Ведомственная схватка продолжается

Не так давно в Министерстве экономического развития РФ прошло заседание коллегии. Оно было посвящено итогам 2013 года, также были обозначены основные приоритеты и направления деятельности в текущем году. С докладом выступил глава ведомства Алексей Улюкаев. В качестве почетного гостя присутствовал председатель российского правительства Дмитрий Медведев.
Многие цифры и экономические выкладки, приведенные Улюкаевым, не устроили руководителей Министерства финансов РФ. Буквально через три дня была собрана пресс-конференция, на которой глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин весьма решительно опроверг многое из того, что было сказано Улюкаевым.
Финансовое ведомство не согласно с экономическим в оценке положительного влияния дополнительных расходов бюджета на темпы роста ВВП.
«Минэкономразвития ведет речь об увеличении дефицита на 0,5% в год, совокупный объем расходов за четыре года – на 2% ВВП. При этом – совокупное увеличение ВВП на 4,4% за этот период. Минфин считает серьезно завышенным положительный эффект от дополнительных бюджетных расходов на темпы экономического роста, особенно в средне- и долгосрочной перспективе», – заявил Орешкин.
Силуанов и его команда по-прежнему категорически против слишком активного роста бюджетных расходов, какими бы благими целями это ни оправдывалось. В Минфине считают, что такого рода щедрость может иметь положительный эффект лишь на очень короткое время. «У нас был пример 2012 года, когда расходы бюджета выросли на 18%, и эффект на экономический рост был в 2012 году, а в 2013 году мы, по сути, получили отрицательный эффект», – отметил Орешкин.
Также не согласен Минфин смягчать бюджетное правило, которое является основным положением при корректировке текущих бюджетных расходов. А в Минэкономразвития полагают, что бюджетным правилом можно и поступиться, раз в состав государства неожиданно вошли два региона – Крым и Севастополь. И эти новые территории требуют срочных и весьма значительных инвестиций.
«В 2012 году ВРП Крыма и Севастополя составлял, по украинским данным, около 7 миллиардов долларов, – подчеркнул Орешкин. – Сейчас он довольно быстро подрастет. Там цены поднимутся, зарплаты и пенсии подрастут. Будет расти оборот товаров и услуг. По оценкам, потенциал ВРП региона на ближайшие годы может составить 20-25 миллиардов долларов. Речь идет о перспективе в пределах пяти лет».
По словам главы департамента, в Минфине полагают, что ожидаемый рост валового регионального продукта Крыма в три раза положительно отразится и на общем ВВП страны.
«Погружая Крым в прогноз социально-экономического развития, у нас в рамках бюджетного правила автоматически происходит адаптация предельного объема расходов на изменившиеся макроэкономические условия. То есть само бюджетное правило менять не надо: оно так устроено, что большая экономика означает и больший предельный объем расходов», – подчеркнул он.
А для срочного инвестирования в полуостров Минфин предлагает использовать средства Фонда национального благосостояния.
«Инвестиции в Крым начнутся в основном со следующего года. Инвестиционные расходы будут с каждым годом возрастать, потому что будет увеличиваться количество проектов. В какой траектории эти расходы пойдут, пока еще неизвестно. Для этого надо проработать проекты, проработать возможность привлечения частных инвестиций, инвестиций из ФНБ, который как раз предназначен для реализации инфраструктурных проектов», – отметил Орешкин.
Не сошлись Минфин и Минэкономразвития и в оценках основных макроэкономических показателей. В начале апреля замминистра экономического развития Андрей Клепач постарался успокоить журналистов, заявив, что рецессия – снижение ВВП два квартала подряд – России пока не грозит. А в Минфине, наоборот, считают, что рецессия уже стоит у порога. Причем основаны эти выводы на данных Минэкономики.
«Минэкономразвития оценивало первый квартал к четвертому кварталу с очищенной сезонностью, там был минус 0,5%. Похоже, что и во втором квартале у нас будет опять отрицательное значение. Таким образом, Минфин не исключает техническую рецессию, – заявил Орешкин. – В первом квартале 0,8% де-факто означает, что дальше будет похуже. Во втором-третьем кварталах мы ждем, что рост экономики будет существенно хуже, чем 0,8%, ближе к нулевой отметке. Не исключаем, что можем увидеть и отрицательное значение в один из кварталов. Это год к году. Теоретически может быть два квартала подряд отрицательное значение».
И по части оттока капитала из России в текущем году у Минфина свое мнение. Алексей Улюкаев, выступая на коллегии, заявил: «Общегодовой результат оттока частного капитала составит порядка 100 миллиардов долларов».
Максим Орешкин ему возразил: «Цифры первого квартала по оттоку капитала мы близко не увидим в ближайшие кварталы, и цифры в целом по году будут значительно меньше 100 миллиардов долларов, точно. Скорее более разумная оценка – на уровне 70-80 миллиардов».
По мнению Минфина, во втором квартале текущего года будет наблюдаться самый большой рост инфляции. Именно в этот период серьезно скажутся ослабление рубля и связанное с ним увеличение цен на импортную продукцию. Затем ситуация изменится, полагают в Минфине, и возможно даже снижение цен на отдельные виды продовольственных товаров.
«Слабый рост экономики будет сказываться на инфляции. В марте – 6,9%, в апреле мы ждем 7,2-7,3%. Пиковые значения этого года будут в мае или июне на уровне 7,5%. Начиная с июня-июля будет снижение, и к концу года мы ожидаем инфляцию на уровне существенно ниже 6%», – заявил Орешкин.
Минфин против Минэкономразвития. Чьи прогнозы и цифры окажутся более верными – проверим в конце года. В одном, пожалуй, наши замечательные ведомства едины: Россия вступила в сложный период экономического развития, и спокойной и размеренной жизни у граждан не будет. Придется потуже затягивать пояса, приучаться к экономии, отложить на потом мечты о красивой жизни.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Преферанс с участием "балвана", игра идет - "балван" при деле.
Это точно. При такой логике получается, что или он тоже Госдеповский назначенец или ничего не значащая фигура, у которого под носом сидят враги, а он ничего не может сделать.
весь этот базар полнейшая чушь меня только одно интересует путин с медведевым будут строить современную промышленность или нет из ответов путина по тв я так и не понял может кто знает проясните ситуацию аминь
Куда же смотрит главный? Или и он их назначенец? Почему тогда их холуи госдеповцами обзывают всех здравомыслящих?
Дело в том, что Минфину придется отчитываться за исполнение бюджета, который верстается на основе прогноза Минэкономразвития, а Минфин понимает, что никакого роста, при проводимой экономической политике нет и быть не может, поэтому и катят друг на друга бочку.