Станислав Говорухин вернул русскому народу уверенность в собственной мощи
Станислав Говорухин в фильме «Сукины дети»
Нельзя сказать, что весть о кончине режиссера грянула, как гром среди ясного неба. Примерно год назад он обмолвился о том, что, скорее всего, уже больше ничего не снимет. Поскольку в творческом потенциале Говорухина сомневаться не приходилось, стало понятно, что его элементарно оставляют силы.
13 июня появилось фейковое сообщение о кончине Говорухина. Информацию быстро опровергли, но, увы, подтвердили, что кинематографист пребывает в крайне тяжелом состоянии. И уже утром следующего дня действительно случилось непоправимое.
Станислав Сергеевич обеспечил себе место в истории российского кино уже двумя фильмами – «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя». В 90-е в нем возобладал публицист, и это нашло отражение в полемических документальных лентах «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли». Тогда, к счастью, самого Говорухина мы после них отнюдь не «потеряли», и в конце 90-х у него открылось второе дыхание, а прекрасные и удивительные фильмы от мэтра продолжали появляться регулярно, вплоть до 2015 года, когда он снял черно-белую экранизацию сборника рассказов Сергея Довлатова «Компромисс» «Конец прекрасной эпохи».
Реализовался Говорухин и как актер, великолепно игравший не только в своих фильмах. В 1988-м появился новаторский фильм Сергея Соловьева «АССА». Сыгравший главную роль Говорухин оказался пророком, наделив своего антигероя Крымова чертами прекраснодушного шестидесятника, публиковавшегося в «Юности», цитировавшего не самые растиражированные строки «Евгения Онегина» и напевавшего «Песню о друге» Высоцкого (привет говорухинской «Вертикали»!). Пройдет еще каких-то 15-20 лет, и мы увидим, как эти вчерашние трепетные «лирики» и «физики» оккупируют все ключевые посты, не оставив для развития России никаких перспектив.
Станислав Говорухин в фильме «Асса»
Снятый в 1999-м «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, по сути, вернул нашему кино честь и достоинство, а русскому народу — уверенность в собственной мощи. Во времена жуткого упадка и кино, и России его пенсионер Иван Афонин дал нам всем понять, что при необходимости он может постоять не только за свою обесчещенную внучку, но и поруганную страну. По сюжету, внучку пенсионера, роль которого блистательно исполнил Михаил Ульянов, изнасиловали мальчики-мажоры. Надежды на правосудие нет, потому что у парней очень влиятельные родители. Ветеран решает действовать сам и грамотно мстит молодым негодяям, сам оставаясь при этом безнаказанным.
В новейшее время Станислав Говорухин проявил себя как убежденный государственник и сторонник сильной власти в России. Ряд его инициатив был направлен на установление жесткой регламентации многих сфер общественной жизни, что не всегда находило понимание у его коллег.
Так, в ноябре 2013-го он предложил пересмотреть закон о средствах массовой информации, принимавшийся, по его словам, «в лихие девяностые». Тогда он заявил, что парламентариям стоит подумать об установлении государственного контроля над СМИ. «У нас демократическое государство, но спросите людей - довольны ли они российским телевидением и газетами? Отсюда вытекает, что пора на законодательном уровне эти пункты пересмотреть», - заключил Говорухин. Остается только пожалеть, что тогда режиссера никто не послушал.
После грянувшего в декабре 2013-го в Киеве Евромайдана и последующих трагических событий в самопровозглашенных республиках ЛНР и ДНР Станислав Говорухин подверг резкой критике «незалежных» буянов. В частности, после пожара в одесском Доме профсоюзов он заявил, что ему стыдно за жителей города молодости, куда он теперь не желает больше приезжать.
В отместку зубоскалы разместили на мемориальной доске при Одесской киностудии негативное высказывание Говорухина в адрес Путина от 2000 года: «Путин обязан свой победе рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и голосует». Напомним, что в дальнейшем Говорухин возглавлял предвыборный штаб Президента РФ.
Станислав Говорухин в фильме «Артистка»
Как режиссер Говорухин до последнего сохранял феноменальную форму. Начиная с фильма «Не хлебом единым» (2005) по роману советского писателя Владимира Дудинцева у Говорухина пробудился интерес к черно-белой эстетике, нуару, тонким стилизациям и постмодернистским играм. По сюжету, в послевоенные годы неимущий школьный учитель физики Лопаткин изобрёл революционный метод изготовления двухслойных труб для химической промышленности. Попытавшись внедрить изобретение, он столкнулся с враждебностью отраслевых бюрократов во главе с директором трубозавода Дроздовым, пошёл на принцип, в конечном счёте сел за вредительство, но не сломался.
В эстетике нуара был сделан также черно-белый фильм Говорухина «Weekend» (2013) с красавцем Максимом Матвеевым в главной роли. Лебединой песнью режиссера стал представленный в 2015-м «Конец прекрасной эпохи» по мотивам сборника довлатовской прозы «Компромисс». Пожалуй, это самое «некиногеничное» беллетристическое произведение писателя. Виной тому оригинальная форма «Компромисса». Каждая глава книги начинается с реальной газетной заметки Довлатова, после которой подробно описываются обстоятельства ее создания, вопиюще дисгармонирующие с бравурным тоном самой статьи. Если и переносить «Компромисс» на экран, то правильнее всего было бы снимать 10-12-ти серийный ситком с относительно автономными друг к другу новеллами.
Станислав Говорухин в фильме «Женская логика-4»
Говорухин же все сделал по-своему. Из обилия довлатовских курьезов он выбрал всего четыре-пять историй, максимально приблизив их к первоисточнику, но перетасовав произвольно. Режиссер, кажется, все-таки нашел компромисс между публицистически заостренными работами («Россия, которую мы потеряли», «Ворошиловский стрелок») и холодным эстетизмом своих поздних фильмов («Weekend»).
Ласкающая взор черно-белая картинка достигнута малой кровью, ведь Говорухин предпочел не выстраивать дорогих декораций и не заставлять делать оператора акробатические трюки. Наконец, мастер умышленно не стал эксплуатировать подробности биографии Довлатова, сделав главного героя ленты менее сластолюбивым и остроумным, чем в книге.
Сквозь экранного Лентулова то и дело проглядывает молодой Говорухин, а значит, мы имеем дело с сотворением личного мифа, которому вообще присуща способность не терять актуальности в самых разных исторических условиях. Получается, что попрощался режиссер со всеми нами действительно красиво...
Редакция портала KM.RU выражает глубокое соболезнование всем родным, близким и поклонникам таланта Станислава Сергеевича Говорухина.
Фото с сайтов kino-teatr.ru, kinopoisk.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Короче, съехал с темы, Ваше сиятельство. Прав Тау. Все, на что ты способен - это копипастить чужие мысли и выдавать за свои.
Мы уже установили, что ты с Украины, всячески отбеливаешь бандеровский пресиупный режим. С такими переговоры бесполезны. Фашистская гитлеровская чума слов не понимает.
:-)))) ты определись уже, - века ты считаешь или длительность «барства дикого»?! Хотя совку-то что «совой по пню, что пнем по сове», - все едино: и аренда, и полное отсутствие личной свободы все «катит» под одно, главное - название одинаковое! Ты в советской школе явно в коридорах учился, уж даже тогда самые отмороженные коммунисты про «900 лет» не заикались, ведя отсчёт с Фёдора Иоанновича, а это 1592 год! Уж взялся скулить про «негодный народец», так скули корректно.
:-)))) был бы ты менее туп, так промолчал бы про порядочность, куда эффектнее бы получилось! :-))))
З.Ы. А пра-пра-прадеда твоего зря царь тогда не повесил: вот от гнилого семени гнилая поросль и выросла!
:) Извините, Ваше превосходительство, что позаимствовал у вас улыбку, но ваши умозаключения меня реально веселят) Просто очень даже странно, что вы, Ваше высокородие, с успехом копирующий цитаты из Википедии, выдавая их за свои исторические познания, не знаете о существовании онлайн-переводчиков, типа гугл, яндекс, промт и прочих)
---
Как потомку прапрапрадеда, содействовавшего декабристам, могу вам сказать по секрету, что тогда, в декабре 1825 года на Сенатской площади в Петербурге мог бы состояться именно военный переворот, потому что готовили его, возглавляли и участвовали в нем именно военные в основном. Читайте определение, что такое военный переворот. На Украине, как я уже писал ранее, и армия, и силовики, до последнего выполняли свой конституционный долг и были верны действующему президенту. Вот только жесткого приказа от президента так и не дождались. А власть в стране захватила совсем другая мразь. Те, кого ты тут называешь бандеровцами, хотя настоящих бандеровцев среди этой мрази на тот момент было не так уж и много. Националистская партия "Свобода", да "Правый сектор", объединивший под этим названием несколько различных националистских группировок. И если вы, барин, думаете, что бандеровцы мои кумиры и я их здесь воспеваю, то вы меня вновь отчаянно повеселили. Премного благодарен вам за доставленное удовольствие, Ваше высокопревосходительство!)
Прекрасно ты все понял. Просто опечатка. Речь идет о 2014, а не 2024. А ты, как и ожидалось, говоришь по-украински. Оттуда с незалежной и летят все твои комментарии про "законнопорядочность" бандеровского режима.