Российский национальный оркестр устроил встречу живых и мертвых под Баха и Шуберта

Музыка вечна и со смертью ее авторов и исполнителей она отнюдь не прекращается. «Ноты — ангелов слова», - спела группа «Ундервуд» в песне с подобающим случаю посылом «Все, кого ты так сильно любил, обязательно встретишь снова». РНО под руководством Александра Рудина так выстроил свою программу, что исполняемые произведения совершенно стирали границу между живыми и мертвыми, даря долгожданную встречу хотя бы на те два часа, которые длился концерт.
Реквиемом по почившему 16 октября 2023 году Александру Готгельфу прозвучала открывавшая концерт «Ария» из Сюиты №3 Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции Леопольда Стоковского, которая даже не была заявлена в программе. Затем оркестр обратился к монументальному произведению Франца Шуберта «Скиталец».
Известно, что австрийский композитор откровенно не жаловал современных ему виртуозов, презрительно называя их богато инкрустированную продукцию «стукотней». Но, по иронии судьбы, очень щедрый заказчик попросил его в 1822 году сочинить произведение именно в таком духе. Четырехчастный «Скиталец» базировался на одноименном романтическом стихотворении Георга Филиппа Шмидта и предвосхищал жанр симфонической поэмы.
В исполнении РНО сочинение Шуберта уверенно врастало корнями в иную реальность, не оставляя ни малейшего шанса скептикам и маловерам. Начавший с привычных романтических страданий отверженных миром поэтов, оно приобретало молитвенный оттенок. Ну а поскольку истовая мольба всегда бывает услышана, свыше приходило удостоверение в незыблемости потусторонней реальности — и все завершалось незамутненной радостью.
Партию клавишных (которые в данном случае трудно назвать иначе, чем хрустальные) исполнил видный пианист современности Дмитрий Шишкин. Зал устроил музыканту настолько оглушительную овацию, что он выходил на сцену трижды, а потом еще сыграл еще одно произведение, ставшее редким случаем биса, прозвучавшего в конце первого, а не второго отделения.
После антракта на сцене безраздельно царствовал немецкий композитор XX века Пауль Хиндемит. В своей симфонии «Гармония мира» он подошел к диалогу с нашей Небесной Родиной с принципиально иной стороны, использовав для этого наийуку - «Трактат о музыке» Боэция. Строгая пропорциональность всех частей произведения не исключало крайнюю эмоциональность его подачи Российским национальным оркестром. Тут уже была не просто радость от встречи с неизведанными мирами, а восторг и ликование под громкий звон цимбал!
Фото Ирины Шымчак предоставлены организаторами концерта
Комментарии читателей Оставить комментарий