Корреспонденты “Вечерки” побывали в самом “богатом” музее нашего города

Есть у нас в городе дворы, про которые можно смело сказать: “Здесь денег куры не клюют”. Яркий пример такого зажиточного подворья — музей денег и денежного обращения при Волгоградском государственном университете. Взять и прийти в него — нельзя, главным образом потому, что собственного помещения он не имеет. Музей этот в неподъемном чемодане, где собрана уникальная коллекция монет и денежных банкнот разных стран и эпох.
ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ
Хранителем несметных богатств вот уже 11 лет (с первого дня основания музея) является Владимир Александрович Сидоров. “Наш музей возник по инициативе ректора университета О.В. Иншакова на базе экономического факультета. Теперь, рассказывая студентам-историкам и экономистам о реформе Канкрина или Витте, мы можем проиллюстрировать эту реформу экспонатами из нашей коллекции. Деньги все у нас настоящие, никаких ксерокопий, только подлинники. Всего в коллекции более 500 экземпляров. Ею даже заинтересовался Сбербанк, ведь подобное собрание имеется только в Центробанке в Москве. В ближайшем будущем у нас появится в новом корпусе свое помещение”.
Первые и самые ценные, на взгляд хранителя музея, деньги были куплены у сотрудников университета Ивана Григорьевича Тинина и Соломона Элиазаровича Крапивенского. Далее коллекцию пополняли собственными силами преподаватели и студенты, выезжающие за рубежи нашей родины.
Распахнув перед нами чемодан, Владимир Александрович раскладывает на столе пачки банкнот разного размера, цвета и достоинства и монеты. Рядом с пятью рейхсмарками, выпущенными в эпоху Третьего рейха лежат 100 лево, с изображением профиля болгарского царя Бориса. Денежная история России представлена экспонатами, начиная от старинных раритетных монет ручной чеканки, существовавших еще в допетровскую эпоху, до знакомых нашему читателю “мавродиков”. Самые древние монеты эпохи Золотой Орды, найдены студентами-археологами при раскопках. Тайские монеты хранитель с легкостью распознал по пальмам и волнистому гурту. Есть в коллекции даже монеты с далекого острова Бали.
Далее нас ожидал захватывающий экскурс в историю, главными персонажами которой были не короли, цари или вожди, а то, ради чего гремели войны, затевались перевороты, совершались походы, — потемневшие от времени, потрепанные в кошельках не одного поколения — деньги. Как оказалось, бывают они разные.
“БЕШЕНЫЕ” ДЕНЬГИ
В допетровской России монеты чеканились ручным способом. Бралась медная или серебряная проволока, рубилась на кусочки и плющилась молотками. А потом на эти плюшки наносился номинал, начиная от полкопейки до полутора рублей. В народе они назывались чешуйками. Чеканились от имени Петра или его единоутробного брата Ивана. По размеру и форме эти деньги напоминали ноготок на мизинце.
В то время в Англии уже существовали станки для чеканки денег. Они, конечно, были примитивные, приводились в движение мускульной силой рабочих. Но по сравнению с тем, что происходило на тот момент в России, английский способ был прогрессивным.
Во время своего “Великого посольства” в Европу, Петр Первый познакомился с Исааком Ньютоном, который в то время являлся смотрителем Тауэрского монетного двора. И вместе с модой брить боярские бороды царь привез в страну несколько английских станков для чеканки монет. Первые деньги появились в монетном, как его тогда называли, Красном дворе Кремля.
“Вот первые петровские монеты, которые стали чеканиться машинным способом, — показывает нам Владимир Александрович 10 копеек с отколотым краем, которые по тем временам были серьезной суммой. — Порой, когда человек пытался расплатиться такой монеткой, у трактирщика не находилась сдача. Потому можно было расплатиться, отрубив часть от монеты. Вот, например, в нашей коллекции от медяка отрезали примерно одну пятую. На эту недостающую часть монетки чей-то далекий предок однажды хорошо отобедал или приобрел новое платье”.
Первые российские деньги имели малый номинал, потому военачальники, удостоившиеся государевой награды, получали ее возами монет. Рубль считался “бешеными” деньгами.
Вообще, в России, раздираемой бесконечными войнами, в ходу была медь. Она стала универсальным материалом, потому что в любой момент можно было собрать у населения под расписку медные деньги и переплавить их в пушки. А после войны те же мечи переплавлялись обратно в орала. Только после 1917 года, когда возник дефицит на чистые металлы, деньги стали чеканить из более дешевых сплавов. Но тем не менее первые пролетарские денежки с изображением молотобойца все равно были серебряными.
НАПИЛЬНИК — ОРУЖИЕ БАНКИРА
“А этот экспонат пополнил наш музейный фонд неделю назад. Это юбилейная биметаллическая монета, номиналом в два фунта стерлинга, привезенная нашей сотрудницей из Англии”.
С биметаллическими монетами мы встречаемся и в современной жизни. Например, нынешняя десятирублевка изготовлена из двух сплавов. На самом деле биметалл — не атрибут красоты, а степень защиты монеты от подделки. Перфорация монет — когда в центре располагается отверстие — также защита от фальшивомонетчиков.
“Фальшивые монеты делались всегда, испокон века, — говорит Владимир Александрович. — В нашей коллекции имеется несколько самых что ни на есть настоящих фальшивок. В России наплыв фальшивых денег совпал с периодом правления Николая II. Держава вела постоянные войны с Японией, Германией и т.д. А поддельные деньги выпускались не для того, чтобы пойти и что-то купить в магазине, а чтобы в глобальном смысле подорвать экономическую ситуацию в стране. Денежные диверсии делались целенаправленно крупными партиями и серьезными противниками. На рубеже веков Россию наводнили фальшивые полтинники и рубли. Изготовлялись они из сплава свинца, а потом покрывались оловянной амальгамой. По весу и цвету отличить их от настоящих было невозможно. Потому вскоре во всех учреждениях, осуществляющих денежные операции, появились первые тестеры для проверки денег. Это был напильник из металла определенной твердости. Тестер на настоящей монетке следа не оставлял, свинец же царапал. А у простого люда вместо напильника были зубы, на которые и пробовалась монетка”.
Хранитель коллекции положил на стол два полтинника времен Николая II — один фальшивый, другой настоящий. Выявить подделку не составило труда в силу того, что монета долго ходила по рукам (видно, не сразу обнаружили ее фальшивость), оловянная амальгама стерлась. И под ней выступила чернота.
СУДАРЬ, РАЗОРИТЕСЬ НА АВТОГРАФ...
Первые бумажные деньги в России появились при Елизавете. Они были написаны от руки и представляли собой разновидность долгового обязательства. Расписка с указанием номинала и росписью владельца превращалась в денежный эквивалент, когда она была оформлена на гербовой бумаге. Каждый последующий владелец оставлял на ней свою подпись. А владельцами денег в то время являлись первые банкиры. Они же ростовщики, они же процентщики.
“Вы знаете, что это за деньги? — пошутил Владимир Александрович, показывая нам большую сторублевую купюру с портретом Екатерины Великой. — Называлась она “катей”. Именно с времен императрицы повелось сторублевки “катями” называть”.
Еще одну особенность денег прошлого столетия показал нам хранитель коллекции. По словам нашего собеседника, бумажные деньги подделывались гораздо чаще, чем монеты. Потому главным способом защиты их от фальшивомонетчиков становилось имя и роспись банкира и казначея. Это был не штамп, а собственноручная подпись.
“На этой сторублевке ее владелец производил химическим карандашом расчеты в тысячах. Судя по этим записям, человек он был не бедный, — заключил Владимир Александрович.
“СМЕШНЫЕ” ДЕНЬГИ
В периоды политических потрясений дензнаки обесценивались и превращались в денежные суррогаты. “Но не путайте их с фальшивками”, — предупредил нас хранитель музея.
В силу инфляционных процессов купюры могли печатать не только государственные банковские учреждения, но и частные лица, вплоть до владельцев трамвайных депо.
Например, на деньгах периода Гражданской войны можно прочесть следующую надпись: “Настоящий денежный знак выпущен Ростовской дорожной конторой Ростовского отделения Центрального банка”. Банкноты выпускали все местечковые правительства. На юге России у Деникина был свой печатный двор, Петлюра выпускал свои деньги, Махно — свои.
Такой финансовый хаос стал возможен из-за того, что центр нашей родины был отрезан от отдаленных регионов. Привезти деньги со столичного монетного двора было невозможно. В Кремле сидели большевики, на юге — Деникин, а кушать хотелось всем.
Чтобы объяснить читателю, что такое денежный суррогат, мы предлагаем вспомнить недалекое прошлое начала 90-х годов. В 1992 году в стране наблюдалась дикая галопирующая инфляция. Денег не хватало в городе, а на селе люди забыли, как они и выглядят. Тогда руководство колхозов стало выпускать свои банкноты. Назывались они примерно так: “Тысяча рублей выпущены приволжским племколхозом такой-то области”. Изображение на голубом фоне было соответствующее — овца.
“КОРОТКИЕ” ДЕНЬГИ
Временное правительство, хотя и просуществовало недолго, однако успело выпустить свои деньги — “керенки”. Это была инфляционная валюта, счет шел на десятки миллионов (и снова вспомните
1990-е). В музее хранятся только “керенки” мелкого достоинства. Они и на деньги-то не похожи, марки какие-то. У них нет защиты, да и не стоили они ничего. На сегодняшний день, вынутые из обращения, они более ценны как факт истории, нежели в годы Гражданской войны как средство оплаты.
Однако этими “короткими” деньгами до 1919 года пользовались большевики. После революции к власти пришли рабочие и крестьяне, и, естественно, никаких знаний в области печатания денег они не имели. Первое время в ход шли старые денежные запасы. “Кстати, на первых советских бумажных деньгах вместо портрета Ленина и других большевистских символов в центре купюры на водяных знаках была свастика. Но свастика не в том смысле, в котором мы ее сейчас воспринимаем, а как древнеиндийский символ солнечного круговорота”.
ЦАРЯ ВЫТЕСНИЛИ НЕ ТОЛЬКО ИЗ ЗИМНЕГО, НО И С БАНКНОТ
В 1937 году в результате денежной реформы родился первый сталинский червонец. Интересна тематика изображений на купюрах. По сути дела, эти рисунки являются рекламой советского строя, возможно, первой в Союзе. С довоенных банкнот на нас глядят представители самых популярных и модных по тем временам профессий. Проследить рейтинг несложно. На трех рублях — военный, на пятерке — летчик. Побила рекорды популярности профессия вождя — профиль Ленина гордо вырисовывался на червонце. Надо добавить, что украшал купюру вождь советской революции с 1937 по 1991 год.
ТО ПО ПАБАМ, ТО ПО БАБАМ
В чемоданчике кроме монет, давно утративших свою ценность, за исключением, пожалуй, исторической и культурной, имеются деньги, которые до сих пор в ходу. Например, доллар с профилем Кеннеди, обрамленный в медальон. В Америке он продается как сувенир и стоит дороже, чем 1 доллар, но им вполне можно расплатиться, освободив от рамки.
Особое место в коллекции занимают жетоны. Например, на один из них в баварском пабе можно получить кружку пива и закуску. “На первом этаже покупаешь жетон, а на втором им расплачиваешься, официант не тратит время на поиск сдачи. Купил 10 штук — продлеваешь удовольствие”.
А рядом с этим экспонатом в коллекции хранится и жетон из американского публичного дома, привлекающий внимание характерным рисунком. Инструкция по его применению не отличается от предыдущей. В общем, покупаешь на первом этаже жетон — на втором получаешь за него услугу определенного характера. Покупаешь 10 жетонов... а мы-то думали, что жетоны только в метро принимают. Время все-таки не стоит на месте.
Промелькнуло и отведенное нам хранителем время. Удивительно, целые эпохи пронеслись за считанные часы, а еще более удивительно то, что они уместились в один черный чемоданчик.
Комментарии читателей Оставить комментарий