«Сетевые войны» в системе безопасности современного общества
Соколова Светлана Николаевна
Проанализированы вопросы безопасного развития общественных отношений в современной России. Раскрыт вопрос, связанный с «сетевым военным искусством» и конкретно «сетевыми войнами» в современном обществе, которые представляют собой многомерное явление, исследование которых военными специалистами и учеными иллюстрирует тот факт, что сегодня происходит интенсивное переосмысление военной стратегии в рамках быс- троменяющегося информационного пространства. Кратко представлено, что общество, в котором особая роль принадлежит компьютерным технологиям, информации, социальному интеллекту, является сегодня стратегически важным плацдармом. В связи с этим выявлена необходимость регулирования сферы безопасности, которое должно быть направлено не только на предотвращение угрозы «сетевых войн», но и на осуществление комплекса мер по укреплению суверенитета и территориальной целостности современной России
Акцентуация научного сообщества на «сетевых войнах» неслучайна, так как сегодня в мире информационная война становится более заметной деструктивной составляющей, постепенно трансформирующей реальность, активно действующей силой, способной переформатировать общественные отношения, и может быть, «в силу неконтролируемого и непредсказуемого глобального информационно-компьютерного взаимодействия государств, человечество испытает очередную мировую войну» [1, С. 383].
Существующая реальность динамично изменяется под воздействием современных информационных технологий. Постоянное противоборство различных стран приобретает сегодня ярко выраженный характер «сетевых войн», что представляет собой обновленное миропонимание и «стирание грани между собственно военной и мирной формой противоборства государств» [2, С. 57].
В целом, исследование «сетевых войн» современными военными специалистами, политологами и экспертами показывает, что происходит интенсивное переосмысление военной стратегии, представляющее собой «сетевое военное искусство».
«На рубеже XXI века эта новая дилемма современности начинает материализо- вываться в необходимость мобилизации ресурсов для международного сотрудничества, дальнейшего совершенствования глобальной стратегии борьбы с международным терроризмом, разработки и использования новых форм и средств защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократических устоев общества» [3, С. 104].
Системный подход в изучении «сетевых войн» не только обозначил новую тактику ведения современной войны, но и видоизменил общую систему координат, что позволяет теоретизировать в рамках качественно обновленного понимания национальной безопасности с учетом решения геополитических вопросов. «В настоящее время общепризнано, что роль информационной безопасности в системе национальной безопасности существенно возрастает и выходит на первый план» [4, С. 39]. Военная тактика и стратегия и вся современная наука в таком контексте приобретает совершенно иное звучание, подобно тому, как сетевой принцип и методологически грамотно оформленное производство информации априори предопределяет все процессы обмена информацией и преобразует информационное пространство как по форме, так и по содержанию.
Новизна авторского взгляда именно в этом и состоит, чтобы предложить не только некоторые научные дефиниции для анализа закономерностей развития информационного пространства и специфических взаимосвязей, проявляющихся в процессе реализации современной военной стратегии ( медийного, дипломатического, экономического, технического обеспечения безопасности), но и предложить онтологическую составляющую, а также представить краткую характеристику этого многогранного явления.
Регулярный и объемный информационный обмен, являющийся сейчас неотъемлемой частью современной реальности, органично вплетен в динамично развивающиеся общественные отношения и представляет собой постоянно действующий механизм для влияния на социально-политические процессы и формирование общественного сознания, изменения экзистенции человека. Поэтому информационное общество, в котором особая роль и значение принадлежит информации, социальному интеллекту, является сегодня настоящим «полем битвы» и стратегически важным плацдармом в постиндустриальном обществе.
Необходимо осуществлять регулирование сферы безопасности, которое должно быть направлено не только на предотвращение угрозы «сетевых войн», но и на осуществление комплекса мер по укреплению конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности российского государства. Речь может идти о создании интегрированной в общественное сознание долгосрочной перспективной программы развития и целенаправленного воздействия на сферу безопасности современного общества. Так, внешнеполитический курс Президента России В.В. Путина свидетельствует о расширении интеграции России. На этой основе аналитики сходятся во мнениях, что интеграционные устремления на постсоветском пространстве получат новый импульс, в том числе и информационный, а «противостояние стран Единого экономического пространства с западными державами может приобрести устойчивые черты» [5, С. 2].
Интеграция сетевой деятельности, особенно в сфере безопасности, создание активно функционирующего информационного обмена предполагает активное разностороннее взаимодействие, а также необходимое воздействие на общественное мнение, обновленное в ходе реализации концепции военной стратегии. В современном обществе основная идея выражается в следующей формуле: взаимосвязь явлений и процессов раскрывается во взаимодействии элементов единой сети, высокопрофессиональной информационно-сетевой деятельности человека. «Представление о человеке как о сверхсложной, многоуровневой и высокоорганизованной системе с точки зрения современной науки является достаточно естественным и очевидным» [6, С. 8].
В связи с этим важно учитывать смещение акцентов в современной теории войны, связанных с онтологической составляющей реальности. В информационном пространстве в полном объеме осуществляет себя интроекция в рамках системно-кибернетического подхода, что обусловлено итеративностью, результатами информационно-коммуникативной деятельности различных субъектов (акторов) безопасности. Социальные сети способствуют высокоэффективной реализации социальных коммуникаций и активно инициируют развитие базовых потребностей. Основной замысел «сетевых войн» раскрывается в процессе создания информационно-сетевого и коммуникационного механизма, обеспечивающего высокоэффективные системные связи в информационном пространстве, что подразумевает реализацию действенных концептуально стратегически выверенных военных моделей, высокоэффективных сетевых войн, способных тотально и в глобальных масштабах оказывать воздействие на процессы демократизации, человека и современное общество в целом.
Следовательно, для современного общества жизненно необходим прогрессивный процесс демократического развития, который «позволит воздействовать на детерминированный хаос и динамику самоорганизации социально-экономических систем» [7, С. 18]. Структурные характеристики сетевых войн предполагают имманентиза- цию конкретных действий, направленных на формирование программ ( моделей) поведения человека в различных ситуациях, например, финансово-экономического кризиса, локальной войны, периода мирного сосуществования различных государств.
Доминирующая идея сетевых войн заключается в непрекращающемся воздействии на человека и общество ангажированной информационно-сетевой деятельности для осуществления запрограммированного управления в глобальном масштабе.
Существует три основополагающих варианта сценария развития информационно-сетевой деятельности:
во-первых, постоянное инициирование искусственного увеличения потребности в использовании информационного пространства, одновременного прекращения к доступу качественной информации;
во-вторых, максимальное обеспечение достаточно широкого доступа к информации через сетевые механизмы и инструменты обратной связи, надежно защитив их от внедрения нежелательных субъектов (акторов);
в-третьих, сокращение до минимума собственной потребности в достоверной информации через обеспечение доступа к широкому спектру оперативного и динамичного информирования.
Следовательно, по своему содержанию сетевые войны можно охарактеризовать следующим образом: всеобщая информационно-адаптированная осведомленность, ценности безопасности, скорость распространения информации, распределение силы (от реализации линейной — к более активной точечной инициативе в информационном пространстве), функциональный контроль над доминирующими стратегическими элементами, демас- сификация, тотальное информационное проникновение.
В современном обществе безопасность включает такие ценности, как «национальная и семейная безопасность, мир во всем мире, общественный порядок, вежливость, уважение к старшим, здоровье, социальная справедливость, уважение традиций, благополучие» [8, С. 8]. Информационное пространство активно воздействует на общественные отношения и сферу безопасности, что связано с утверждением культурно-нравственных приоритетов и ментальных моделей, национальных ценностей и, особенно, формированием ценностей безопасности.
Существует еще один определяющий момент, связанный с осознанием необходимости последовательного, активного формирования ценностей безопасности. Как показывает практика, «ценности политической элиты в значительной степени могут отличаться от ценностей большинства граждан» [9, С. 18], что усложняет поиск оптимальных моделей вмешательства государства в общественное бытие. С такими предложениями можно соглашаться, полагая, что отмеченные гуманистические установки являются императивами сферы безопасности, поэтому в процессе регулирования их следует внедрять в общественное сознание. Однако при этом следует иметь в виду, что данные положения фактически нивелируют многие полезные отличительные черты рынка ( конкуренция) и демократических преобразований ( при которых не абстрактное равенство становится основой действий в сфере безопасности, а четко сформулированные национальные интересы и ценности) . При этом следует понимать, что такое философско- ценностное наполнение сферы безопасности может быть расценено как конфликтогенное, субъективное и релятивистское. Это не должно отталкивать, поскольку социальный гуманизм применительно к государственному регулированию — это целенаправленность, организованность и результативность деятельности по реализации целей демократического развития, а не следование абстрактным ценностям. Целесообразным полагается внедрение в государственное регулирование сферы безопасности таких ценностей, как прагматизм и нацеленность на обязательное достижение запланированного результата ( в рамках национальных интересов) . Такое требование будет соответствовать базовым ценностным категориям, сложившимся в мировой практике обеспечения безопасности. Национальные ценности в системе национальной безопасности играют важную роль и определяющее значение, что актуализирует необходимость их продуцирования, обязательного и последовательного внедрения в общественное сознание.
Таким образом, проблема «сетевых войн», эффективного политического лидерства и эффективной политической элиты, способной противостоять деструктивному информационному воздействию на общественное сознание граждан является взаимосвязанной с вопросами обеспечения демократического развития и формированием соответствующих ценностей.
В современной России решение этой проблемы является перспективным для системы государственного регулирования и сферы безопасности. Влияние государства на сферу безопасности, как и в большинстве государств мира, всё в большей степени будет принимать характер информационно-сетевой деятельности. Главная опасность «сетевых войн» для российской государственности заключается в следующем:
во-первых, лежащая в их основе «война идей» ведет к разрушению базовых ценностей народа и государства, национальной, конфессиональной и культурной идентичности;
во-вторых, информационный и идеологический вакуум ограничивает стратегический выбор страны в глобализирующемся мире и делает ее частью системы планетарного контроля» [10, С. 96].
В итоге, за основу информационнокомпьютерной деятельности может быть принята стратегия развития информационного общества ( проекты разработаны как многочисленными научными, общественными центрами, так и Советом безопасности Российской Федерации) , предполагающая, что современный социум носит преимущественно информационный характер, а «сетевые войны» являются неотъемлемой частью человеческой цивилизации.
Список литературы
Еляков А.Д. Кибервойна — новейшая угроза обществу в XXI веке? // Безопасность Евразии. № 1(39). 2010. С. 375-383.
Багдасарян В.Э. Новые технологии борьбы с российской государственностью // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: матер. Всерос. науч. конф. Центр пробл. анал. и гос.-упр., Проект. М.: Научный эксперт, 2010. С. 55-72.
Зонов Ф.А. Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним // Власть. 2011. № 12. С. 103-106.
Дербин Е.А. Вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: матер. Всерос. науч. конф. Центр пробл. анал. и гос.-упр., Проект. М.: Научный эксперт, 2010. С. 38-55.
Осипов М. Интеграционное будущее // Народная газета. 8 мая. 2012.
Лебедев С.А., Лазарев Ф.В. Многомерный человек: онтология и методология исследования. М.: Изд-во Московского университета, 2010. 96 с.
Поздняков А. Порядок и хаос в динамике социально-экономических систем // Наука и инновации. 2011. № 12 (106). С. 13-18.
Степанянц М. Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 3-13.
Смирнов Д.С. Ценностные ориентации политической элиты как фактор ее эффективности // Власть. 2007. № 2. С. 18-24.
Орлов И.Б. Сетевые войны — угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: матер. Всерос. науч. конф. Центр пробл. анал. и гос.-упр., Проект. М.: Научный эксперт, 2010. С. 86-96.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zabgu.ru
Дата добавления: 28.07.2014