• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → ДОЛФИ ЭРИК//DOLPHY ERIC
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ДОЛФИ ЭРИК//DOLPHY ERIC


Эрик Долфи.

ДОЛФИ ЭРИК (Dolphy Eric) (полное имя Долфи Эрик Аллан) (20 июня 1928, Лос-Анджелес, Калифорния — 29 июня 1964, Западный Берлин), американский джазовый музыкант (альт-саксофон, флейта, бас-кларнет), композитор, руководитель ансамбля. Обучался музыке с детства, в 8 лет освоил кларнет, значительно позже (в 16 лет) начал играть на саксофоне. Дебютировал в ансамбле Джорджа Брауна, затем сотрудничал с Джеральдом Уилсоном (который был также его учителем и наставником), «Бадди» Коллетом, Эдди Биэлом (1956) и «Чико» Гамильтоном (1957—58). В составе его квинтета приехал в Нью-Йорк, участвовал с ним в Ньюпортском фестивале джаза, а также снялся в посвященном этому фестивалю кинофильме Jazz On A Summers Day (1958). Выступал на концертах и джем-сешн в нью-йоркском клубе Mintons Playhouse, где познакомился со многими ведущими музыкантами модерн-джаза. С 1960 — член квартета Чарли Мингуса, в июле того же года играл с ним на 1-м Европейском джазовом фестивале в Антибе. Организовал собственный квартет (участниками этого ансамбля были трубач Тед Керсан и барабанщик Дэнни Ричмонд).

1960—61 — период его совместной деятельности с Орнетом Коулменом. Один из наиболее важных результатов их сотрудничества — запись LP Free Jazz, имевшая программное значение и ознаменовавшая новый этап в стилевом развитии джаза, ставшая своеобразным манифестом джазового авангардизма. Она осуществлена специально созданным для этой цели «двойным квартетом» Коулмена, где кроме него и Долфи (кларнет) играли: Дон Черри и Фредди Хаббард (труба), Чарли Хэйден и Скотт Ла Фаро (контрабас), Билли Хиггинс и Эд Блэкуэлл (ударные). Впервые на пластинке появилось и само название нового стиля — «фри-джаз». Кроме того, в 1960 Долфи сделал первые именные записи как лидер комбо — с квинтетом, в состав которого входили: он сам (саксофон, бас-кларнет, флейта), Ф. Хаббард (труба), Джекки Байард (фортепиано), Джордж Теккер (контрабас) и Рой Хэйнс (ударные). С 1961 вместо Хаббарда в квинтете стал играть трубач Букер Литл. Весной 1961 Долфи в течение короткого времени был также участником секстета Джорджа Расселла, позднее получил приглашение в ансамбль Джона Колтрейна (вначале — для совместных записей, затем — для постоянной работы). В сентябре гастролировал в Европе как солист, в ноябре — с ансамблем Колтрейна. В 1962 вновь возглавил комбо (вместе с Ф. Хаббардом), играл в OCHESTRA U. S. A. Джона Льюиса и Гюнтера Шуллера. Сотрудничал с Джоном Колтрейном, Дональдом Бердом, Оливером Нельсоном, Бенни Голсоном и другими. В 1963 участвовал в концерте JAZZ AND POETRY (опыты соединение джаза с поэтической мелодекламацией) в нью-йоркском Таун-холле. С 1963 находился преимущественно в Европе. В 1964 предпринял турне по европейским странам с Ч. Мингусом, после чего обосновался в Париже. Записал ряд пластинок с европейскими музыкантами (в частности, со скандинавскими). Последний ангажемент имел в Западном Берлине. Незадолго до своей внезапной, безвременной смерти записал LP Last Date с трио голландского пианиста М. Менгельберга.


Американский джазовый музыкант Эрик Долфи.

 

Выдающийся негритянский солист-импровизатор с ярко индивидуальной манерой игры, мультиинструменталист (владел практически всеми язычковыми духовыми инструментами), виртуоз, один из самых значительных альт-саксофонистов модерн-джаза после Чарли Паркера (который был для него кумиром и образцом для подражания). Существенно расширил диапазон возможностей саксофона в сфере звукотехники, саунда и фразировки, мастер динамической нюансировки и артикуляции, использовал разнообразные колористические эффекты (например, флажолеты, одновременные двузвучные интервальные сочетания, шумовые призвуки, приемы звукоимитации и тому подобное), тяготел к нетемперированному интонированию (вплоть до применения четвертьтонов) и алеаторическим манипуляциям с тонами, но при этом остался верен блюзовой традиции, опирался на ясную тональную основу. Будучи сторонником интуитивных методов импровизации, вместе с тем продемонстрировал высокий уровень композиторского мышления, тенденцию к сквозной последовательной разработке тематического материала (что сближает его с Паркером). Обладает богатой фантазией, талантливый мелодист. Глубоко лиричен в медленных пьесах и балладах. Поражал современников особой проникновенностью, одухотворенностью, интимностью музыкального высказывания (джазовые эксперты назвали эту способность Долфи «суггестивной эмоциональностью»). Признан одаренным флейтистом, поддерживал статус кларнета в модерн-джазе, несколько утраченный со времен свинговой эры. Одним из первых утвердил бас-кларнет в джазовом комбо как полноправный сольный импровизирующий инструмент (до него к бас-кларнету эпизодически обращался Гарри Карни, баритонист из оркестра «Дюка» Эллингтона). На раннем этапе музыкально-стилистического формирования прошел через увлечение негритянскими пианистами («Фэтсом» Уоллером, Артом Тейтумом, Эллингтоном), изучал их гармоническое мышление, затем стал поклонником Коулмена Хокинса и Ч. Паркера, позднее — Дж. Колтрейна и «Сонни» Роллинса. До конца 50-х годов активно сотрудничал с музыкантами вест-коуст-джаза, играл в различных стилях; наиболее полно проявил себя в области хард-бопа. В 60-е годы примкнул к авангардному джазу, вошел в число лидеров фри-джаза, завоевал репутацию одного из наиболее самобытных представителей «третьего течения», синтезировал элементы негритянского блюза и соул-музыки, паркеровского стиля, фри-джаза и современной академической камерной музыки. До конца жизни оставался противником радикального авангардизма и атонализма (в этом отношении является антиподом О. Коулмена, хотя и сотрудничал с ним). Особенно плодотворной была его совместная деятельность с Дж. Колтрейном (очевидно родство их натур и творческих принципов). Дружба между ними возникла еще в 1954, оба интересовались восточной философией, экспериментальной музыкой. В 1962 Долфи начал применять «технику звуковых пластов» (sheets of sounds) в духе Колтрейна, в 1963 участвовал в его экспериментах с индийским музыкальным материалом (LP Impressions, композиция India). На LP Conversations (1964) показал себя изобретательным новатором инструментально-тембровых комбинаций, в совершенстве овладевшим техническими возможностями звукозаписи (приемами «наложения» и другими). Имеет многих последователей. Автор ряда композиций.

Валерий Озеров

 


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Три причины отказа Москвы от моратория по РСМД
© KM.RU, Михаил Попов
Российский суд признал оскорбительным слово «хохлы»
Bloomberg узнал о соглашении по Украине перед встречей Путина и Трампа
Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в 2019 году
Владимир Путин и Дональд Трамп проведут переговоры на Аляске
Избранное
«Коллапс в авиационной сфере: государство переложило проблемы на плечи авиакомпаний и пассажиров»
БеZ Б feat. Включай микрофон! «Грустные песни» (интернет-сингл)
Безопасность в Cети: удаление приложений или блокировка сервисов?
Лирический негодяй Андрей Панин
Андрей Кудин «Ты больше не придешь»
Кинопремьера «На тебе сошелся клином белый свет»: как умирала Янка Дягилева
Кремлевские «враги народа» и «дураки народа»
Сергей Калугин, 23 мая, Live Stars
Подышать воздухом в парке? Теперь придется заплатить
«Виноваты участники программы»: у специалистов, поднимающих село, отбирают субсидии
Ива Нова «Много нас тут»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.