• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ЭРМЛЕР Фридрих Маркович
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович

Портрет


Фридрих ЭРМЛЕР. Архив редакции журнала «Искусство Кино»


Федор Никитин в фильме Фридриха Эрмлера "Дом в сугробах".
Архив М. Ф. Сегиды

ЭРМЛЕР Фридрих Маркович (наст. имя — Владимир Маркович Бреслав) (13.05.1898, Ленинград — 12.07.1967), режиссер, сценарист, актер. Лауреат Сталинских премий (1941, за фильм «Великий гражданин»; 1946 — «Она защищает Родину»; 1946 — «Великий перелом»; 1951 — «Великая сила»); Народный артист СССР (1948).

В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, работал в ЧК. В ряды большевистской партии Эрмлер вступил в 1919. После окончания гражданской войны в 1923—1924 учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства. Тогда же снимался в эпизодических ролях в кино.

Ранние работы

В 1924 Эрмлер организовал с Э. Ю. Иогансоном Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу — эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние фильмы Эрмлера («Катька-Бумажный Ранет», 1926, совместно с Иогансоном; «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е. И. Замятина; «Парижский сапожник», оба — 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведенных по воле случая вместе. Режиссер умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в том числе благодаря своему постоянному актеру Федору Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актерская фактура Никитина, его «нездешность» среди реалий советского быта 1920-х годов талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино — «Обломок империи» (1929), в которой при помощи контрапунктного монтажа отображен «поток сознания» героя, потерявшего память после контузии на Первой мировой войне и с трудом возвращающегося к изменившейся за десять лет действительности.

Социально-бытовые фильмы

 В 1929—1931 Эрмлер учился в Киноакадемии. В 1930-х годах он отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы «Встречный» (1932, совместно с С. И. Юткевичем) и «Крестьяне» (1935, премия Московского кинофестиваля). Картина «Встречный» была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Д. Д. Шостакович. Меняется и тематика фильмов Эрмлера: «Встречный» воспевал пафос первой пятилетки, а «Крестьяне» посвящены борьбе против классового врага в деревне. Несмотря на засилье идеологических штампов, в этих картинах следует отметить запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актерами В. Р. Гардиными Н. И. Боголюбовым.

«Великий гражданин»

 Масштабный биографический кинороман «Великий гражданин» (1938—1939, Сталинская премия за 1941 год), посвященный памяти С. М. Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий. В этом фильме Эрмлер не позволяет себе даже тени объективности в анализе событий, откровенно возвеличивает диктатуру Сталина, в сущности, воспевает атмосферу террора и доносительства, сложившуюся к концу 1930-х годов в СССР. В 1940 вместе с И. Менакером снял кинофильм «Осень».

«Она защищает Родину»

 Во время Великой Отечественной войны Эрмлер создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах «Она защищает Родину» (1943, Сталинская премия за 1946 год), которая примечательна работой Веры Марецкой над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны. В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы «Великий перелом» (1946, Сталинская премия, премия Каннского кинофестиваля) о Сталинградской битве и «Великая сила» (1950, Сталинская премия за 1951 год) о борьбе советских ученых с космополитами.

После «освобождения»

 Смерть Сталина освободила Эрмлера от обязанности делать «великие» фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 выступил с сатирической короткометражкой «Разбитые мечты» о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 — уже как «Званый ужин». В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х годов Эрмлер поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) — «Неоконченную повесть» (1955), где солировали актеры Элина Быстрицкаяи Сергей Бондарчук.

В историко-революционном жанре режиссер продолжал творить по старинке («День первый», 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В. В. Шульгина и попытался в определенной степени заново оценить вместе с ним события 20 века в художественно-документальном фильме «Перед судом истории» (1965). Во многих своих фильмах Эрмлер выступал в качестве соавтора сценариев.В 1923—1924 учился на актерском отделении института экранных искусств, в 1929—1931 — в Киноакадемии.

В годы гражданской войны служил в Красной Армии, в органах ЧК. После учебы в институте снимался в эпизодах в фильмах «Красные партизаны», «Чай». С 1924 работал на к/ст «Совкино» («Ленфильм»). Один из организаторов творческого объединения «КЭМ» (совместно с Э.Иогансоном). С 1940 — художественный руководитель киностудии «Ленфильм», художественный руководитель фильма «Сторожил» (1961).

1924 КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ актер

1926 КАТЬКА — БУМАЖНЫЙ РАНЕТ режиссер

1927 ДОМ В СУГРОБАХ («Дом в разрезе») режиссер

1927 ПАРИЖСКИЙ САПОЖНИК режиссер

1929 ОБЛОМОК ИМПЕРИИ («Господин фабком») режиссер, автор сценария

1932 ВСТРЕЧНЫЙ автор сценария, режиссер

1934 КРЕСТЬЯНЕ автор сценария, режиссер

1943 ОНА ЗАЩИЩАЕТ РОДИНУ режиссер

1945 ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ режиссер

1949 ВЕЛИКАЯ СИЛА автор сценария, режиссер

1953 ЗВАНЫЙ УЖИН («Разбитые мечты») режиссер, автор сценария

1954 КОРТИК худ.рук.

1955 НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ режиссер

1958 ДЕНЬ ПЕРВЫЙ режиссер

1965 ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ режиссер

Теги: Актер | Отечественные персоналии | Режиссер | Сценарист

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Избранное
Свободный полет feat. Декабрь «Сцена» (интернет-сингл)
Гастарбайтеры оставили Россию без упаковщиков, грузчиков, разнорабочих
Восхитительная дурнушка Барбра Стрейзанд
Спектакль «Лубянский гример», 3-5 ноября, Особняк Салтыковых-Чертковых
Дальше мечты «Поздно тебя прощать» (интернет-сингл)
Российский национальный оркестр на Втором фестивале «Хор без границ», 11 декабря в КЗ «Зарядье»
«Ундервуд», 28 января, Papa Barvillage
Torch Project «Камышовый рай» (компакт-кассета)
Кто выдал секреты британской провокации против России
Дискорезка «Девочка в кроссовках» (интернет-сингл)
Мара, 4 февраля, «Мумий Тролль Music Bar»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.