декабрь 2010 года, декабрь 2011 года. Показатели по православным: 80, 76, 76, 77, 76, 79, 74%. Показатели по мусульманам: 4, 4, 4, 5, 5, 6, 7%.

Можно обратить внимание, что в первом случае динамика обладает бóльшими колебаниями, чем во втором. Отчасти это можно объяснить порядковым различием цифр: колебания первого ряда – в пределах 7%, для второго вообще сложнее было бы фиксировать. Но различие характера изменений все же слишком заметно.

Дело в другом: само причисление себя к каждой из этих групп отражает разный тип идентификации. Причисляющие себя к мусульманам в большей степени имеют в виду религиозную самоидентификацию, причисляющие себя к православным – скорее своего рода историко-культурную.

То, что как минимум во втором случае это именно так, показывают другие цифры и данного, и других опросов: причисление себя к православию не означает принадлежности к православной Церкви. Это, в частности, видно, когда люди отвечают на вопрос, бывают ли они в церкви и в связи с чем (можно было давать более одного ответа, и общая их сумма больше 100%). 33% приходят в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться, 29% – на крестины, венчание, отпевание. Еще 29% – просто когда приходит в голову зайти, 11% – чтобы участвовать в религиозной службе, 8% – во время экскурсий, 7% – чтобы исповедаться и причаститься. И 24% не приходят никогда.

Среди приведенных цифр показателями религиозной принадлежности являются фиксирующие долю участвующих в службе и исповедующихся/причащающихся, причем понятно, что они накладываются. Явно не носящее религиозный характер – число не бывающих в церкви или бывающих на экскурсиях: их всего 32%.

Остальные цифры напрямую не показательны. Те, кто приходит туда просто так, и те, кто приходит на крестины и отпевания с венчанием, – это лишь участники церемоний своих близких, и приходят они не по религиозным причинам.

Приходящие помолиться и поставить свечку вообще не вполне правомерно объединены в одну группу: если молитва носит определенно религиозный характер, то установка свечи, хотя, по идее, и может осуществляться только верующим, практически носит сегодня обыденно-ритуальный характер и является отражением желания подчас и нерелигиозного человека выразить свое искреннее отношение к кому-либо.

Таким образом, мы имеем порядка 11% граждан с определенно религиозным поведением при 74% (по состоянию на декабрь), причисляющих себя к православным. То есть это 11% собственно православных, ибо тут нужно иметь в виду, что, в отличие от некоторых иных конфессий, для православия посещение церкви вообще сущностно важно: оно не признает принадлежности к нему без «соединения в богослужении в церкви». Тех же, кого называют «воцерковленными» – приходящих на исповедь и для принятия причастия, – еще меньше, порядка 7%.

Не менее существенен ответ на вопрос о знакомстве с Библией, причем, поскольку Ветхий Завет почитают и иудеи, и мусульмане, для принадлежности к христианству важно знакомство именно с Евангелием и другими книгами Нового Завета, но в первую очередь именно с Евангелием. Читавших именно его оказывается 24% (другие книги Нового Завета – 11%, но они не суммируемы, поскольку читавший их, как правило, уже читал и Евангелие).

Получается, что хотя к православным себя причисляют 74%, к мусульманам – 10% и к иудеям – 1% (то есть 85% россиян относят себя к библейским религиям), саму Библию не читали 61%. Можно, конечно, сказать, что несколько столетий назад ее не читало и большее число людей, хотя религиозность была всеохватывающей. Но одна ситуация – при неграмотности большей части верующих, и другая – при умении читать.

То есть мы видим, что причисление себя к православным при социологическом опросе означает в большей части случаев не принадлежность к самому вероисповеданию, а отмежевание от идентификации «неправославный», означающей не столько «неверующий», сколько «чужой», «нерусский», где «русский» – не этническая, а более широкая категория.

Если соотнести эти данные с данными других опросов об отношении к религии, выводы окажутся сходны. Так, по недавнему другому опросу того же Левада-центра, пасхальную службу в апреле 2012 года посетили 15% граждан – и это притом, что и она подчас посещается не только собственно верующими. Тут можно обратить внимание, что если 15% посещают пасхальную службу, а 11% говорят, что вообще посещают церковные службы, получается, что треть пришедших на Пасху вообще не рассматривают этот приход в качестве участия в богослужении. Для них это более широкий ритуал, поскольку ее отмечает и значительное число неверующих – просто как весенний праздник и народный обычай.

При вопросе о степени важности религии в жизни опрашиваемых лишь 6% указали на то, что она очень важна, и 25% – что она довольно важна. Для остальных это не так. И здесь – действительно заметное снижение по сравнению с серединой 2000-х, когда в целом ее важность отмечали 38%, сегодня – 31%. Причем из имеющихся на сегодня 31% мы не знаем числа православных и числа мусульман, и есть основания полагать, что доля тех, для кого она важна, заметно больше среди называющих себя исповедующими ислам, чем среди тех, кто причисляет себя к православным.

26% опрошенных полагают, что Церковь должна оказывать влияние на принятие государственных решений (в 2005 году их было 42%), причем это – данные еще января 2012 года, то есть до дискуссий по этому поводу, вызванных известными скандалами. 28% считают, что российские власти должны руководствоваться в своих действиях религиозными соображениями; в 2005 году их было 43%.

Таким образом, с одной стороны, неверно говорить, что православных в последнее время в России стало меньше: дающие повод для такого вывода цифры на самом деле показывают условную, а не реальную и содержательную самоидентификацию. Но, с другой стороны, по содержательным и реальным показателям их не стало меньше потому, что их и было, и есть не так много, как обычно представляется – не 70-80%, а (если иметь в виду собственно религиозно значимый смысл слова) не более примерно 20%, притом, что воцерковленных порядка трети и от них.

Но вот доля мусульман действительно увеличивается – хотя во многом за счет большей рождаемости. И вот здесь важны еще два момента. Во-первых, среди тех, кого можно назвать «этническими мусульманами», доля верующих существенно больше, чем среди тех, кого можно считать «этническими православными». Во-вторых, накаленность, политически-мобилизационный потенциал среди мусульман сильнее, чем среди православных. Это значит, что религиозно-политическая пропаганда, да и общее воздействие на своих сторонников организованных конфессиональных структур (церквей) у ислама в России сильнее, чем у православия. То есть в случае разделения и конфликта по конфессиональному признаку православная церковь в своем воздействии окажется слабее мусульманской.

И отсюда встает еще один вопрос и проблема. Создавая определенный карт-бланш церковному «ренессансу» и общественному влиянию, идя на активное сотрудничество с церквями, открывая для их представителей возможности пропаганды в армии, школе, СМИ, государство и власть подразумевали, что в силу явного большинства «этнически православного» населения доминирующее влияние будет иметь православие, которое получит преимущество и станет определенным «идеологическим», укрепляющим государство компонентом, орудием воздействия на общество и политического управления обществом. Однако в силу вышеуказанных причин и большего политически-мобилизационного воздействия на свою среду реальные преимущества и бóльшую реальную возможность для политического укрепления в своих (и не только в своих) регионах получает ислам. И более чем спорно, будет ли это служить укреплению единства страны и самого единого государства.

Расширяя возможности общественного влияния Церкви, наверное, как всегда, хотели как лучше, но довольно вероятно, что (опять же, как всегда) можно получить результат, расходящийся с запланированным. То есть вместо фактора, подчиненного ему и укрепляющего власть, государство само готовит почву для усиления фактора влияния, потенциально направленного против него самого и против основ его властвования.

Укрепляя то, что было названо «традиционными конфессиями», власть имела в виду укрепление подконтрольного ей православия и традиции послушания, но на деле создало условия для укрепления ислама и традиции противостояния центральной власти.

Темы: Россия, Ислам, Православная церковь в России, Религия и межконфессиональные отношения в России, Статистические данные и прогнозы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 24.12.2012, 18:51
    Гость: ALEXUsername

    Да в особенности как нарушить права семей! Лишить два миллиона человек их детей передав их в руки откровенных садистов.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 24.12.2012, 18:47
    Гость: alexsmolen

    Правда, где там небеса, рай и место Богу я так и не нашел.
    ==================================================уместно вспомнить старый анекдот! На богослужении в сельской церкви 13 апреля 1961г один "Фома" говорит батюшке:-" А вот Гагарин был вчера в космосе и ни какого Бога там не видел!"
    на что батюшка резонно заметил:-" А Бог его видел и Благословил!"
    Попутно напомню одну цитату позволяющую понять причину вашего "невежества"-«Первый глоток из чаши природных наук делает человека атеистом, но на дне чаши его ожидает Бог”. Вам как много читавшему и смотревшему, думаю не надо говорить кому она принадлежит. Так что успехов Вам в освоении премудростей.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 24.12.2012, 18:26
    Гость: НЕ НАДО ЛЖИ

    Эк задвинул - типа одни мужики на базаре прокляли других - с кем-де не бывает?
    В одном ты прав, что на проклятия католиков можно спокойно наплевать и забыть, ибо сатана всегда клянет христиан.
    А вот акт Константинопольского Патриарха той поры имел великую силу, ибо анафема произнесена была за отклонение от Догмата, которое ставило автоматически Римо-католиков вне церковных границ.
    Перекрикивать никого Церковь не пыталась, и даже не вещает на площади. Она свидетельствует миру об Истине и проповедает ее ВЕРНЫМ.
    Неверных и безбожников все сие не должно беспокоить.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 24.12.2012, 18:20
    Гость: Проснешься на том свете

    Мать Церковь водима Самим Господом Богом, она никогда не станет Вавилонской блудницей. "Сотрудничать с другими "конфессиями" в сатанинском ВСЦ" РПЦ начала после договоренности со Сталиным о создании под крышей РПЦ т.н. "ОВЦС"- отдела внешних церковных сношений. Это был изначально чисто разведывательный отдел, занимавшийся политикой. Сталин за его создание обещел некоторые послабления РПЦ, что и исполнил. До самой смерти Сталина ОВЦС не вмешивался в церковные дела, однако с приходом Хрущева в ОВЦС был внедрен агент Никодим Ротов, который занялся исключительно разрушительной работой против Церкви на базе этого самого ЭКУМЕНИЗМА, являющегося ересью ересей. С тех пор не только агенты, скрывающиеся под облачениями духовенства, но и ложное духовенство уже несколько поколений СВЯТО УВЕРОВАЛИ В ТО, что именно Церковь имеет блудные наклонности.
    Очевидна сатанинская ложь - БЛУД ЛЮДСКОЙ кощунственно и богохульно приписывается непорочной Церкви Христовой.
    Так что давай, сотрудничай - на том свете СПРОСИТСЯ, но не как за обыкновенные, хотя бы и смертные грехи. Этот грех ПРОТИВ БОГА И ЕГО ЦЕРКВИ - есть хула на Духа Святаго.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 24.12.2012, 17:49
    Гость: великие православные

    подвижники земли Русской-это всем известно и каждый русский человек православный чтит память о них, но то что сейчас происходит, заставляет задуматься -это целенаправленная работа против или что ? Вот потому и процент снижается, печально , разрушается наша культура , наши ценности.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (143)
]]>
]]>
Выбор читателей
Трамп допустил готовность России к обмену территориями и переговорам
© KM.RU, Михаил Попов
Российский суд признал оскорбительным слово «хохлы»
Лукашенко рассказал, почему не помогает России в СВО
В России начнут проверять репродуктивное здоровье детей с шести лет
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Мара спела о последнем бое Федора Емельяненко
Лечебные и косметические свойства хмеля
Владислава Рукавишникова «Белый альбом» (переиздание)
Самые частые правонарушения водителей. Ты тоже так делаешь?
Максим Аншуков («Ключевая»): «Удивительно то, что Родину любить у многих считается зазорным»
Blues Bastards, 28 мая, «16 Тонн»
Кто разрушает путинский режим: первая пятерка
Операция Пластилин «Грустные песни для уставших людей»
Топ-10 популярных сериалов, вышедших в 2021 году
Оберманекен (Анжей Захарищев фон Брауш и Олемпицка Эрте) «Гостья с Сириуса»
ЙОРШ «18 лет punks not dead» (винил)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.