МУСУЛЬМАНИН

«МУСУЛЬМАНИН», Россия, В.В.С./РОСКОМКИНО, 1995, цв., 110 мин.

Драма.

В. Хотиненко задумал, если не энциклопедию русской жизни, то энциклопедию жанров и стилей. Эстетическая смесь рвет картину на куски, склеить которые так же трудно, как и слышать чужую молитву, разносящуюся по долинам и по взгорьям русской деревни. Розово-черная стилистика «Мусульманина» с надрывной шукшинской нотой в сочетании с рискованно проинтонированной пасторалью из «Пиковой дамы», с «Песней о Родине» Дунаевского и с попсовой «Америкой-разлучницей» не разрешает эту простую историю в целостное высказывание. Стилистическую разноголосицу в «Мусульманине» цементирует и не «красота родного пейзажа» (оператор А. Родионов) с прозрачными, промытыми на отменной пленке полевыми цветочками, туманными далями и крутым речным берегом, а Нина Усатова с Александром Балуевым. Родина-мать и уголовник-сын. Актриса забытого эпического дыхания. Актер настоящего трагического дарования с очень разными возможностями для русского народного и классического репертуара.

То, что в деревне русский — русский, такая же банальность, как и легендарное свойство быть русскому в Германии немцем, ну, а в Афганистане — афганцем. Религиозные разборки в последнем фильме Хотиненко не при чем. Они здесь всего лишь псевдоним бытового, а не идеологического противостояния. Между эмблематичным образом Родины--матери, еле таскающей натруженные ноги, ее пропойцем--сыном и сыном, воскресшим в афганском плену, по сути покойником, но прибывшим домой мусульманином, — перебор более или менее эффектных эпизодов. Зрителям объясняют: дело не в том, что русский по традиции пьет, а мусульманин не пьет, не курит и не в том, что «чужого» (своего) непременно должны убить свои («чужие»), а в том, что «хороший» — мертв, а «плохие» — живехоньки. И сохраниться могут только самоистребляясь. В фильме Хотиненко ритуал еще больше, чем Восток, — дело тонкое. Именно он структурирует нежить деревни в подобие жизни, равно, как в плену обеспечил воскресение героя, которого сыграл Е. Миронов.

Режиссер снимает не патриархальную деревню. В ней по речке плывут доллары, за которыми бросается все население, состоящее из убогих, несчастных и варваров. Этот вставной, казалось бы, искусственный эпизод гораздо точнее воспроизводит мифологию, то есть сверхреальность деревни, нежели до косточки вжившийся в роль артист Миронов и даже по видимости актуальный сюжет, в котором очень зыбкая граница между сущим и липой.

Существует широко распространенное мнение, что Д. Астрахан снимает массовое кино — все по лекалам, присущим ожиданиям публики. У Хотиненко с Усатовой и Балуевым был шанс сделать народнее. Ведь в остатке фильма — благодушный призыв великого гуманиста кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». Русские, юристы, нанайцы, калмыки, афганцы и Павлы (Савлы). В итоге — приз экуменического жюри, который режиссер не получил, но, вероятно, должен был получить.

В ролях: Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев, Евдокия Германова, Александр Песков, Иван Бортник, Владимир Ильин, Петр Зайченко, Сергей Тарамаев, Иван Агафонов, Леонид Окунев, Валентина Светлова, Варвара Шабалина, Владимир Бухарев.

Режиссер: Владимир Хотиненко.

Автор сценария: Валерий Залотуха.

Оператор: Алексей Родионов.

Художник-постановщик: Александр Попов.

Композитор: Александр Пантыкин.

Исполнение песен: Евгения Смольянинова.

Звукорежиссер: Сергей Сашнин.

Монтаж: Светлана Тарик.

Продюсеры: Владимир Хотиненко, Владимир Репников.

Приз за лучшую мужскую роль (А.Балуеву), приз за лучшую женскую роль (Н.Усатовой) ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи); Главный приз жюри (вторая по значению награда) МКФ в Монреале-95; Призы жюри игровых фильмов за лучшую режиссуру (В.Хотиненко), лучший сценарий (В.Залотуха), лучшую женскую роль (Н.Усатова) МКФ «Золотой Витязь» (Москва-95); Призы Кинопрессы за 1995: лучший фильм (поровну с «Особенностями национальной охоты» и «Прибытием поезда»), лучшая актриса (Н.Усатова), лучший актер (Е.Миронов, поровну с С.Маковецким); Выдвинут от России на соискание премии «Оскар»; Призы Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях: лучшая сценарная работа (В.Залотуха), лучшая женская роль (Н.Усатова), лучшая роль второго плана (А.Балуев); Номинации на приз «Ника» за 1995 год в категориях: лучший фильм, лучшая режиссерская работа (В.Хотиненко), лучшая мужская роль (Е.Миронов), лучший оператор (А.Родионов), лучшая музыка к фильму (А.Пантыкин); Приз жюри кинокритиков МКФ «Сталкер-96» (Москва).

??

Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.