]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Очередное ЧП в космосе: случайность или тенденция?

14:15 25.08.2011
, Виктор Мартынюк
Очередное ЧП в космосе
Очередное ЧП в космосе

Авария корабля «Прогресс» привела к приостановке использования ракет-носителей «Союз»

Не зря ведь говорят: один раз – случайность, два – правило, три – тенденция. Если принять справедливость этого утверждения, то констатируем: в авиакосмической сфере России сложилась вполне определенная и крайне настораживающая тенденция.

24 августа запущенная к МКС ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» провела в воздухе едва больше пяти минут. На момент публикации этого текста пока еще не завершено выяснение всех обстоятельств аварии (кстати, первой, случившейся с «Прогрессами» за 30 с лишним лет: предыдущее ЧП датируется 1978 годом), которая, между прочим, лишила экипаж станции плановой доставки продовольствия и воды, не говоря о других менее важных, но не менее нужных вещах. Не углубляясь в конкретику, говорят о неполадках двигателя, что звучит пока что слишком общо.

Более-менее конкретно определились с местом падения обломков. По удаче они упали не на какой-нибудь населенный пункт, однако наличие жертв, тем не менее, предполагается. Уцелевшие обломки упали в Чойском районе Республики Алтай, в урочище Чеболак в 40-50 км от села Каракокша. Там, в лесном массиве, в тот самый момент работали бригады лесозаготовителей, а местные жители собирали кедровый орех (по свидетельствам местных, в это время едва ли не больше половины жителей Каракокши заняты данным промыслом). Впрочем, по состоянию на 12:45 25 августа, согласно данным РИА «Новости», обошлось без жертв. Также стало известно, что не подтвердились и опасения того, что высокотоксичное топливо могло попасть в алтайские реки. Специалистами Роспотребнадзора были взяты необходимые пробы, показавшие, что непосредственного загрязнения воды не произошло.

В то же время опасения насчет ухудшения экологии у специалистов остаются. «Баки корабля были заправлены одной тонной амила и более 500 кг гептила. В сумме это свыше полутора тонн высокотоксичного топлива. Какое его количество могло сгореть при взрыве на земле, а какое попало в почву, сейчас сказать невозможно», – рассказал в интервью Интерфаксу анонимный источник в ракетно-космической отрасли. Впрочем, по данным медиков, пока что к ним не поступали пациенты с жалобами на ухудшение самочувствия из района падения обломков.

Как говорится, и это пройдет. В конце концов, к аварийным стартам нам в последние годы не привыкать. И, надо сказать, еще большой вопрос – что неприятнее: те досадные, но реальные и чему-то кого-то учащие неудачи нашей космонавтики или же чисто «голливудские» достоинства американских коллег (см. фронт-проект KM.RU «Американцы никогда не летали на Луну!»). Однако, справедливости ради, возвращаясь к началу статьи, отметим, что тенденция поистине настораживающая. Лишь за последние 9 месяцев это – уже третья неудача. В декабре 2010 года на орбиту не удалось вывести три спутника системы ГЛОНАСС (последующий запуск был успешным), 18 августа сего года случился неудачный старт спутника «Экспресс-АМ4» на ракете-носителе «Протон-М», и вот, менее чем неделю спустя, – снова неудача.

Как водится, лечение пока назначили обезболивающими. «До выяснения всех обстоятельств» ракеты-носители «Союз» (по оценке не только отечественных, но и зарубежных специалистов являющиеся высококлассными и надежными) с эксплуатации снимаются: назначенный на 26 августа пуск носителя «Союз-2», который должен вывести на околоземную орбиту спутник «Глонасс-М», отложен на неопределенное время.

Будут ли наконец-то выяснены все обстоятельства и причины этой череды аварий в отрасли, не без оснований считающейся одной из самых передовых?

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов в беседе с обозревателем KM.RU дал характеристику потерпевшей крушение ракете-носителю «Союз-У» и в целом современному состоянию авиакосмической отрасли в России.

– Прежде всего должен сказать, что сама по себе ракета-носитель «Союз» (она же «семерка») является практически образцом надежности. Сконструированная в советское время, она до сих пор показывала себя практически идеально. Не зря ведь было сказано, что это – первый за 30 лет подобный случай именно с ней. В среднем, если смотреть по соотношению неудачных и удачных пусков данного носителя, то оно составляет 1:40, т. е. практически 98%-я надежность. Это – очень сильный показатель. Этот носитель по своим характеристикам значительно обгоняет американские аналоги.

Другое дело, что приходится, увы, констатировать, что сегодня в аэрокосмической отрасли наблюдаются определенные системные проблемы. Дело в том, что эта отрасль относится к числу сверхтехнологичных, наряду с той же атомной энергетикой, и она требует высокой планки качества производства на всех этапах. Ведь почему сейчас говорят, что «советские самолеты и ракеты летали и не падали»? Из этого не следует, что, например, сейчас их обязательно собирают хуже. Но тогда на аэрокосмическую отрасль качественнее работала вся промышленная система, поставлявшая комплектующие, заводское оборудование и т. д. Сейчас как раз в этой области наблюдаются определенные проблемы.

Удобно наглядно сравнить эту отрасль с автомобилестроением. Можно бесконечно модернизировать автомобили, добавлять какие-то новшества, доводить до совершенства какие-то характеристики, дизайн. Но вот карбюратор – он какой был, такой и остался; узлы – те же. Развитие же аэрокосмической промышленности всегда сопряжено с новыми технологическими поисками, решением новых задач, и новые технологии здесь – естественная и обусловленная необходимость. И все это должно реализовываться при слаженном соучастии разных производств.

Имеющиеся сейчас факты, конечно, радовать не могут, но повторюсь еще раз: конкретно в случае с «Союзом» винить можно разве что случайность. Это – действительно очень надежный носитель. В остальном ситуация, я считаю, поправима при определенной корректировке отношения к ней: оно должно быть серьезнее и ответственнее. Как бы то ни было, мы – признанно сильные участники в космической гонке, и, надо сказать, серьезных космических катастроф у нас не было (достаточно вспомнить взрыв 1 февраля 2003 года американского шаттла «Колумбия», когда погибли все 7 членов экипажа. – Прим. KM.RU).

Темы: Космонавтика в России, Международная космическая станция, Промышленность в России, Роскосмос
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 07.01.2012, 02:45
    Гость: Виктор

    Ракета или самолет просто так не падают. Всегда есть причины, которые приводят к таким результатам. Причины могут быть разные- технологические, системные, организационные.Однако в стране существует тенденция- сейчас все стабильно плохо. Назовите отрасль где все у нас прекрасно? Нет такой отрасли. Так может не туда идем дорогие товарищи? Даже тут у нас бедлам. В армии до сих пор все товарищи, а за воротами воинской части- господа. Я скажу одно- можно работать над социально-экономическим строем,если видеть отдачу.У нас же "реформаторы" 20 лет издеваются над страной и над своим народом, осуществляя в "поте лица" экономичекие преобразования, от которых становиться лучше только небольшрй кучке зажравшихся проходимцев. Я не хочу видеть "отдачу" для этих лиц, отдача должна быть для всей страны.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.08.2011, 09:21
    Гость: Fullback

    Верно Владимир!
    Я об этом твержу постоянно, но не всегда подобные реплики - о преступности режима - пропускают даже здесь на КМ.ру.
    На лицо жуткое, жесточайшее преступление, которое аукнется нам по самые некуда. Мы еще не в полной мере осознали в какое стойло загнала нас власть и ее хозяева.
    Выхода из этого положения, как Вы правильно сказали, в обозримом будущем практически нет! Страшное дело...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 26.08.2011, 09:41
    Гость: док

    почему бездарное?Очень даже даровитое по части разграбления страны,воровства коррупции ....у них свое понятие о созидании...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 26.08.2011, 06:54
    Гость: путь пенсионера

    Хочу внести некоторое уточнение. Кроме материально-технической базы, которую с уничтожили "демократы"и поэтому качество комплектующих "Прогресса" под большим вопросом, есть еще и люди, умельцы, доводящие ракету до совершенства. Эти умельцы уходят, попросту умирают. Средний возраст исполнителей в некоторых федеральных целевых программах ("Развитие гражданской авиационной техники", например)составляет 62 года. Это средний возраст! Значит есть спецы и под 80 лет, работавшие еще с Королевым.Но они умирают, а заменить их некем - специалисты, подготовленные фурсенками, умеют лишь перенаправлять финансовые потоки. Одним словом как никогда актуален лозунг "Кадры решают все!"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.08.2011, 06:27
    Гость: Скорняков

    По ТНТ в утренней программе показывают разные факты, малообъяснимые. Кажется, на неделе этой, показали старца, из нынешней науки. Он вполне определённо говорил, что если раскрыть зонтик и очень быстро двигать им вверх-вниз, то можно приподняться над землей. Немудрено, что носитель ваш вдруг подвзорвался. С кадрами такими, могло быть намного хуже. Ой, не знаю, сколько лет ещё про ракеты будете судачить. Ракеты могут только боевыми быть, на них ведь не летают. У Вас, кажется, ведь есть сбитые тарелки инопланетян. В чём же дело? По примеру великого Китая, взяли бы и разобрали до винтика её, по деталям чертежи создали и сборочные тоже и летали бы на разработанных моделях. Надёжно, просто и практично. Вы до Луны то, кстати, сколько добираетесь: неделю или две? М-да. Ракеты у Вас тут подкачали. Ведь так и помереть можно, в начале славного пути, если вдруг решили бы на дальнюю Планету замахнуться.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (31)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: поставки Tomahawk Украине приведут к разрушению отношений РФ и США
Антон Силуанов © KM.RU, Алексей Белкин
Силуанов: повышение НДС принесет бюджету РФ в 2026 году 2,3 трлн руб.
Коллаж © KM.RU
Поляки и прибалты — гнусные типы: Меркель нашла новых виновных в конфликте на Украине
© KM.RU, Кирилл Дуболев
Курьерам-мусульманам запретили перевозить свинину и алкоголь
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Тишин «Громкий» (интернет-релиз)
Щелочь «Робот» (ремикс)
«Русская Правда», 9 ноября, «Дорогая, я перезвоню»
«Пикник» с симфоническим оркестром, 22-23 марта, Crocus City Hall
Медийные образы Лукашенко и Тихановской
«Тэтчер отдыхает». Зачем власть ударилась в «репрессии» против пенсионеров?
Российский национальный оркестр на Втором фестивале «Хор без границ», 11 декабря в КЗ «Зарядье»
Трейлер фильма «Летучий корабль»
«Британская корона: право на "расизм" как обязанность перед нацией. Королевская семья в Англии – не частная семья, а символ страны»
Биртман feat. Гарик Сукачев «Полетела» (интернет-сингл)
Как в приемной «Единой России» испугались граждан, явившихся по призыву партии приносить свои предложения
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.