О. Андрей Кураев: «Террористов можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане»

Протодиакон Андрей Кураев, как известно, не является официальным голосом Церкви, да и его положение в иерархии вроде бы представляется довольно скромным для снискания славы. Между тем он ее – трудами и молитвами – имеет, и какую! Среди официальных и неофициальных церковных спикеров он – безусловный лидер, популяризатор скучных догм, мастер облачать их в доступную для самого примитивного восприятия форму. Как следствие, ему не привыкать и к обвинениям в «опошлении» Православия, подачи учения Христа в форме шоу. Беда ли в этом самого протодьякона или же общества, которое в подавляющей своей доле готово воспринимать Евангелие лишь через анекдоты, – спор долгий.
О. Андрею, впрочем, еще не вчера оказалось тесно в амплуа всего лишь богословского популяризатора. В своем блоге он свободно высказывается на все значимые темы, будь то нелегальная миграция или коррупционные разоблачения. Теракт в Бостоне также не оставил нашего героя равнодушным, и он обратился к беспроигрышной теме: обличил одну из граней толерантности – тезис «у терроризма нет национальности и религии». Обличил иронично, весело, даже с сомнительными для времени Великого поста словесными шалостями. «Телеинъекции на тему «у терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же, в конце концов, взрывают наши самолеты и школы! С этим «политкорректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так», – написал в своем блоге протодиакон.
Далее богослов представил логическую цепочку, построенную на тезисе «исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя». Дескать, пусть террористы понимают Коран неверно и искаженно, но ведь эти искажения утвердили не «арабские скинхеды», а «ученейшие исламские мужи». Так что нечего последователям традиционного ислама открещиваться от радикалов. Да, это серьезная болезнь, констатирует о. Андрей и приводит в пример власти Саудовской Аравии, которые в борьбе с нею в течение одного лишь мая 2003 года отстранили от должностей 1710 человек из духовенства. И вообще, заметил Андрей Кураев, какое-то интересное совпадение выходит: как только власти в России или СНГ накрывают очередной центр подготовки террористов – он непременно оказывается связан либо с мечетью, либо с медресе.
Чего же требует протодьякон от честных мусульман? Не так уж и много: всего лишь признать наличие проблемы, не открещиваться от экстремистов, ибо те есть те же мусульмане, разве что «приболевшие». В конце концов, не открестилась же Римско-католическая церковь от педофилов в своих рядах! «Свое надо признавать своим, а не кричать о своей тефлоновости. Иначе от дерьма не избавиться», – заключил протодиакон Андрей Кураев свое эссе. Собравшее, кстати, за три дня 3500 комментариев...
Нашумевшее высказывание протодьякона в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный российский религиовед, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, кандидат исторических наук Роман Силантьев:
– Насчет того, имеет ли терроризм национальность, даже спорить не с чем. У нас сейчас в России террористов русской и украинской национальности – новообращенных ваххабитов – больше, чем чеченцев, которые когда-то плотно ассоциировались с терроризмом. Так что то, что терроризм как явление не имеет национальности, – вещь, в общем-то, совершенно очевидная. Террористы сами по себе, конечно же, имеют национальность, поскольку в принципе непонятна технология лишения их национальности: у нас не существует никаких соответствующих правовых механизмов. Однако мы видим, что лишь только в России терроризм представлен десятками национальностей. Мы никак не можем говорить, что у нас 90% террористов принадлежат к какому-то одному этносу, это неправда. К сожалению, этническое разнообразие в этой среде велико в России, а в мире оно еще больше. Это факт. Так что согласиться с первым аргументом решительно невозможно.
Также есть и такое расхожее мнение, что «не все мусульмане – террористы, но все террористы – мусульмане». Однако все дело в том, что по вероисповеданию террористы действительно имеют определенную идентичность, но она восходит к ваххабизму, а не к традиционному исламу как таковому. То есть подавляющее большинство современных террористов – ваххабиты. А вот считать ли ваххабитов мусульманами – большой вопрос. У самих мусульман нет общей точки зрения на этот счет, но те мусульмане, которые являются союзниками христиан, настаивают на том, что ваххабиты не являются мусульманами и они не несут ответственности за их деятельность. Они сильно обижаются, когда им говорят подобного рода вещи. Они совершенно логично уточняют, что ваххабиты убивают в основном как раз мусульман, в том числе традиционных. И смешивать ваххабитов с последователями традиционного ислама – все равно что смешивать германских фашистов и антифашистов, говоря: «Все вы – проклятые немцы». Это, мягко говоря, неправильно. Да, большинство фашистов были немцами, но, тем не менее, были и немцы-антифашисты, и инкриминировать антифашистам преступления фашистов, на мой взгляд, совсем неразумно.
В христианстве, например, были секты, в том числе весьма агрессивного характера – табориты, анабаптисты, пуритане и много кто еще. И Русская православная церковь, разумеется, никакой ответственности за них не несет. И если вы скажете православному человеку, что, мол, «вы, христиане, в лице таборитов массово вырезали людей», любой нормальный православный разумно ответит: «А при чем здесь мы?» Любой православный возмутится, когда его Церковь обвинят в преступлениях протестантских сект. Вот и традиционные мусульмане возмущаются, когда их смешивают с ваххабитскими террористами.
Мне кажется, что подобные обобщения оскорбляют союзников христиан в лице мусульман. Они спрашивают нас, православных: «Зачем вы бьете нас в спину, когда мы и так находимся на переднем краю борьбы? Нас постоянно убивают, гибнут наши духовные лидеры от рук террористов-ваххабитов... Вы зачем нас отождествляете с нашими лютыми врагами?» И, честно говоря, трудно ответить им, почему так происходит. Разумеется, высказанная о. Андреем позиция не есть позиция Русской православной церкви. И я хотел бы обратиться к нему с просьбой не оскорблять друзей православных, потому что и мне, и моим коллегам потом чрезвычайно сложно объяснять, почему мы на самом деле бьем их в спину.
Сам Андрей Кураев неоднократно призывал воздерживаться от неправомерных обобщений, что было совершенно справедливо, но сейчас он сам этим грешит. Я как человек, который много общается с мусульманами, хорошо знаю позицию официального мусульманского духовенства по этому вопросу, и знаю, что подобные сопоставления их оскорбляют.
В свою очередь, начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина отметила, что спорное по форме высказывание справедливо по содержанию:
– Дьякон Андрей Кураев, конечно, выбрал в последнее время достаточно эпатажную форму изложения своих взглядов. Во всяком случае, у меня сложилось именно такое впечатление. Свою мысль ему следовало выразить вежливее, что ли... Тем не менее, не стоит и закрывать глаза на очевидный факт: действительно, большинство терактов последнего времени совершено под исламистскими лозунгами, это факт. Я не говорю сейчас про конкретный случай в Бостоне, где еще не все до конца понятно, но для того, чтобы решить проблему радикального исламизма, не нужно закрывать глаза на эти очевидные вещи, а признать проблему, как призывает о. Андрей, и думать, как с ней бороться. В этом плане я с ним абсолютно согласна, хотя, повторюсь, считаю, что высказать свою мысль можно было бы более спокойно. Хотя, с другой стороны, это был выбор о. Андрея.
– Думаете, он будет услышан адресатами его послания?
– Здесь есть нюанс. Мы же говорим о радикалах, а в прессе и с трибун выступают, как правило, представители традиционного ислама, здравой части мусульманского населения. И понятно, что они не могут и не должны брать на себя вину экстремистов-фанатиков: это будет ненужным обобщением. То, что мусульманское сообщество в целом не готово признать ответственность за радикальных исламистов, – это факт. Это было видно по его реакции на трагические события в России. Я имею в виду теракты в московском метро, в аэропорту Домодедово. Нас начали убеждать, что ни ислам, ни даже исламский радикализм тут ни при чем, что это все – разработки спецслужб. (Им-то зачем это понадобилось?..) То есть мусульмане были представлены как ни в чем не виноватые, хотя, как позже выяснилось, исламский след в тех терактах был очевиден. Но если «никто ни в чем не виноват» – такое будет продолжаться бесконечно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
японцы очень умные люди
Это единственно правильный выбор, к сожалению без борьбы он не выйдет.
Япония удивительная страна, хранящая свои традиции и устои. Для этого они применяют все возможные правовые и социальные формы борьбы с распространением чужеродных для них религий. Никто и никогда, наверно, не читал в интернете или газете, что какой-то Арабский шейх посетил Японию. Попытайтесь вспомнить...
Ладно, не пытайтесь. Не было такого. А вот почему:
1. Мусульманин никогда не получит в Японии гражданства. Япония - единственная страна, которая не выдает мусульманам гражданство. Спорить не получится. Закон есть закон.
2. Мусульмане не имеют права продолжительно находится на территории Японии.
3. Попытка распространения ислама - уголовное преступление. За это можно сесть в тюрьму и надолго.
4. В Японии нет ни одной школы, где преподают арабский язык.
5. Коран - запрещенная книга. Импортировать её нельзя. Доступна только "адаптированная" версия на японском.
6. Соблюдение обрядов разрешено только в закрытых помещениях. В случае, если ритуалы увидят обычные японцы, мусульманину грозит тюрьма.
7. Разговаривать на арабском строго запрещено.
8. У Японии практически нет ни одного посольства в арабских странах.
9. Ислам в Японии исповедует 0.00% японцев.
10. Приехавшие на работу в Японию мусульманин имеет право работать ТОЛЬКО в иностранных компания. Т.е. японские компании не принимают на работу людей исповедующих ислам.
11. Визы в Японию мусульманам дают очень редко. Даже знаменитые врачи, ученые исповедующие ислам не могут получить визу в Японию.
Осенью 1985-го года Хизболла похитила 4-х советских дипломатов в Бейруте. Одного из них они убили сразу. Остальных держали в плену.
В ответ Комитет Государственной Безопасности (КГБ) захватил родственника лидера Хизболлы. В качестве одной из мер принятого антитеррористического плана, КГБ "кастрировали его, запихнули отрезанные половые железы ему в рот, выстрелили ему в голову и отправили его тело террористической организации Хизболла. К трупу прилагался сопровождающий текст, поясняющий, что другие члены "Партии Бога" закончат свою жизнь таким же образом, если три советских дипломата не будут выпущены на свободу."
Вскоре после этого, Хизболла освободила оставшихся трёх советских заложников. Советские интересы в Ливане больше никогда не были под угрозой.
Если исламисты понимают только это язык, может пора Нам с ними начать на нём разговаривать?
Разъясните,пожалуйста, совершенно непонятную для меня вещь.
Евреи часто и у нас, и в израильской прессе говорят, что они -форпост борьбы с радикальным исламом, без них нас заполонят дикие моджахеды и т.д.
И одновременно, именно евреи и журналисты, и правозащитники, и комментаторы в СМИ типа ЭХО -самые большие защитники мусульман, постоянно навязывающие нам их присутствие. Особенно мигрантов.
То, что и мусульмане и последователи других конфессий в Израиле - люди второго сорта -известно. Хотя бы потому, что тем же православным запрещено на его территории совершать многие требы типа крещения.
Израиль- единственное государство, доступ в которое по национальному признаку. Но хочет так- его право.
Но зачем евреи у нас усиленно навязывают нам то, что у себя видеть не хотят. И очень жестко следят за национальным составом населения.
Не будем питать и внушать иллюзии.
Именно двуличные выступления евреев так раздражают и порождают антисемитизм. Мусульмане в Израиле не ощущают себя равными.
А рассуждать, что те, кто Вас устраивает- живут хорошо, так те, кто устраивают нас- тоже.
Но Вы, если послушать Либермана, не хотите у себя иметь тех, кто не разделяет Ваши взгляды.И заполнять страну мигрантами в ущерб своему населению.
Мы тоже не хотим.А вот евреи, живущие в России, почему то жаждут наполнить ее таджиками и пр. Почему?
Кстати, когда СССР вошел в Афган,все евреи, которых я знала , были самыми жесткими критиками этого, не говоря уже о "Свобода" и пр. А США не критикуют.