Объединяться, чтобы драться?

На свою 16-ю областную конференцию АККОР главы фермерских крестьянских хозяйств собрались без особого блеска в глазах. Для этого есть весьма серьезный повод: ситуация в сельском хозяйстве сложилась критическая.
Этот год не сделал крестьян богаче. Как раз наоборот. В связи с ростом цен на горючее, запасные части, семена и удобрения сельхозпредприятия смогут купить в 9-10 раз меньше техники. Такое положение - катастрофа для бюджетов сельских поселений. А как же тогда не то что развивать, а, хотя бы, просто поддерживать социальную сферу села? Ко всему этому очень трудно идет выделение в натуре земельных долей, которые дольщики хотели передать в аренду фермерам. В районных судах до пятидесяти процентов разбирательств посвящены земельным претензиям.
- Большие потери сегодня несут крестьяне из-за серьезных ошибок в проведении аграрной реформы. Практически за все годы так и не произошло не то что развития, зачаточного становления фермерских кооперативов. Тогда как на западе объединения фермеров помогают им решать многие вопросы - в том числе и ценообразования, перспектив развития отраслей или формирования «госзаказа».
В такой обстановке фермеры серьезно заговорили о необходимости создания настоящей крестьянской партии, которая бы от имени крестьян действительно, а не на словах, отстаивала их права.
- Все идем ко дну под фанфары - и коллективные хозяйства, и фермерские, и личные подсобные, - констатировал под аплодисменты зала председатель АККОР Кашарского района Иван Николаевич Кузьменко.
Да, президент предложил национальную программу интенсивного развития животноводства, поддержки средних и мелких сельхозпроизводителей. Для этого государство выделяет огромные деньги - более тридцати миллиардов рублей.
- Но если мы не решим проблемы с ценами на нашу продукцию, то никакие кредиты нас не спасут, и все намерения спасти село останутся благими пожеланиями, - сказал Павел Фирсов, глава КФХ из Орловского района. - Для кого сделали зерновую интервенцию? Ведь после нее цены на зерно еще раз упали. А кто из сидящих в зале знает крестьянина, который хоть что-то получил от этой интервенции? Все шесть миллиардов, которые выделило государство на поддержку крестьян, осели в карманах перекупщиков...
Очень опасаются фермеры и вступления в ВТО. Потому что если бы цены на продукцию наших селян хоть каким-то боком приблизились к ценам на продукцию фермеров Евросоюза - это одно. А со своей дырявой экономикой идти в ВТО - все равно что прыгать с самолета без парашюта.
- Скачок цен на горючее лишний раз подтвердил несостоятельность правительства,- звучало практически в каждом выступлении с трибуны.
выступающие говорили о диспаритете цен, которые задавили сельхозпроизводителя. Законодатели вернулись к вопросу регулирования цен на услуги ЖКХ, которые было «отпустили». Фермеры предлагают точно так же поставить вопрос о регулировании цен на горючее, хотя бы для сельхозпредприятий в период уборки и сева.
- Как мы можем создавать рабочие места, условия для людей, если мы сами ничего не можем планировать? - возмущался Николай Ковалев из Мартыновского района.
- Государство должно четко определить, за что и в каких размерах фермерам будут выплачивать субсидии, тогда мы хоть каким-то образом увидим будущее своих хозяйств, - сказал Анатолий Невещук из Зерноградского района.- Если крестьянин будет знать, что при покупке племенного скота он получит солидную компенсацию, которая позволит вернуть затраты не за восемь лет, а хотя бы за пять, то он, возможно, и возьмется за животноводство.
С трибуны не раз предлагали проводить акции протеста, чтобы обратить на себя внимание, как это делали в свое время фермеры на Западе, которые въезжали в города на своих тракторах, специально измазанных навозом.
- Но не лучше ли использовать этот момент для того, чтобы извлечь пользу из наступающего «потепления»? Ведь национальная программа, предложенная президентом России, открывает перед селянами новые возможности, - с такими словами обратился к фермерам министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Вячеслав Василенко. - Многие проблемы, которые фермеры могли бы решить в области той же ценовой политики, не решаются из-за их разобщенности. Договариваются сначала не продавать зерно по низким ценам сразу после уборочной, но всегда находится тот первый, который сдаст по бросовой цене, а за ним и остальные тянутся, боятся не успеть. Все-таки нужно решать свои проблемы не только протестами, хотя если бы молчали, может, на уровне правительства все и осталось бы по-прежнему.
Да, поджимают короткие кредиты, высокие проценты и штрафные санкции. И этот замкнутый круг фермеры не в состоянии разомкнуть вот уже несколько лет. Нынешний год они называют самым трудным. А к новой программе относятся с недоверием: все деньги, кредиты и субсидии, считают они, скорее всего достанутся крупным холдингам.
- Но это неверие - тупиковый путь, - уверен Василенко. - В связи с новыми долгосрочными программами в будущем году перемены в жизни сельхозпроизводителей могут наступить значительные.
Если все, что закладывалось в законодательство в ходе земельной реформы, заработает в полную силу при осуществлении президентской национальной программы по интенсивному развитию животноводства и поддержке мелких товаропроизводителей на селе, в непробиваемой стене появится хорошая брешь, есть шанс коренным образом изменить ситуацию на селе. Надо только этот шанс грамотно использовать.
Наталья НАРСЕЕВА
Комментарии читателей Оставить комментарий