![]() | |
• | Постер фильма |
Автор сценария Мануэл ди Оливейра (Manoel de Oliveira) по пьесе Жозе Режиу (Jose Regio)
Оператор Элсу Роке (Elso Roque)
Композитор Жуан Паиш (Joao Paes)
Оценка - 8,5 (из 10)
Философско-религиозная ироническая драма
По этому фильму среднего периода творчества выдающегося португальского режиссёра можно убедиться, что Мануэл ди Оливейра обладает вкусом к скрытому художническому лукавству, задолго предвосхищающему появление постмодернистской иронии. Слишком буквальное восприятие его экранных опусов с точки зрения соответствия реальности рискует полностью дезориентировать зрителей, не находящих культурного кода для постижения намеренно условного мира.
![]() ![]() | |
• | Кадры из фильма |
Религиозный мотив «непорочного зачатия», случившегося у юной и экзальтированной особы по имени Бенилде, изящно повенчан с мелодраматическим выяснением отношений между несостоявшимися женихом и невестой, её отцом и гипотетической свекровью, а в это время священник, врач и домоправительница ведут осторожные, с намёками и околичностями, витиеватые разговоры о возможности явления в мир новой Святой Девы. И если Оливейра всё-таки рассчитывал на какой-либо комический эффект от поведанного, то, несомненно, можно говорить только об интеллектуальной иронии, когда следует восхищаться тонким искусством теологического или философского парадокса, но отнюдь не гоготать над двусмысленностью ситуации, в которой оказалась восемнадцатилетняя девушка, вообще не знавшая мужчин в библейском смысле этого слова.
И здесь надо бы сказать о том, что Мануэл ди Оливейра - классик не только потому, что разменял десятый десяток, испытав вдохновение на склоне лет, подобно Тициану, и даже не потому, что предпочитает иметь дело с давними культурными традициями литературы и искусства. Классичность мышления португальского режиссёра проявляется в том, что и в сугубо модернистских, авангардных произведениях, и в проникнутых постмодернистской иронией, он так или иначе всегда избавляется от сиюминутного, банального, приземлённого восприятия мира, восходя к его истокам, обращаясь к основам и первопричинам, прорываясь к вечному и непостижимому. В этом смысле всё его творчество - это настоящее «путешествие к началу мира» (если воспользоваться названием одной из позднейших работ), даже если оно совершается в воображении или пересказано на условном языке аллегорий.
Последняя фраза в фильме «Бенилде, или Святая Дева» звучит примерно так: «Они являются к нам, словно неведомые посланцы, но хорошо, что это ещё случается». Хотелось бы адресовать это высказывание и самому автору, который будто послан из далёких пределов и так долго задержался на этом свете, чтобы мы всё же постарались его услышать, узреть и понять.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий