«Последний закат» Артура Беркута

«Беркут – это птица, – говаривал лет 10 назад лидер группы «Треф» Игорь Кожин, с которым Артур успел записать несколько песен. – Он летает с места на место и ни в одной группе не задерживается надолго». Тогда еще никто не знал, что Беркут придет в «Арию» и задержится в ней на долгих 9 лет…
Будучи «пиратом старой школы» и экс-участником легендарного «Автографа», Артур Михеев (настоящая фамилия Беркута) действительно многое привнес в «арийское» творчество. Именно при нем появились продуманные костюмированные шоу. С Беркутом «Ария» каждый год устраивала уморительные новогодние капустники в том же СДК «МАИ», построенные на сплошных импровизациях. С ним же «Ария» в октябре 2003 года отыграла уникальный англоязычный сет в рамках концерта в «Лужниках» с группами Masterplan и Paradise Lost. Наконец, при Беркуте «Ария» ввела в свои концерты акустические сеты и клавишные номера.
Что же из перечисленного можно было увидеть и услышать на последнем бенефисе Беркута с «Арией» в МАИ 26 августа? Скажем сразу, никаких постановочных трюков, трескучих пиротехнических эффектов и занимательных переодеваний вокалистов в этот вечер не было. Да и песни, предполагающие костюмированное шоу («Обман», «Палач», «Страж империи»), из сет-листа оказались исключены.
Оставалась чистая актерская игра Артура Беркута, которая действительно впечатляла. Во время песни «Колизей» кто-то из поклонников протянул ему плюшевого белого медведя. Беркут не растерялся и тут же задействовал игрушку в контексте повествования, превратив ее в разъяренного гладиатора, безжалостно терзающего противника на арене. После этого медведь был торжественно водружен на подиум по соседству с барабанщиком.
«Раскачивая этот мир», Беркут делал вид, что с разбегу желает сигануть в переполненный танцпартер. Песню «Кровь за Кровь» (вокалист не забыл напомнить залу, что в этом году одноименному альбому стукнет 20 лет) он наполнил продуманными мизансценами: хватался за голову, изображая мигрень Понтия Пилата, и экзальтированно падал на колени на соответствующей строчке.
В финальной части этой композиции Беркуту довелось сыграть на клавишных. Конечно же, не обошлось и без его коронного номера – лайт-версии «Там высоко». Пока техники выносили на авансцену синтезатор, Артур Беркут балагурил: «Я долго и мучительно изобретал для вас звук акустического гранд-пиано».
Любопытно сопоставить прощальное шоу в СДК «МАИ» с самым первым совместным выступлением Беркута и «Арии» в декабре 2002 года в клубе «Б2». По некоторым позициям сет-листы совпадали: и «Колизей», и «Раскачаем этот мир», и «Штиль», и, естественно, «Улицу Роз» можно было услышать на обоих выступлениях. Но 9 лет назад Беркут пребывал в явной зависимости от образа, созданного Валерием Кипеловым, копируя даже фирменное «спасибоу». Теперь же вокалист продемонстрировал те индивидуальные черты, по которым его запомнят поклонники группы, имевшие счастье застать «Арию» в этот период.
При этом отнюдь не возникало ощущение, что все безвозвратно кончилось, и желание пустить скупую слезу. Музыканты удачно избежали патетических напутствий и громких слов. Как это ни банально прозвучит, песни говорили сами за себя. Показательны даже названия выбранных композиций: «Прощай, Норфолк», «Последний закат», «Штиль», «Замкнутый круг»… Но тон всему действу, пожалуй, все-таки задавали строчки из «Дай жару: «Прочь, гробовщик, с пути, к черту венки и цветы, лечит от глухоты наш удар».
Строчки «мы расстаемся – так будет лучше» из баллады «Осколок льда» прозвучали очень пронзительно. Была в них какая-то высшая правда и понимание того, что решение музыкантов о смене вокалиста назрело объективно, и что как минимум хуже уж точно не будет. Финальные строчки «Замкнутого круга» – «что будет дальше – неизвестно» – Артур Беркут произнес вкрадчиво-доверительным шепотом. Разумеется, он немного лукавил: ведь известие о новом проекте «Артур Беркут» с участием высококлассных музыкантов из «Мастера» и «Пилигрима» уже ни для кого секретом не является. Покидая «Арию», Беркут получает отличный шанс сплавить арт-рок а-ля «Автограф», к чему он всегда тяготел, с хэви-метал высшей пробы, в котором он изрядно поднаторел в последние годы благодаря «арийцам».
Беркут сделал свое дело… Все могут двигаться дальше.
Фото - Константин Мошков
Комментарии читателей Оставить комментарий