Россия избавилась от нефтяной монополии Европы

После того, как премьер нажал символическую кнопку пульта дистанционного управления задвижкой нефтепровода, он обратился к участникам этого мероприятия с приветственным словом:
«Осуществление этого проекта – важная работа и для КНР, и для России. Для Китая это – стабилизация в поставках, в энергобалансе. Для России – выход на новые перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Для нас эта работа также важна, поскольку направлена на развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, и, конечно, завершение проекта подобного рода приближает нас к решению данных задач. В строительство нефтепроводной системы от Восточной Сибири к Тихому океану будет инвестировано 700 млрд руб. Только на этом участке работает 7000 человек. Многомиллиардные инвестиции означают развитие инфраструктуры: строительство дорог, сетей электроснабжения и работ по другим направлениям».
Надо сказать, что значение этого события действительно трудно переоценить (правда, реальные поставки углеводородов по этому нефтепроводу начнутся лишь после того, как китайские власти подведут свою часть трубы к китайско-российской границе). До сих пор – за исключением железнодорожных перевозок – восточное направление энергопоставок из России находилось практически в зачаточном состоянии, что позволяло нашим европейским партнерам, пользуясь своим положением монопольного потребителя, выкручивать России руки. Самым ярким эпизодом в кампании давления на РФ с целью извлечения ничем не обоснованных преимуществ и преференций стало ультимативное предложение подписать пресловутую Европейскую энергетическую хартию. Для России это фактически означало бы утрату суверенитета в стратегически важной сфере. Однако этот энергетический шантаж не прошел. А после того, как Россия расширит свой доступ на растущий даже в условиях глобальной рецессии китайский рынок, у Брюсселя будет еще меньше оснований рассчитывать на немотивированную уступчивость Москвы в этом и многих других вопросах.
Значение открытия ветки нефтепровода Тайшет – Сковородино оценивает гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов:
– До сих пор практически вся наша экспортная нефть шла в Европу, что приводило к формированию сильной зависимости России от поставок энергоресурсов в одном направлении. Ведь в свое время нефтепроводы строили до ближайшего потребителя – Европы. В то время, когда это делалось, Китай еще не являлся столь же привлекательным рынком сбыта. И только в последние 20 лет мы наблюдаем активный экономический рост в КНР. И вот наконец ситуация дозрела до того, чтобы способствовать направить нефтепровод и туда.
Впрочем, главное – не увлекаться слишком сильно сырьем, но еще и заниматься обрабатывающими проектами. Насколько я знаю, Роснефть планирует построить еще один мощный нефтеперерабатывающий завод в России. Также есть информация, что китайцы собираются создать с нами СП на своей территории, которое будет реализовывать уже конечный продукт. Конечно, все это хотелось бы гораздо больше видеть, чем просто поставки сырья, но и новый нефтепровод как первый шаг вполне неплох. К тому же сегодня пошли разговоры о том, что российская нефть, которая пойдет через Дальний Восток, может стать эталонной на азиатском рынке. Тогда в этом регионе Россия войдет в элиту нефтяного бизнеса
. Хотя, опять же, хотелось бы больше видеть перерабатывающих проектов, а не просто поставок сырья. Критики этого проекта обычно указывают на то, что китайцы не будут платить такие же деньги за баррель нашей нефти, как европейцы. На самом деле тут все понятно: Роснефть заранее продала сырье Китаю, за что получила от него большой кредит. И там была оговорена формула цены. И хотя она публично не озвучивается, но вроде бы там есть какая-то скидка, потому что льготный кредит предполагает и льготную цену. Но понятно, что этот контракт подписан не навечно. Кроме того, нельзя забывать и о том, что и другие наши компании, помимо Роснефти, будут продавать нефть в Китай. А для них никаких ограничений не предусмотрено.
Скептики также подвергают сомнению способность КНР в течение длительного времени поддерживать высокие темпы экономического роста. Понятно, что они не пойдут в минус, но замедлиться вполне могут, потому что рост по 10% в год на протяжении 20 лет не может продолжаться вечно. Тем не менее, на ближайшие лет 15–20 волноваться на этот счет особо не стоит. Так что в условиях глобальной рецессии для нас очень важно расширить свой доступ на один из немногих емких и развивающихся рынков.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А путиноиды могут, что нибудь еще развивать в стране кроме нефте- и газопроводов? Не стыдно быть сырьевой колонией теперь еще и Китая? Кстати, а почему "публично не озвучивается цена", по которой китайцы покупают нефть у Роснефти.Стыдно написать, что это около 20 долларов за баррель и это в течение 20 лет? То есть предательство интересов страны такого машстаба было последний раз только при "продаже" урана американцам...
Казахстан тоже
Конечно диверсификация-всегда хорошо. Но известно, что КНР ни при каких обстоятельствах не будет платить ни за нефть, ни за газ столько, сколько европейцы. На это уже наплоролись Туркменистан и Азербайджан.
Ну вот опять знакомые нотки....
" Тем не менее, на ближайшие лет 15–20 волноваться на этот счет особо не стоит."
Свою промышленность развивать надо, как это было раньше с стране.
А в Китае достаточное количество собственного населения, о котором немешало бы позаботиться и тамошней стороне.
А то, судя по ТВ, там тоже кавардак "неокапиталистический" с удиранием в Сингапур и т.д.