Ради ассоциации с ЕС Янукович готов пойти на все. Даже выпустить Тимошенко

Ассоциация Украины с ЕС принесет Юлии Тимошенко свободу. Чтобы поправить здоровье, ей надо выехать за границу, уверяют она сама и прикомандированные к ней евродепутаты. С самого начала все понимали, что, отбыв туда в статусе заключенной, в харьковскую колонию она не вернется. Будет лечиться, пока не закончится срок или вопрос не решится каким-либо иным способом. Украинские власти одновременно настаивали, что все необходимые условия для ее лечения имеются и дома. При этом диагноз Тимошенко не раскрывался, и со стороны было невозможно оценить, кто из них прав.
Ситуация казалась не имеющей решения, если бы не подоспел Вильнюсский саммит «Восточного партнерства», который состоится менее чем через полтора месяца и на котором Украина планирует подписать Соглашение об ассоциации с ЕС (СА) и о создании зоны свободной торговли (ЗСТ).
Вопрос освобождения Тимошенко остался единственным невыполненным условием, поставленным ЕС перед Украиной, и он может все испортить. Естественно, в таких условиях украинские власти вынуждены были придумать комбинацию, при которой можно было бы освободить Тимошенко, не теряя лица. Президент Украины Виктор Янукович вчера заявил, что он готов подписать закон, позволяющий Тимошенко выехать на лечение за рубеж, если тот будет одобрен парламентом. Более того, такой законопроект уже готовится. Таким образом, Янукович перевел стрелки на Раду. Сегодня такой закон был внесен.
Приятное для Европы ускорение процессу придало недавнее заявление еврокомиссара Штефана Фюле о том, что от решения по делу Тимошенко зависят судьба СА и создание ЗСТ с Украиной. Заявление, прямо скажем, обидное для Украины. Ведь Тимошенко отбывает наказание по решению суда? Да. Значит, требуя ее освобождения, ЕС ни во что не ставит украинский суд, а также высказывает пренебрежение относительно возможностей украинской медицины.
Из более ранних сообщений прессы можно было сделать вывод, что в случае Тимошенко речь идет об операции по удалению грыжи позвоночника. Она не является особо сложной, и в киевских клиниках ее делают давно и успешно. Так что заграница здесь не особенно и нужна, разве что для самоуспокоения.
В Киеве надеются, что СА будет подписано 28-29 ноября на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. В это созданное ЕС объединение входят также Молдавия, Грузия, Белоруссия, Армения и Азербайджан, никто из них еще не стал ассоциированным членом ЕС.
Каким же образом будет освобождена Юлия Тимошенко? Переговоры о ее вызволении из узилища полтора года вела спецмиссия во главе с членами Европарламента Патриком Коксом и Александром Квасьневским. Никакой информации о прорабатываемых путях не поступало, и только в среду, после того как спецпосланники представили на заседании Комитета Европарламента по международным делам детали согласованного с украинской стороной сценария освобождения Тимошенко, случилась утечка. О деталях грядущего освобождения Тимошенко проболтался в своем блоге евродепутат Марек Сивец (Польша).
Суть компромисса такова, поведал он: Янукович «частично» помилует Тимошенко, сократив с семи до трех с половиной лет срок ее тюремного заключения. После этого она попросит об условно-досрочном освобождении. А решение об УДО примет один из районных судов Харькова. Формально все останется в соответствии с прежними заявлениями Януковича, что судьбу Тимошенко решает не он, а суд.
Но даже оказавшись на свободе, Тимошенко не избавится от иных отягощений, наложенных на нее Печерским судом Киева по «газовому делу», – штрафа в размере 200 миллионов долларов и запрета занимать руководящие должности на протяжении трех лет. Чтобы попасть с таким долгом за границу, ей могут оформить «временное» разрешение на выезд, а власти согласятся подождать уплаты штрафа до ее возвращения. Захочет ли она после этого возвращаться – большой вопрос. Но даже если вернется, то и невыплаченный штраф, и неснятая судимость надежно перекроют ей путь на президентские выборы 2015 года, что и является главной заботой украинской власти. «Похоже, этот вариант – единственно возможный», – написал в блоге депутат Сивец.
Научный директор киевского Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко убежден: в случае выполнения описанного сценария ЕС согласится подписать Соглашение об ассоциации с Украиной. «При таких обстоятельствах вероятность позитивного вердикта Совета ЕС – 95%», – цитирует его «Коммерсант».
Что касается России, то она будет находиться в двойственном положении. В Москве не раз заявляли, что сажать Тимошенко было не за что. Однако если ее освободят именно теперь, это снимет последний барьер на пути Украины к СА и ЗСТ.
Источник газеты в правительстве говорит, что Евросоюз «загоняет страны «Восточного партнерства» в угол, заставляя выбирать между собой и Россией... Все это напоминает геополитическую игру с целью утереть нос Москве. Обидно, что наши европейские партнеры подходят к этой перспективной теме, которая могла бы всех нас надолго объединить, столь недальновидно. Но при любом исходе саммита в Вильнюсе рыдать мы не будем».
Теперь остается только ждать, одобрит ли Верховная Рада «закон Тимошенко». Но он, считает адвокат экс-премьера Сергей Власенко, не нужен: чтобы освободить ее, достаточно и существующей законодательной базы. Есть закон об охране здоровья, который регулирует выезд на лечение. Кроме того, в июле депутат Сергей Мищенко внес отдельный законопроект, который разрешил бы заключенным выезжать на лечение; почему бы к нему не вернуться, вторит ему депутат «Батькивщины» Юрий Одарченко, мнение которого приводят «Ведомости».
Также в парламент вносились другие законопроекты, позволяющие ее выпустить, – например, на основе гуманизации законодательства или декриминализации статей, по которым она была осуждена, напоминает Одарченко, но ни один из них не был принят.
В этой ситуации очевидно, что Янукович не хочет брать на себя ответственность и решил переложить ее на парламент и оппозицию, считает украинский политолог Вадим Карасев. Если оппозиция будет настаивать, что закон не нужен, или будет против закона в версии партии власти, то именно она окажется виновной в срыве подписания Соглашения об ассоциации. Также президент хочет ограничить возможности Тимошенко за рубежом, чтобы она и там оставалась заключенной, однако Тимошенко на это не пойдет. В любом случае, компромисс будет найден, поскольку и Украина, и Европа стремятся к соглашению.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не надо такой категоричности. Без своих развитых технологий и индустрии станы могут быть только придатками, банановыми мелкашками, туристическими зонами с наплывом разношерстных орд, откуда молодежь тикает и где нет перспективы, хотя "счастья" полные штаны. Современные технологии позволяют содержать производства в идеальном экологическом состоянии. А вот добыча например сланцевого газа может превратить регион в отравленную зону сталкеров...
Мы опять нервничаем? Я не спрашиваю откуда Вы знаете про 90%. Я не спрашиваю, требует ли ВЭД лицензирования, или регистраци. Я всего лишь спрашиваю, каков процент предприятий, работающих с ЕС (имеет сертификаты REACH и CLP) по отношению к общему числу украинских предприятий? Если Вы не знаете, скажите просто: "Не знаю". Вас на межнациональный предмет никто не провоцирует. А Вы закатываете истерику. Нехорошо.
Что у Вас Великороссов за привычка, лезть "на рожон" в вопросах, в которых Вы вообще ничего не знаете. Причем, не только не знаете, а еще и не хотите знать. Украина Вам не Россия. Тут внешнеэкономическая деятельнось не требует ни лицензирования ни регистрации. Теоретически, любая бабка с базара может продать партию семечек польской маслобойне. Поэтому не может быть статистики, сколько компаний торгует с ЕС вообще. Кроме того, получение сертификатов на ввоз своей продукции в ЕС - часное дело компаний, про которое они так же никому не докладывают. Легко предвидеть Ваш следующий "коварный" вопрос (с делитантами всегда просто). Откуда же я знаю про 90% ? На прощанье Вам отвечу и на это. Регламент REACH предполагал, что в 2008 году все компании бесплатно регистрировали свою продукцию по временной схеме и "работали" по временным сертификатам, которые должны были заменить на настоящие в соответствие с объемами поставок, но до 2018 года. По статистики ECHA (агентства, обеспечивающего регламент REACH) 90% украиских крмпаний "поменяли" временный сертификат на постоянный. Более просвящать Вас не буду. Ищите информацию сами.
В том, что эти 90% не показатель. Показателем будет процент сертифицированых предприятий к общему числу предприятий Украины. Я же задал этот вопрос выше.
Здравый смысл требует пропаганды? Тогда Вам по другому адресу.