О.Л. Сергеев: «Чиновники от образования находятся «в заложниках» у ЕГЭ»

В России подошел к финалу «основной поток» сдачи Единого госэкзамена (ЕГЭ). Рособрнадзор разослал по СМИ восторженные релизы: не зафиксировано ни одного случая «утечек» вариантов заданий и ответов.
Есть ли в этом действительно повод для торжеств и как теперь относиться к столь спорному методу выпускной и вступительной аттестации? Об этом нашему изданию рассказал ведущий эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук Олег Леонидович Сергеев:
– Концептуально ситуация с Единым госэкзаменом поменяется лишь тогда, когда вузы начнут принимать лишь тот контингент, который они действительно хотят у себя видеть, то есть по результатам своих испытаний. Сейчас такой возможности у них нет, за исключением лишь семи ведущих высших учебных заведений. А что касается победных реляций чиновников о пресечении случаев мошенничества, то они, видимо, также касаются и такого «достижения», как снижение минимального проходного балла по русскому языку с 36 до 24... Но ведь это же просто позор! И лишнее подтверждение того, что внедрение ЕГЭ никоим положительным образом не сказалось на качестве образования. Уж, как минимум, по таким дисциплинам, как русский язык и литература.
Специалисты уже который год бьют тревогу. В министерстве образования им в ответ кивают: мол, мы вас услышали, спасибо. Но никто не выходит на открытую дискуссию, на открытый ринг. Если раньше чиновники от образования охотно участвовали в дискуссиях – теперь всё, «закрылись». Действительно ответственного чиновника, принимающего серьезные решения в своей области, на открытую дискуссию уже не вытащишь.
Фактически круг дискутирующих ограничился лишь противниками ЕГЭ, и вот мы каждый раз снова и снова начинаем самим себе повторять, какой же плохой и губительный этот ЕГЭ. Чиновники же в лучшем случае ответят – как отмахнутся: формальные фразы без какой-либо возможности для дискуссии. Да и на что они, по сути, могут повлиять? Они сами в большинстве своем заложники этой системы.
А кто-нибудь вообще помнит, какая была поставлена цель перед этим экспериментом еще в далеком 2001 году? Очень вряд ли, поскольку в соответствующем постановлении правительства о целях не было сказано вообще ни слова! Так какие могут быть победные реляции, когда изначально нет поставленной цели как таковой? Разве что – с ну очень большой натяжкой – к таковой можно отнести упрятанное где-то в глубине аналитической справки упоминание, что с внедрением системы Единого госэкзамена должна снизиться нагрузка на учащихся. Как именно эта нагрузка снизилась, более чем красноречиво показывает нам вал суицидов среди старшеклассников...
Чиновники загнали себя в угол, все всё отлично понимают. Те люди, которые сейчас стоят за организацией ЕГЭ, – все без исключения с профильным и качественным математическим образованием. Они знают, что такое системотехника, они уже будучи второкурсниками могли определить, что данная система аттестации неработоспособна, потому что невозможно перебороть человеческий фактор, когда не менее 70% сдающих ЕГЭ протестуют против такой системы оценки знаний.
Все всё понимают, но не отступают, поскольку под это дело уже потрачены гигантские миллиарды. США вот одумались, свернули свой ЕГЭ – и что же? «Отступные» составили без малого 4 миллиарда долларов. Но нужно быть реалистами и понимать, что у нас, конечно, на такое вряд ли пойдут. Хотя надежда умирает последней.
Комментарии читателей Оставить комментарий
НУ нельзя нам без ЕГЭ:нашим руководителям тоже нужны свои "ПСАКИ".
Заголовок вызывает улыбку.
Чиновники не заложники - они механизм реализации концепции образования.
Они очень занятые люди чтобы размышлять о пользе или вреде ЕГЭ и с одинаковым упорством будут реализовывать любую концепцию образования. А вот концепция образования - результат деятельности экспертного сообщества которое и отвечает за все эти безобразия.
Декларируемый результат ЕГЭ - социальная справедливость, декларируемая конституцией и возможность получить финансирование от государства на продолжение обучения в ВУЗе. Ну кто тут против конституции РФ? Кто против социальной справедливости? Кто против бесплатного высшего образования? Где лес рук?
Так вот, ВСЕ ученики без исключения (желающие и не желающие продолжать обучение) заложники механизма финансирования высшего образования, в котором ЕГЭ - надводная часть айсберга.
Если эксперт говорит только о ЕГЭ, он или не эксперт или его задача отводить всем глаза.
Причина проблем с ЕГЭ лежит несколько в стороне, поэтому ее почти никто не видит - появление платного высшего образования в результате "монетизации льгот, прав, свобод".
ЕГЭ получило новую функцию - давать билет на бесплатное высшее образование. Подсчитайте сколько стоит платное образование в университете за весь срок обучения и будет у вас цена баллов ЕГЭ. Станут понятны, очевидны и разумны затраты в репетиторов, технические средства списывания, подкуп учителей и контролеров (выбор средств и методов зависит от индивидуального мироощущения).
ЕГЭ - как переведёные стрелки часов. Все понимают, что дурь, а сделать ничего нельзя, в гранит отлито.
ЕГЭ - это элемент системы КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА образования. Снижение критериев оценки - показатель плохого качества образования. Чиновники ВЫНУЖДЕНЫ снижать критерии. Ибо тогда половина выпускников никуда не поступит. А школы с, бестолоковыми преподавателями, останется только закрыть.... Но, я бы , в первую очередь, разогнал министерства образования и самого министра....
Писать научитесь без ошибок, правдолюб! И советую, в конце концов, понять что есть такое ЕГЭ и какое отношение он имеет к самому обучению.