Москаленко С.В.
В период 60-90-х годов ХХ столетия активно создаются произведения, классификация которых не сводится к уже известным и четко зафиксированным жанрам в теории литературы. Так называемый «синтез жанров», включающий понятие «фэнтези»[1], образует поэтическое единство структурных признаков произведений указанного периода.
«Фэнтези» представляет собой сплав нескольких видов литературы: мифологии, сказки, легенды и рыцарского романа. Мир «фэнтези» - это «мир, где обязательные атрибуты - наличие меча и магии»[1, с.157]. Основными устойчивыми признаками таких произведений являются следующие:два мира и более, параллельно существующих; магия, превосходящая технологию и составляющая основу обычной жизни либо полное отсутствие технологии; герой или герои, решающие глобальные задачи данного мира; рыцарский дух, «кодекс чести», наличие мечты. Преходящие признаки - перемещение главного героя из мира в мир;наличие сказочных и фантастических существ;развитие внутренних качеств героя. Один из признаков жанра - отсылка к образам, формирующимся в поле «архетипа»[2]. Общеизвестное определение данной дефиниции происходит от греческого «arche» (начало) и «typos» (образец), то есть модель, первообраз.Основой сюжета многих произведений фэнтези является путешествие в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы. При этом важным является не столько достижение цели, сколько сюжет в виде описания путешествия героев с испытаниями, обязательными моментами жизненного и духовно-нравственного выбора. Динамически развивающаяся литература фэнтези включает в себя разнообразные «узнаваемые» сюжеты и образы.
Данные черты оказались востребованы русской литературой для детей и подростков и узнаваемы в многогранном творчестве В. Крапивина. Стиль произведений этого автора требует всестороннего рассмотрения, поскольку в нем выразительно отражены общие тенденции в литературе вообще, в художественной словесности, обращенной к человеку, находящемуся в возрасте становления и личностного самоопределения. Несомненно, изучение стиля в его многогранности может быть продуктивным при условии понимания жанра, на который ориентируется писатель в своем творчестве.
Так, произведение В. Крапивина «Портфель капитана Румба» (книга была завершена 1990 году) позволяет, с одной стороны, сделать анализ того, что характерно для фэнтези как такового, а с другой - увидеть примечательное в индивидуальном стиле автора. События происходят в 19 веке, начинают разворачиваться в портовом городе Гульстаун. Главные герои, дядюшка Юферс и его племянник Дик, находятся в удручающем состоянии нищеты, и жизнь не обещает изменений к лучшему в ближайшем будущем. Но внезапное появление незнакомца предопределяет дальнейшую судьбу героев. С целью спасти человека от преследователей, Юферс сжигает старинное кресло. Все трое обнаруживают на обратной стороне несгоревшей кожи указания на пиратский клад и отправляются на поиски приключений. В дороге они встречают друзей, переживают потери и обретают счастье. Начало повествования происходит накануне праздника Рождества. Выбор времени не случаен. Для русского человека праздник «Рождество Христово» связан с верой в светлое будущее, с надеждами на перемены к лучшему. Самые первые строки в произведении повествуют об ожидании всеми людьми праздника: «накануне праздника Рождества... горели иллюминаторы.... светились окна...»[3, с.9]. Мы отмечаем также противопоставление, которое чётко прослеживается в названии и содержании первой главы: «Самое начало. - Огоньки в окнах. - У холодного камина»[3]. Отсутствие возможности иметь минимум радостей («Праздник светился даже в редких окошках громадных портовых зданий... Лишь в одном окошке, у самой крыши высокого склада, не было света» [3, с.10]) мотивирует основной ход событий.
Рассматривая пространственно-временную ось произведения, можно условно выделить пересечение миров: таверна «Долбленая тыква» и нетопленая каморка,бригантина «Лакартера» и шхуна «Милый дюк»,королевство Нуканука и пространство джунглей, пароход «Новая Голландия» и тихое место под трапом.
Писатель создаёт символичные образы.Образ Дороги связан с поиском неизведанного, с началом нового Пути, поскольку «старый» Путь пройден до конца. Дорога, как и во многих других произведениях фэнтези, у В. Крапивина начинается внезапно и загадочно: «раздался глухой шум, и в камине появились ноги в жёлтых матросских сапогах. Они качались... Ноги дёрнулись, и хозяин их упал из дымохода на дно камина. Свеча погасла»[3, с.22]. Необходимо отметить, что неперсонифицированный образ «света» изначально символичен в произведении. Так автор обращает внимание читателя на события, имеющие первостепенное значение. Часто сопровождает героев образ «Луны». Название компании «Лунная дорога» обращает на себя внимание присутствием «внутренней формы»[4] в каждом слове словосочетания и самого словосочетания в целом. «Луна» как небесное тело, естественный спутник нашей планеты появляется в поле зрения человека в темное время суток и освещает поверхность Земли, отражая солнечные лучи. «Дорога» как путь или средство достижения цели в словосочетании со словом «лунная» предполагает (с опорой на контекст) следующий ассоциативный ряд: светлый путь - дорога в будущее - талисман судьбы. Именно в компании «Лунная дорога» было куплено старое кресло, история которого повлияла на судьбу главных героев произведения. Когда опасность для героев отступала «лунный свет» сменился «солнечным светом», так как «...снег и сыщик Нус отодвинулись далеко, спрятались в дальнем уголке памяти» [3, с.35]. И наконец, в ярком луче света приходит спасение для главного героя в конце произведения («Вспыхнул белый луч, заметался по воде, ударил в Гвоздика слепящей звездой»)[3, с.155].Образ «света» проходит через все произведение, создавая и формируя «дорогу», «путь» героев.
Главный герой - «образец для подражания, идеальная модель высшего порядка». Побуждения и действия главного героя чисты, благородны, они выписаны в строгом соответствии с архетипом героя и сюжета фэнтезийного произведения. В момент ответственного выбора Гвоздик воскликнул: «Ты сам говорил, что моряки должны выручать друг друга!» [3, с.27]. По мере развития сюжета мы наблюдаем развитие внутренних качеств ребенка( «Гвоздику было очень жутко, но он собрал последние крохи смелости» [3, с.58]), смелость, уверенность в лучшее завтрашнего дня превращают одиннадцатилетнего ребёнка в мудрого человека, способного сохранить стойкость в самых сложных ситуациях( «Пожалуй, один Гвоздик не впал в отчаяние. Конечно, он тоже был опечален гибелью ’’Милого Дюка’’, но не так, чтобы терять голову. Во- первых, он не видел беды, если придётся ещё пожить на славном острове Нукануке. Во-вторых, он справедливо считал, что если уж отправились на поиски сокровищ, то надо быть готовым к любым приключениям»[3, с.89]). Вл. Крапивин напоминает читателю о законах в рамках сюжетной канвы, что ещё раз подтверждает фэнтезийный характер произведения ( «Дело в том, что в «Долбленую тыкву» никого не пускали с оружием, это было железное правило»; «Это какой же такой закон даёт тебе право, Нус, останавливать в нейтральных водах судно чужой державы?!»; «Ботончито приказал умерших похоронить в море, а Кавергаша и Кочергу вздёрнуть на ноках грота-рея. Поступать так с работорговцами международные законы предписывали всем военным судам»[3, с. 80]).
Многие фэнтези не обходятся без Короля и Королевства . При этом все фэнтезий- ные произведения априори идеализируют Королевство, показывая его как идеально счастливую страну или как страну, которая была такой, пока не пришло «Зло». На описанном в произведении острове отсутствуют проблемы, а Король не управляю- ет огромными массами людей и ресурсами, он обличён огромной властью и возможностями и помогает главным героям просто потому, что они заняты делом, которое монарх посчитает важным или интересным. Король любим и почитаем всеми своими подданными. Кроме того, он может даже сам ринуться в бой. Хотя В. Крапивин описывал современный мир с пароходами, телеграфом и банками, обойтись без образа Короля он не захотел. На эту роль был выдвинут правитель острова Король Катикали Четвёртый. Как и положено идеальному просвещенному монарху, в фэнтези он «:был известен своей скромностью и скромным нравом»[3, с.52]. Он не занимался правлением, а большую часть времени «проводил в плетеном из тростника обширном дворце, сочинял научный труд по истории своего государства»[3, с.52]. Однако при этом после крушения корабля героев Король выделяет им самое крупное судно своего флота - шлюпку на шесть мест и в составе этой экспедиции отправляется за кладом вместе с ними. Катикали Четвертый - вполне живая и реальная фигура, связанная с окружающим миром: он,наример, запрещает иноземцам привозить на Нукануку крепкие напитки и велит с нарушителями указа поступить «в соответствии с древними обычаями этой страны»[3, с.53].
Образ антигероя также идеализирован. Злодей в произведении В.Крапивина - Сыщик Нус. Он начинает преследовать героев еще с «благополучных времен» до начала приключений и удивительно упорно сопровождает их во время путешествия по всему миру. Нус выслеживает их, бегущих из города, преследует на корабле через два океана, скрытно высаживается на острове. В отличие от сказочных злодеев, господин Нус- Прошус разумен и последователен. В сказках зло бессмысленно, сказочный дракон похищает принцесс непонятно, «куда, зачем и почему». Фэнтезийное зло логично и заботится о себе. Господин Нус последовательно проходит свой «путь»:он жестокий школьный учитель - сыщик - бандит и грабитель, пытающийся убить главного героя. Антигерой, как и положено фэнтезийному злодею, не имеет положительных качеств, хотя и пытается подвести под свои действия «благородную» основу ( «Завтра утром принесешь пуговки и будешь молчать об этом, как маленькая смирная рыбка... Но конечно, сначала я сделаю то, что не успел в школе, это моя учительская обязанность. Школьник не может вырасти полезным для общества человеком, если его ни разу как следует не выпороли»[3, с.151]).
Таким образом,в произведении В.Крапивина «Портфель капитана Румба» проявились жанровые черты фэнтези, которые гармонично сочетаются с жанровыми особенностями волшебной сказки и сказочной повести.
Список литературы
Минералова И.Г. Детская литература. М.,2002.
Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.,1991.
Крапивин В. Портфель капитана Румба. М.,2007.
Минералов Ю.В. Теория художественной словесности: Поэтика и индивидуальность. М., 1999.
Мелетинский Е. О литературных архетипах. М.,1996.
Напомним, что первые термин «fantasy» использовал Дж.Р.Р. Толкиен в своём эссе «OnFairyStories». Он предъявлял к внутреннему миру своих произведений «логичную реальность», то есть «мир» должен подчиняться законам, справедливым внутри этого мира
Источник: Вестник Университета Российской Академии Образования: Черты фэнтези в произведениях В. Крапивина "Портфель капитана Румба".N. 1 (64) /2013. М.-2013 Издательство Университета Российской академии образования с. 87-90
Дата добавления: 23.12.2013
База рефератов на портале KM.RU существует с 1999 года. Она пополнялась не только готовыми рефератами, докладами, курсовыми, но и авторскими публикациями, чтобы учащиеся могли использовать их и цитировать при самостоятельном написании работ.
Это популяризирует авторские исследования и научные изыскания, что и является целью работы истинного ученого или публициста. Таким образом, наша база - электронная библиотека, созданная в помощь студентам и школьникам.
Уважаемые авторы! Если Вы все же возражаете против размещения Вашей публикации или хотите внести коррективы, напишите нам на почту info@corp.km.ru, мы незамедлительно выполним Вашу просьбу или требование.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.