Украина меняет конституции как перчатки

Майдан долго добивался возврата Конституции 2004 года, хотя трезвые политики предупреждали: не так уж она и хороша, недостатков в ней – выше крыши. Не послушались, сменили. Очень уж хотелось отнять полномочия у президента и наделить ими парламент.
И что в итоге? Примерили, повертелись перед зеркалом – нет, не годится. Другую надо, причем срочно.
Теперь Раде предстоит в трехнедельный срок создать новую редакцию Основного закона, чтобы на свободу – с чистой совестью... пардон, к президентским выборам – с новой Конституцией. Тогда легитимность украинского президента будет больше, хотя все равно сомнения в ней останутся, учитывая способ, которым был отстранен от власти предшественник, и обстановку, в которой пройдут выборы.
Предполагается, что документ вернет президенту широкие полномочия. То есть Рада и правительство, по сути, намереваются обмануть Майдан, требовавший прямо противоположного. Ведь по Конституции-2010 президент фактически контролировал исполнительную власть. Вернувшаяся из небытия Конституция-2004 существенно сузила его полномочия. Если в варианте 2010 года все министры подчинялись президенту, то в варианте 2004 года – парламентскому большинству.
Спустя месяц после возврата революционеры во власти увидели, что это не очень хорошо, поскольку стране нужен не президент, являющийся частью политического декора вроде лепнины на потолке, а реальный руководитель, способный на волевые решения.
В комиссию вошли представители разных фракций примерно в такой же пропорции, в какой они наличествуют в Раде: пятеро «регионалов», четыре члена «Батькивщины», по одному – от партий УДАР, «Свобода», Компартии, парламентских групп «Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украина».
«Мы провели уже несколько заседаний. Надо четко определиться с формой государственного устройства Украины, судебной системой, реформой местного самоуправления. Для начала необходимо обсудить детали с руководством государства – с Арсением Яценюком и Александром Турчиновым. Но они так пока и не назначили дату встречи», – говорит член комиссии Сергей Гриневецкий (Партия регионов), которого цитирует «Коммерсант».
Конституция должна четко ответить на вопрос, останется ли Украина в нынешнем внеблоковом статусе. По мнению Гриневецкого, страна не должна брать курс на присоединение к НАТО: «Сейчас государство к этому не готово». Так же считает и премьер Яценюк, заявивший недавно: «Ради сохранения единства Украины вопрос о вступлении в НАТО не стоит в повестке дня».
Надо полагать, на такой вывод его натолкнул Крым: объявили о намерении отменить закон о языках – потеряли полуостров. Нетрудно предположить, что объявление о вступлении в НАТО обернется потерей еще нескольких областей. Так что хоть и хочется – но колется, придется обойтись без Североатлантического военного блока.
Но если в вопросе военных союзов Украина пошла на уступки внешним обстоятельствам, то позиция по языкам остается прежней, и Турчинов недавно подтвердил ее: «У нас один государственный язык – украинский». Это означает, что русский язык останется региональным в южных и восточных областях. Такая роль ему отведена 10-й статьей нынешней Конституции. «Будет ли эта статья меняться, мы поймем после встречи с премьером», – говорит Сергей Гриневецкий.
Хорошо бы еще понять, останется ли в названных областях делопроизводство на украинском языке или же будет сделано послабление в виде двуязычия. В Крыму, кстати, несмотря на его автономный статус в составе Украины, «мова» перла как бульдозер из всех официальных бумаг, включая справки БТИ и документы нотариальных контор. Поэтому чувства крымского кота, который на популярном демотиваторе благодарит российского солдата, что он больше не «кiт» (морское млекопитающее), вполне понятны.
Если подготовка пойдет по плану, то получится, что возрожденная Майданом Конституция-2004 просуществует немногим более двух месяцев. Но эксперты полагают, что парламентарии не смогут уложиться в поставленные Яценюком сроки и до 15 апреля завершить работу не успеют. Полного текста Конституции ожидать нечего, разве что комиссия сможет «обработать все предложения».
Если отбросить необходимость подпереть новой Конституцией нового президента, то других причин для такой спешки с ее разработкой и принятием не имеется, считают некоторые эксперты. «Попытка изменить Основной закон сейчас – дикость, – говорит один из авторов первой Конституции независимой Украины Виктор Мусияка. – Конституция не требует сейчас никаких корректировок. Необходимо просто обеспечить соблюдение Основного закона в редакции 2004 года и ни в коем случае не трогать больше текст. К изменениям Конституции можно приступать только после избрания нового парламента».
Процесс принятия нового Основного закона надо обставить необходимыми формальностями, считает он. В частности, текущей Раде следует принять закон о созыве конституционного совещания, которое подготовит окончательную редакцию Конституции, а затем то, что получится, вынести на референдум. Иной порядок будет просто «узурпацией власти», говорит эксперт. Да и фактор Майдана, до которого рано или поздно дойдет, что его дурачат, сбрасывать со счетов не нужно. «Думаю, Майдан выразит свое отношение к переменам, которые власть снова готовит в кулуарах, ставя народ перед фактом», – ожидает Мусияка.
А как Майдан умеет выражать недовольство, всем известно.
Премьер Яценюк тем временем обещает, что новый Основной закон окажется волшебным документом, который даст возможность абсолютно каждому управлять государством. «Наша общая задача – объединить страну. Дать каждому гражданину – на Западе он или на Востоке, – знать, что он руководит страной, что он может иметь влияние на органы местной власти и местная власть подотчетна гражданам», – заявил Яценюк во время совещания по обсуждению проекта концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти на Украине 25 марта.
А днем ранее, 24 марта, глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул, что ситуацию на Украине невозможно урегулировать без проведения конституционной реформы. «Нужна широкомасштабная, с участием всех регионов, конституционная реформа. Навязать мы это украинским деятелям не можем, но это – наша оценка ситуации», – заявил Лавров в Гааге на полях ядерного саммита по безопасности.
Комментарии читателей Оставить комментарий
овцеводство и свиноводство,
это, господа, ваше воспроизводство(С)
Да хто ж тебе дасть?
Уйдут в Россию и тебя, свинопаса майданного, не спросят.
Объясните это свинарям на майдане - они явно смешивают эти два понятия.
В России тоже Конституцию подправляют под себя как хотят, и без одобрения народа.
Останетесь без Харькова, Одессы, Донецка, Запорожья, Николаева, Луганска и ещё нескольких крупных городов тогда!)))