«Медведев создает свой стиль общения»

Средства массовой информации на Западе начали делать некоторые выводы относительно стиля, манеры поведения и политического имиджа Дмитрия Медведева. Новый президент России уже побывал в Германии, где встречался с Ангелой Меркель, а на прошлой неделе в Ханты-Мансийске состоялась его встреча со всеми лидерами Евросоюза. Кроме того, в начале июня Медведев выступал на Международном Санкт-Петербургском экономическом форуме, на котором присутствовали все лидеры мирового бизнеса. Таким образом, как показалось западным наблюдателям, вырисовывается картина, которая позволяет сделать некоторые выводы. Вывод первый: ожидания по поводу того, что Дмитрий Медведев резко расстанется со стилистикой и манерой политического поведения Владимира Путина, не оправдались.
== Новый президент тщательно обходит «острые углы» ==
Каждый раз, когда происходит крупное международное событие, в котором участвует Медведев, западные издания выходят с большими статьями, посвященными тому, что ждет Запад от нашего президента. Журналисты, как правило, пытаются убедить читателей и самих себя в том, что уж на сей-то раз Дмитрий Медведев проявит свое подлинное либеральное и прозападное содержание, отречется от риторики Владимира Путина и продемонстрирует новое лицо российской внешней политики (которое больше устроит Запад). Однако этого не происходит.
Медведев тщательно обходит «острые углы». Он не делает слишком жестких заявлений, это правда. Но, с другой стороны, президент никак не дает понять, что он отказывается от тех подходов, которые легли в основу внешней политики России при Путине. Например, во время серии его встреч с лидерами стран СНГ в Санкт-Петербурге на неформальном саммите 5 июня Медведев вполне определенно поговорил и с Ющенко (дав понять, что Россия крайне негативно относится к его усилиям по ускорению процесса вывода Черноморского флота из Севастополя), и с Саакашвили. И ничто не давало оснований считать, что Медведев пересмотрел линию на поддержку Абхазии и Южной Осетии. Хотя, повторяю, тон дискуссий был неконфликтным. Второй вывод, который позволяют сделать последние выступления Медведева, состоит в следующем - не отказываясь от тех политических позиций, которые были выработаны при Владимире Путине, Медведев явно пытается создать свою собственную историю и стилистику общения с лидерами других стран.
== Медведев пытается как-то смягчить существующие противоречия ==
Например, в ходе встреч с Саакашвили и Ющенко он был весьма улыбчив и демонстрировал высокую степень контактности. Но при этом дал понять украинскому президенту, что Россию совершенно не устраивает форсированный вывод Черноморского флота и желание Ющенко во что бы то ни стало затащить Украину в НАТО. А Саакашвили он дал понять, что стремится к улучшению отношений с Грузией. Но как только Грузия совершила провокацию против наших миротворцев (которые были задержаны в грубой форме в нарушение существующих договоренностей о статусе миротворцев), Медведев немедленно позвонил Саакашвили и выразил протест по этому поводу.
Такое мягкое (я бы сказал - «амортизированное») общение с лидерами тех стран СНГ, с которыми у нас есть серьезные политические проблемы, не означает вседозволенности для этих лидеров. Россия не отказывается от своих позиций. Просто Медведев через личные отношения пытается как-то смягчить существующие противоречия. Хотя, конечно, это весьма проблематично. Потому что сами противоречия носят не личный, а геополитический и стратегический характер. Как показал опыт общения Путина и Буша, вы можете считать друг друга друзьями, но геополитические разногласия от этого никуда не уйдут. Итак, Медведев выстраивает собственный стиль отношений и делает попытку как бы начать их «с чистого листа». Как сказал он в Ханты-Мансийске, «важно, что мы открываем новую страницу в наших отношениях». Но, повторяю: «старые страницы» при этом также остаются в портфеле. И он с ними не расстается. Вообще, багаж и история отношений чрезвычайно важны. Во внешней политике невозможно начать совсем «с чистого листа», игнорируя накопившиеся противоречия и разногласия.
== К вступлению в НАТО Украину будет готовить уже новая американская администрация ==
Третий элемент личного стиля Медведева, который отмечают различные наблюдатели, - это попытка несколько отойти от тех тем, у которых не видно ясного разрешения. Например, от темы американской противоракетной обороны в Европе. Она практически не обсуждалась на саммите в Ханты-Мансийске. То же самое касается темы вступления Украины в НАТО. Насколько я понимаю, Медведевым и западными лидерами она тоже не обсуждалась. Действительно, если желать прогресса с Западом, то эти темы, что называется, являются предельными. Они не способствуют улучшению отношений. Тем более что Запад настаивает на том, что все будет примерно так, как и планировалось.
На прошлой неделе во время пребывания Саакашвили в Германии Ангела Меркель заявила буквально следующее: «Грузия будет в НАТО, а те страны, которые не входят в Альянс, не имеют никакого права говорить, кто должен в него входить, а кто нет». Таким образом, если в Москве ждали каких-то позитивных сигналов от Германии относительно перспектив вступления Украины и Грузии, то мы получили сигнал негативный. Думаю, что в декабре месяце НАТО все-таки предоставит этим странам План членства в этой организации. Таким образом, начнется подготовка к уже формальному вступлению с Нового года, когда в США появится новая администрация.
== Медведев выбирает позитивный настрой ==
Поэтому, как бы Медведев ни старался сейчас сосредоточиться на позитиве (его можно понять: он - новый президент, которому нужно как налаживать отношения с руководством Евросоюза и США, так и разрешать накопившиеся проблемы с лидерами стран СНГ), существующие разногласия всегда дадут о себе знать. И, соответственно, на них придется реагировать. Так что позитивный настрой Медведева сосредоточиться на положительных направлениях сотрудничества и отвести на второй план споры и конфликтные ситуации, конечно, имеет право на существование. Однако в ходе проверки на практике наступит «момент истины», когда споры и разногласия опять выйдут на первый план.
Третий момент в политической стилистике Медведева состоит в том, что президент делает большой упор на глобальные проблемы. Опять же в этом можно видеть желание уйти от неприятных геополитических вопросов, которые вызывают конфликты в отношениях с Западом, в сферу глобального осмысления действительности. Последняя всегда более уютна для политиков, потому что там не надо принимать немедленных решений. Все обратили внимание, что на санкт-петербургском экономическом форуме Медведев подверг критике Соединенные Штаты только по одному вопросу - что США не стали тем мировым центром, который может спокойно справляться и с международными стратегическими, и с экономическими проблемами. То есть наш президент намекнул на то, что Америка переживает серьезный экономический кризис.
== Запад устраивает, когда мы говорим о глобальных, а не о конкретных проблемах ==
Не поддержал он и модель однополярного мира. Совсем недавно, выступая в Германии, Медведев заявил о необходимости «нового мирового порядка». Стремление говорить о глобальных перспективах, как мне представляется, отражает две вещи. Во-первых, как я уже говорил, это стремление не сосредотачиваться на негативе (которого набралось достаточно много в отношениях между нами и ЕС, а особенно - США). Второе - это попытка обозначить свою собственную программу. В Америке любят спрашивать: «Что главное для этого президента?». Для Буша самым главным была война с терроризмом. А для Медведева, если судить по его выступлениям, главное - превратить Россию в современное модернизированное государство, которое будет одним из лидеров нового мирового порядка.
Он ставит ту же задачу, что и Путин несколько лет назад, когда он говорил о превращении Москвы в один из мировых финансовых центров, а рубля - в одну из мировых резервных валют. То есть замах очень значительный. Кстати говоря, на Западе в этом косвенно видят стремление подорвать позиции Соединенных Штатов. Одна из западных газет пишет так: «Термин «нового мирового порядка» все чаще принимают на вооружение официальные лица из Кремля, чтобы продемонстрировать, что время США как глобальной сверхдержавы прошло, и что теперь быстро наступает момент России».
С этим же связано и предложение Медведева провести общеевропейскую конференцию по безопасности с участием США, России и Евросоюза. А также - заключить некий общеевропейский пакт о безопасности, в рамках которого будут провозглашены некие новые принципы в XXI веке. Это, кстати, нравится западным лидерам - когда Россия рассуждает исключительно о глобальных проблемах и не затрагивает конкретные проблемы. С другой стороны, их настораживает то, что в рамках новой глобальной архитектуры, которую предлагает Медведев, Россия, естественно, должна играть одну из доминирующих ролей.
Комментарии читателей Оставить комментарий