Раймонд Паулс не может сказать ничего проклятого об СССР
Раймонд Паулс. Фото из Фейсбука Андрея Сорокина
Вопрос «с кем, вы, мастера культуры?» далеко не праздный. В последнее время было сломано много копий по поводу композитора Раймонда Паулса. В 80-е он сделал себе имя в СССР. Сейчас Паулс живет в Латвии и охочие до жареных фактов журналисты порою приписывают ему высказывания, отдающие русофобией. Попытаемся разобраться, так ли это на самом деле?
На днях на Раймонда Паулса произвел тягостное впечатление спектакль одиозного Кирилла Серебренникова «Outside» о несостоявшемся знакомстве режиссера и китайского эротического фотографа Рэна Ханга, покончившего с собой за два дня до встречи с ним. Посмотрев постановку, композитор заметил, что как бы кто-то ни ругал СССР, и в то время можно было жить, творить, было настоящее искусство.
Россию избавили от зрелища этого «акта самовыражения» опального режиссера, а наши балтийские соседи остались шокированы обилием голых людей на сцене и звучащими из их уст фразами, типа «я люблю снимать члены». Предыстория спектакля такова: известный китайский фотограф Рэн Ханг, автор безумных сексуальных снимков, постоянно попадавший за них в тюрьму, покончил с собой за два дня до намеченной встречи с Серебренниковым и разговора о совместном проекте. Близость к смерти настолько поразила Серебренникова, что он решил разобраться: что такое эта зона зеро, пространство перед прыжком аутсайд. Естественно, под пребыванием в зоне «зеро» обиженный режиссер разумел и свой домашний арест по делу о хищениях в «Седьмой студии».
О здоровой реакции Раймонда Паулса на спектакль «Outside» рассказал у себя в Фейсбуке писатель и журналист Андрей Сорокин: «А я ему говорю: "Раймонд, а как вы раньше жили? Как же этот проклятый Советский Союз позволял вам играть прекрасную музыку?". А он отвечает: "Нормально жили. Ничего проклятого сказать не могу. Жили, творили, играли, выпивали - всякое было. Но было творчество и искусство настоящее". "А сейчас?" - спрашиваю. "И сейчас - говорит, - тоже есть разное. Вон, например, к нам привезли спектакль, запрещенный в России, спектакль Серебренникова, на прошлой неделе...". "И что?" - спрашиваю. "И ничего, - отвечает он. - Полтора часа на сцене бегают голые мужчины и женщины. Полтора часа. М-да". Он вздыхает и опускает голову: "Голые, полтора часа. Латыши просидели весь спектакль. И не поняли, зачем". Он опять вздыхает и повторяет, покачав головой: "Полтора часа"».
Встреча с Паулсом произвела на Сорокина неизгладимое впечатление. «Ему 84 года. Ему дорога каждая минута, - признался журналист. – Он писал хиты для миллионов, джазовые мелодии для эстетов и попсовые песенки для простых людей. Его ноты играют суперзвезды всего мира. Балеты, кино, мюзиклы. Одно перечисление его произведений займет, пожалуй, целый том страниц мелким шрифтом. Он говорит медленно, задумываясь над каждым словом, взвешивая его смысл на невидимых весах. Он видел многое. И многое пережил. Его носили на руках и обвиняли чуть ли не в госизмене своей республики. Он по-прежнему играет как Бог. Он - живая легенда. Он стар. И – superstar».
Побеседовав с Паулсом, Сорокин действительно сумел передать настрой великого композитора, слова которого часто искажают в прессе. За примерами далеко ходить не надо. Несколько месяцев назад в новостях появилась новость о том, что Паулс якобы назвал российскую публику «навязчивой». Приводимое высказывание выглядело так: «Наши люди не такие навязчивые, как в России после концерта, там совсем другая атмосфера. Я выходил после концерта с Пугачевой, я видел, что происходит с этими людьми... Да, у нас тоже подходят, дарят цветы, но это так сердечно и ненавязчиво", - сказал он».
Как часто бывает в таких случаях, в интернете поднялся страшный шум. Не разобравшись в ситуации, люди крыли маэстро последними словами. А, например, продюсер Максим Фадеев посоветовал не разжигать межнациональную рознь и предположил, что слова Паулса неверно перевели. Сам Раймонд Паулс расставил все точки над I в интервью РБК: «Как навязчивость? Где это написано? Это идиотизм абсолютный, я всегда, наоборот, говорил, что русская публика намного отзывчивее, чем латышская публика. Это ерунда абсолютная».
Из последних высказываний Паулса стоит обратить внимание на те, где он заявлял, что не из тех, кто будет «красить черной краской» советскую эпоху. Он называл глупостью закрытие границ, когда сложно было выехать за рубеж, однако музыка, обучение в России было на высшем уровне, в том числе в консерваториях в Москве и Ленинграде, где работали педагоги мирового класса. И нынешнее время, по его убеждению, нельзя превозносить по сравнению с советским прошлым.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Бичевскую. У нее хорошие романсы были. Но потом ее повело на религию и перестал ее слушать.
ККХ .похоже, не развивается, возможно, это связано с возрастом худ.руководителя. Бичевская? Когда-то слушали, в 70-80-х гг. Но сейчас тематика ее песен...Романа не вем, русские романсы... Да, классика, согласен. У Паулса много достойных песен, которые поют во многих странах. Наверно, в Вост.Азии- Японии, Китае, Корее еще более популярны, чем в Европе.
Напротив, я песни люблю.И слушать люблю, и петь, под настроение. Кубанский казачий хор, Жанна Бичевская, иеромонах Роман, русские романсы. А "листья желтые"- это у кого-то украдено, вроде? у какого-то американца? Разве -нет?
Не заморачивайтесь. Зачем вам? Что Ваш мозг будет делать с этой информацией, если не в силах её усвоить?
не особо аккуратный зверь, тем более что ухо рядом с мозгами находится. Вот мозги заодно и пострадали.