Хулиган заплатит «Аэрофлоту» полмиллиона по решению суда

Подольский городской суд Московской области 10 сентября полностью удовлетворил исковые требования Аэрофлота в отношении Вячеслава Исмаилова – пассажира, по вине которого совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании. Решением суда с ответчика взыскана в пользу Аэрофлота сумма понесенных убытков в размере 493 731 руб., а также взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 8 137 руб.
2 февраля 2013 г. Исмаилов устроил дебош на борту авиалайнера Airbus A330-300, выполнявшего рейс SU 274 по маршруту Москва – Пхукет (Таиланд). Находясь в состоянии алкогольного опьянения, пассажир, оказавшийся предпринимателем из Подольска, скандалили и нецензурно выражался в отношении других пассажиров, а на попытку его урезонить, избил двух пассажиров. Не помогли ни увещевания экипажа, ни письменное предупреждение командира авиалайнера. Более того – Исмаилов стал угрожать и экипажу.
Из-за действий Исмаилова, создавших реальную угрозу для выполнения авиарейса, воздушное судно было вынуждено совершить незапланированную посадку в Ташкенте. Дебошир был снят с борта и передан представителям местных властей. Авиакомпания понесла существенные убытки, был причинен ущерб пассажирам рейса, избитым пассажирам понадобилась медпомощь. В мае Аэрофлот обратился в суд с требованием о взыскании с пассажира убытков, причиненных инцидентом.
Авиаперевозчик уже заявил, что удовлетворен решением суда. Однако отметил, что инциденты по вине деструктивных пассажиров превратились в острую проблему всей отечественной авиатранспортной отрасли. В связи с этим Аэрофлот последовательно выступает за усиление мер ответственности в отношении авиапассажиров, предпринимающих хулиганские действия, в том числе на введении за особо серьезные нарушения уголовных наказаний вместо практикующихся ныне административных.
Как правило, хулиганство на борту самолета наказывается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ как нарушение общественного порядка. Штраф за это полагается мизерный – от 500 до 5000 руб. В крайнем случае -- арест на срок до 15 суток. Неудивительно, что пьяные дебоши на рейсах российских авиаперевозчиков нередко принимают характер эпидемии. Только с начала 2013 года к административной ответственности за пьянство в самолетах и аэропортах привлечены более 3 тысяч пассажиров. В авиаотрасли есть даже понятие «пьяные рейсы» -- как правило, это перевозки на дальние расстояния и на курортных направлениях: в Египет, Турцию, Сочи, Бангкок, Гавану, Владивосток.
Во время долгого перелета или в предвкушении отдыха некоторые пассажиры охотнее прикладываются к бутылке. Авиакомпании пытаются бороться с этим явлением, устанавливая на борту «сухой закон». Однако «принять на грудь» пассажир может еще до полета, так что это не решение проблемы.
Между тем, за рубежом наказание за подобные проступки гораздо строже.
В Италии за драку и даже словесное оскорбление на борту – тюрьма до 6 месяцев и штраф в 300-500 евро. В воздушном кодексе Италии есть ст.1095 - отказ пассажира выполнять любые требования по обеспечению безопасности полета и авиационной безопасности грозит тюремным заключением до 3 месяцев и штрафом 200 евро.
В Нидерландах уголовный закон предусматривает наказание за нахождение в состоянии опьянения на борту – заключение на 12 дней и штраф в 300 евро, за создание общественного беспорядка с применением насилия – заключение до 4 лет и штраф до 18 тысяч евро.
В Корее любые действия против авиационной безопасности предусматривают тюремное заключение до 5 лет.
Во Франции акты насилия на борту воздушного судна предусматривают тюремное заключение от 3 до 10 лет.
В США нарушение пассажирами правил поведения на борту наказываются штрафом до 10 тысяч долларов, а нападение или вмешательство в работу экипажа – заключением до 20 лет.
Аэронавигационный кодекс Великобритании определяет наказание за нарушение поведения на борту. За курение статья 58 предусматривает штраф 2 тысячи фунтов или лишение свободы на срок до 2 лет за курение на борту.
Кроме того, за рубежом широко практикуются «черные списки», куда вносятся пассажиры, уже «отличившиеся» во время полета или вызывающие подозрения властей. Авиакомпания имеет право отказать такому пассажиру в приобретении билета. В России, согласно пп. 6 п.1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ и пп. 6 п. 230 ФАП авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила пассажиром -- но не имеет права отказывать ему в покупке нового билета!
В России лед тронулся -- правовая система все чаще встает на сторону интересов авиабезопасности и прав пассажиров и авиаперевозчика. К примеру, Сергея Кабалова, «прославившегося» за драку во время рейса «Когалымавиа» в Хургаду (Египет), сейчас судят за покушение на угон воздушного судна и умышленное причинение легкого вреда здоровью. Однако очевидно, что назрели комплексные изменения в российской нормативно-правовой баз. Наказание для деструктивных авиапассажиров должно стать, во-первых, неотвратимым и, во-вторых, более строгим. Несомненно и то, что за особо серьезные нарушения правил нахождения на борту воздушного судна, прежде всего насилие в отношении пассажиров и членов экипажа, должны применяться уголовные наказания вместо практикующихся ныне административных. Аэрофлот уже напомнил, что последовательно выступает за такие меры в интересах всей российской авиатранспортной отрасли.
Комментарии читателей Оставить комментарий