]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Здоровье
Главная → Здоровье → Материнство и детство
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
    • Болезни и их лечение
    • Здоровый образ жизни
    • Материнство и детство
    • Открытия, события, факты
    • Помоги себе сам
    • Энциклопедия
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

С инвалидной коляски – в школу

14:03 22.08.2012
, Ника Батхен
© KM.RU
© KM.RU

В осеннюю сессию 2012 года Государственная Дума планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании, закрепляющий права «особых» детей на обучение в обычной школе.

Согласно результатам исследований, к 2020 году в лучшем случае 25% школьных зданий окажется приспособлено для занятий с детьми-инвалидами. На данный момент для инклюзивного обучения годится лишь 5% школ. Дефицит педагогического состава – от 5 до 40% в зависимости от региона. И это при том, что «особым» детям нужны не только учителя, но и личные кураторы – тьюторы.

По итогам опросов общественного мнения от 35% до 45% российских родителей протестует против совместных классов для здоровых детей и тех, которые имеют те или иные отклонения или заболевания. Первая «совместная» школа в России появилась в 1991 году в Москве, сейчас их несколько сотен на страну – при условии, что каждый сотый ребенок получает инвалидность раньше, чем успевает вырасти! Более 200 тысяч детей с особыми потребностями обучается в коррекционных школах, около 240 тысяч в том или ином режиме посещает обычные общеобразовательные учебные заведения.

Само по себе право на образование для «особых» детей – заслуга эпохи прогресса. Систематическому обучению детей с ограниченными возможностями меньше трехсот лет – в 1760 году в Париже открылась первая в мире школа для глухих, в 1784 году там же – школа для слепых, а в 1841 – частная школа для умственно отсталых.

В СССР достаточно долго коррекционные школы оставались скорее благотворительным заведением, нежели ступенькой к адаптации в общество. Система интернатов для детей с ограничениями подвижности, глухих, слепых и так далее, с одной стороны, позволяла «пациентам» окончить школу, получить навыки общения, а с другой – готовила их лишь к малоквалифицированному труду в лечебных мастерских «Общества слепых» и «Общества глухонемых», а не к полноценной социализации. На данный момент ситуация меняется в лучшую сторону – в институтах страны обучается более 15 тысяч студентов с ограниченными возможностями, разрастается система паралимпийского спорта, профессионального обучения, экстернатов и дистанционного образования.

Позиция современных дефектологов однозначна – ребенку-инвалиду, даже самому «тяжелому», важен контакт со сверстниками, общение, игры, занятия. Адекватное отношение коллектива, участие в учебном процессе стимулирует познавательные способности таких детей, помогает адаптации, повышает самооценку. Основной вопрос, который волнует родителей таких малышей – где ребенку будет лучше? Стоит ли всеми правдами и неправдами настаивать на поступлении в обычную, «дворовую» школу или лучше искать учебное заведение, практикующее инклюзию? Посещать специализированные детские центры, кружки и клубы, перейти на домашнее обучение или все-таки выбрать коррекционное образование?

Школы бывают разные

Чем раньше начать лечебно-педагогические занятия с «особым» ребенком, тем большего удастся достичь. Коррекционные детские сады, в которых работают узкие специалисты, за несколько лет позволят выявить степень обучаемости и адаптивности малыша, подготовить его к школе и пребыванию в коллективе. Ребенка с сенсорными нарушениями учат читать пальцами или разговаривать жестами, ребенка с проблемами умственного развития – общаться, получать знания и выполнять задания, ребенка с двигательными нарушениями – использовать сохранные возможности тела. Таким образом, к 6-7 годам становится ясно, какой образовательный подход требуется. Родителям важно понять – ребенку с особыми потребностями необходимо пристальное внимание, индивидуальная педагогика с учетом его особенностей и проблем.

Специальные школы показаны для детей с неустранимыми нарушениями развития. Там опытные дефектологи помогут ребенку получить знания в объеме школьной программы, а затем и профессию, обучиться навыкам самообслуживания. В обычных ГОУ высокоуровневых специалистов по работе со слепыми, глухонемыми или «нейроотличными», как говорят в США, детьми, как правило, просто нет.

Коррекционные школы 1 вида предназначены для неслышащих детей и дают полное среднее образование за 12 лет. Параллельно детей обучают устной и письменной речи, развивают остаточный слух.

Коррекционные школы 2 вида – для слабослышащих и позднооглохших детей, дают полное среднее образование за 12 лет.

Коррекционные школы 3 и 4 видов – для слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения, дают полное среднее образование.

Коррекционные школы 5 вида – для неговорящих детей с теми или иными речевыми патологиями, тяжелым заиканием, дают полное среднее образование.

Коррекционные школы 6 вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, параличами и так далее, дают полное среднее образование.

Коррекционные школы 7 вида – для детей с задержкой психического развития, эмоциональной неустойчивостью, проблемами с вниманием, памятью. Полного среднего образования они не дают.

Коррекционные образовательные учреждения 8 вида предназначены для детей с глубокой умственной отсталостью. Полного среднего образования они не дают.

Два типа учебных заведений: за и против

Выбирая образовательное учреждение для «особого» ребенка, следует учесть множество фактов. Готова ли выбранная школа к обучению ребенка с ограниченными возможностями, есть ли там нужные специалисты, а также пандусы, парты? Готов ли к школе сам ребенок, удастся ли ему наладить контакт со сверстниками и, возможно, родителями будущих одноклассников? Не ухудшат ли учебные нагрузки физическое и душевное состояние малыша? Стоит здесь задуматься не только о правах своего ребенка на обучение, но и о потребностях остальных детей в классе – если «особый» ученик бьет или оскорбляет сверстников, портит чужие вещи, ходит и шумит на уроках, скорее всего, одноклассники и их родители достаточно быстро начнут возражать против присутствия нового товарища.

Признаки, допускающие обучение в общеобразовательной школе:

1. Ребенок контактен, общителен, хорошо ладит со сверстниками.

2. Ребенок обучаем, способен выполнять задания и требования учителя, заниматься самостоятельно, хотя бы какое-то время, но соблюдать дисциплину на уроках.

3. Ребенок способен самостоятельно перемещаться, обслуживать себя и ухаживать за собой, не возникнет проблем с переходом по классам, посещением столовой и туалета, умыванием и т. д.

4. Ребенок не страдает частыми судорожными припадками, обострениями, которые могут напугать других детей, пользуется памперсами при недержании стула и мочи.

5. Состояние ребенка стабильно, лечащие врачи не возражают против инклюзивного обучения.

6. Ребенок не агрессивен, понимает, что других детей бить и толкать нельзя, не страдает клептоманией, копролалией (неконтролируемой бранью), расстройствами сексуального поведения.

7. Родители готовы на контакт со школой, помощь в организации учебного процесса для «особого» ученика, сопровождение его на занятиях.

Полноценное инклюзивное обучение – лучший вариант для адаптации ребенка с незначительными или среднетяжелыми двигательными нарушениями, слабовидящего или слабослышащего, страдающего хроническими заболеваниями (диабет, ревматизм, компенсированный порок сердца), в отдельных случаях – с небольшой степенью умственной отсталости, синдромом Дауна, аутизмом, СДВГ. Совместные усилия родителей и педагогов сделают совместное обучение полезным не только для «особого» ребенка, но и для его «нейросохранных» сверстников, поскольку оно пробуждает эмпатию, взаимопомощь, и даже, как доказали американские исследователи, улучшает оценки и поведение здоровых детей.

Признаки, склоняющие к выбору коррекционной школы:

1. Комплексные органические поражения (слепоглухонемота, ДЦП в сочетании с умственной отсталостью, тяжелые параличи).

2. Необходимость адаптации к нормальной жизни (полная слепота и глухота).

3. Неспособность к самообслуживанию, самостоятельному обучению.

4. Необходимость коррекции (реабилитация после травм и операций, тяжелое заикание, педагогическая запущенность и так далее).

5. Невозможность организовать лечение и необходимую ребенку работу с дефектологом в семейных условиях.

Коррекционное обучение необходимо для подготовки к самостоятельной жизни людей, чьи физические возможности очень существенно ограничены. Опытные наставники, которые знают, как именно надо обучать таких детей, помогут ребенку получить максимум знаний и навыков.

Детям с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, душевными болезнями, девиантным поведением, прогрессирующими хроническими заболеваниями сложнее всего подобрать подходящее учебное заведение. Возможно лучший вариант для них – неполная инклюзия, посещение некоторых уроков, специальные школы или домашнее обучение, совмещенное с занятиями в развивающем детском центре или творческом кружке инклюзивного образования. Небольшой коллектив дружелюбных сверстников поможет деликатной, постепенной социализации, а индивидуальные занятия дадут больше знаний, чем класс на 40 учеников.

Каждый ребенок имеет право на образование, но только от родителей зависит – как наилучшим образом это право реализовать. Сделайте правильный выбор!

Темы: Дошкольное образование в России, Образование в России, Российские школьники, Среда обитания и ее влияние на самочувствие и здоровье человека, Школьное образование в России, Дети
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>


]]>
Выбор читателей
Евро-российская война
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%
Сергей Черняховский: «За что мы не любим Америку – понятно и очевидно. Интереснее то, за что ее можно любить»
© KM.RU, Кирилл Дуболев
Ситуация критическая. Росстат засекретил данные по демографии в стране
]]>








]]>
Избранное
Школа НАТО: Не стоит недооценивать украинских солдат – их готовили серьезно и долго
НАИВ «Симфопанк»
Армейский чек-лист. Вооруженные силы России определили приоритетные планы по боевой подготовке
«Оживление джихадистского движения внутри самой России – теперь вопрос времени»
Ташкент приглашает на международный кинофестиваль
Castle Heat «Пламя» (интернет-сингл)
Ник Рок-н-Ролл отказался от доспехов Бога
VI Великопостный хоровой фестиваль, 14 марта — 9 апреля, Разные площадки
«Когда развалился Советский Союз, "Буран" умер. Вместе со своим государством – тогда одним из самых мощных в мире»
«Приключения «Электроников» попрощались со своим первым альбомом
Ермен Анти, 13 января, Harat’s Pub (Актюбинск)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.