Социалку обогатят за счет ликвидации «неэффективных» предприятий

Кандидат сказал – президент сделал. Пока еще формально премьер-министр Владимир Путин в ходе заседания президиума правительства РФ поделился с министрами своими планами по оптимизации социальной политики в России. Все ранее данные обещания будут выполнены, проинформировал в первую очередь собравшиеся СМИ избранный главой государства Владимир Владимирович. Цена данных обещаний, по собственным подсчетам премьера, – порядка 1,5% ВВП.
В эту цифру должны уложиться ранее данные еще кандидатом в президенты Владимиром Путиным намерения обеспечить семьи дополнительным пособием на рождение третьего ребенка, довести стипендии до прожиточного минимума, а также повышение зарплат в образовательной и медицинской сферах сначала до среднего по экономике уровня, а потом – и до уровня в два раза выше среднего. На достижение последней цели как раз и заложена львиная доля дополнительных расходов: индексация зарплат врачей и педагогов обойдется в 1% ВВП. Пособия на третьего ребенка отщипнут от пирога 0,2% ВВП, скромнее всего уважат (но все же уважат) студенчество – 0,06% ВВП.
Но вопрос, как водится, упирается не в сами цифры, а в то, кому отныне надлежит быть ответственным за претворение благих намерений в жизнь. Уже сейчас очевидно, что федеральный бюджет «пострадает» меньше всего. Другое дело бюджеты региональные – именно на них, как предполагается, ляжет ноша по раздаче социальным адресатам 2/3 дополнительного бюджетного пирога. При этом пособия на ребенка на первых порах будут на 90% субсидироваться из федерального бюджета, однако к 2018 году каждый регион должен будет покрывать уже 50% расходов.
При этом экономисты, участвовавшие в разработке приснопамятной «Стратегии-2020», полагают, что в данных Владимиром Путиным обещаниях нет ничего, что можно было бы отнести к разряду невыполнимого. Все они «практически полностью совпадают с предложениями экспертов в социальной части «Стратегии-2020», они неоднократно обсуждались в правительстве, начиная с апреля прошлого (2011. – Прим. KM.RU) года, в т. ч. на совещаниях у премьера», – рассказал в интервью «Ведомостям» один из авторов «Стратегии», ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Либеральный экономист при этом выразил уверенность, что около 0,6% ВВП на нужды социалки можно будет выгадать на таких мерах, как сокращение неэффективных структур, введение «подушевого» финансирования и реструктуризации бюджетных секторов... В общем, чтобы где-то что нарастить, нужно где-то еще что-то урезать. Закон природы. Пусть и дикой, но, мол, что естественно, то не безобразно.
А ведь найти примеры «неэффективных структур» в России – невеликая сложность. Особенно в глубинке. Сельские школы на 2-3 класса с от силы десятком учеников, в которых не то что с компьютерами – подчас и с простыми методичками беда. И школы такие есть, и их, увы, не одна-две, хотя на общую картину они разительно не влияют. Однако тут уже самое время отвлечься от бездушных цифр и вспомнить, что за каждым «неэффективным предприятием» стоят люди, которые нередко прилагают немало усилий, чтобы сделать их «эффективными» – в понимании Москвы: лишь бы там, наверху, не спустили до них директиву «ликвидировать».
То же – и с медучреждениями, и с некоторыми учреждениями культуры, чьи худруки не светятся в сериалах и не входят в избирательные штабы. Они, как можно судить по логике новых «базаровых» от экономики, – лишь досадная помеха на пути к всеобщему социальному благу. Мол, ликвидируем их, но зато всем «эффективным» учителям и врачам надбавочку сделаем...
Неужели в большой и богатой России больше действительно нечего «оптимизировать»?..
В беседе с обозревателем KM.RU директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Сергей Смирнов не нашел ничего невыполнимого в намерениях избранного президента:
– Ну а, собственно, почему эти намерения невыполнимы? 1,5% ВВП не идут ни в какое сравнение с действительно запредельными цифрами, которые озвучивали соперники Путина по предвыборной гонке. Данный показатель может быть достигнут за счет, например, политики реструктуризации расходов. Скажем, можно где-то урезать те завышенные льготы, которые были обещаны по некоторым направлениям. Ничего невыполнимого тут нет абсолютно.
Другое дело – под каким соусом все это будет подаваться. Если под соусом реструктуризации бюджетных расходов в пользу социальной сферы – я думаю, что это вызовет значительное одобрение со стороны населения. Будет реально показано, что вновь избранный президент думает о народе, понимает реальный уровень благосостояния народа, собирается расширять перечень социальных услуг и доступ к ним населения. Это был бы очень выигрышный путь. Если же эта «накачка» пойдет за счет инфляционной составляющей, то это – уже совершенно другой вопрос. Да, мы с определенной тревогой, с беспокойством ждем осени. Но есть же надежда у правительства, что к этому времени поступления в бюджет увеличатся. С 1 июля ожидается повышение тарифов на услуги ЖКХ, и очевидно, что на этот фактор власть также возлагает определенные надежды.
– Две трети расходов планируется возложить на регионы. Полагаете, справятся?
– Регионы подготовлены, конечно, по-разному: где-то – абсолютно, где-то – недостаточно. Но даже хотя бы за счет сокращения неэффективных госзакупок, примеры которых мы можем наблюдать, можно воплотить в реальность замыслы Путина. Я, конечно, не возьмусь оценивать вероятность «перезагрузки», на которую ссылаются другие мои коллеги, но все-таки я вижу, что резервы есть, и в т. ч. за счет реструктуризации расходов.
– А как быть с налоговой нагрузкой? Эксперты в один голос утверждают, что повышение планки налоговых сборов – неизбежная данность, но как быть с обещанием Путина не повышать налоги?
– Ну, если повышение налогообложения коснется производителей, – это один сюжет. Конечно же, никакой «прогрессивной шкалы» налогообложения явно не наблюдается. Другое дело – налог на имущество. Его внедрение рано или поздно произойдет, но это уже, как говорится, категорический императив реальности.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Согласен со всеми, выступившими на этой странице. А по поводу развала СССР еще можно добавить, что Горбачев стал разрушать именно рыночные отношения - ввел талоны и ограничения на передвижения товаров. Это глупая сказка, что при социализме рынка не было. По большинству направлений он работал намного эффективнее, чем западный его вариант. И вообще, если учесть три существенных наших отличия от Запада: суровый климат, огромные потери от войны и отсутствие колоний, то советская система показала себя как сверхэффективная.
Наш позор - беспризорные дети и недостаток средств на детскую медицину. И при этом безумные проекты вроде олимпиады и чемпионата мира. Надо начать агитацию против этих мероприятий! И про то, что 5% сжирают 50% нац. дохода, надо на каждом углу говорить.
уже давно не вашей, а прохоровской, чубайсовой, и.т.д.
Не в Путинской, а в Чубайсовой. Путин такая-же марионетка, как и Дима-порожняк, а также прочие.С остальным согласен.
Прекращаем дотировать с/х после истечения переходного периода - доводим импорт продуктов до 90% - высвобождается куча неэффективных с/х предприятий. Увеличиваем закупки импортного вооружения - переводим оборонку в состояние неэффективности. Увеличиваем нагрузку на регионы, не трогая доходы центра, переводим в неэффективное состояние местную промышленность. Есть куча возможностей обогащения социалки. Оставляем 100% эффективные предприятия - сырая нефть, газ, металл в чушках и круглый лес. И плевать, что ресурсов при такой жизни хватит лет на 10. После нас - хоть потоп.
Понятие "неэффективное" предприяти у нас в России, очень "склизкое"! "Лес рубят, щепки летят!"