Утерянный Блюм

Игорь Гельбах
СПб.: Амфора, 2003.
Про что: Человек, отчего-то прозванный Блюмом (его настоящая фамилия – Тамарин), живет - вернее, жил до того, как утерялся - в Тбилиси. Сначала он работал математиком в НИИ, а потом вдруг стал художником и художественным экспертом. Почему и как он потерялся так никто и не понял. Но, возможно, некоторый свет на его исчезновение может пролить его особая теория о путешествиях во времени.
Признания утерявшегося читателя
Честно говоря, книга Игоря Гельбаха совсем не из простых и легких чтений. Нужно запастись изрядным терпением и силой духа уже для того, чтобы освоить ее хотя бы самым поверхностным образом - на уровне событийного ряда. Переплетающиеся сюжетные линии и пересекающиеся исторические времена и национально-географические места; лично-автобиографические ассоциации героев, всплывающие из сложных философских рассуждений о сущности времени; пейзажные и языковые красоты, энциклопедизм познаний автора… Все это вызывает безмерное восхищение, но одновременно заставляет голову пухнуть и, тяжелея, проваливаться в сон.
Тем не менее, если вы все-таки исхитритесь и, запасшись полутора десятками баллонов крепкого кофе и неделей бессонных ночей, прочитаете эту книгу, то будете вознаграждены знакомством с одним из, возможно, лучших русскоязычных романов последнего времени.
Очень грустная тенденция, наметившаяся в последнее время заключается в том, что вещи, написанные по-настоящему мощно, читать до того тяжело, что в конечном итоге читают их чуть ли не одни литкритики да жюри литературных конкурсов. Обычный (не в смысле «серый» или «глупый», а в смысле «нормальный») читатель от таких книг шарахается и, преисполнившись комплекса неполноценности, бежит утешаться если не, прости господи, Донцовой с Доценко, то Коэльо с Мураками.
И жалко их обоих, и читателя, и писателя, которые, как поется в одной песне, «не видят друг друга, проходят мимо друг друга», до невозможности. И совершенно непонятно, что в такой ситуации делать. Заставить хороших авторов писать «попроще»? Невозможно – это их сильно обеднит, да и потом, как известно «каждый пишет, как он дышит». Попытаться научить читателей корпеть и мучиться над текстами, сделать из них настоящих литературоведов? Бесполезно, в мире, где есть кино и казино, читателя за трудную, хотя и хорошую книжку калачом не заманишь. И вообще, похоже на то, что отдаление читателя от писателя процесс уже необратимый.
В замечательном же, безо всяких оговорок, романе Игоря Гельбаха озадачивает уже и структура повествования. Две как бы повести и один как бы роман, написанные от лица разных рассказчиков, но объединенные одним и тем же героем – Блюмом. Что же это за Блюм за такой? Кто его утерял? В чем тут вообще фишка? Ответа на эти вопросы, возникающие в самом начале, читателю придется ждать до самого конца романа.
Да и бог с ним, можно и до конца подождать. Только ведь этим дело не ограничивается. Мало-мальские события - и те начинаются не сначала, а где-то в районе сотой страницы, до которой еще нужно пилить сквозь густые дебри потока сознания, смысл которого выяснится, опять же, лишь ближе к концу. Нет, правда, при всем уважении к автору, читателя-простачка тоже понять можно – это же прямо издевательство какое-то.
Утеряться в смыслах романа Гельбаха впору не только его герою, художнику-математику-визионеру Блюму, но даже и человеку, испорченному гуманитарным образованием и общей начитанностью. Начало романа настроит его ожидания на что-то вроде записок «о жизни, о любви и обо мне», а потом самым безжалостным образом их обманет. Дальше ему вспомнится кино про планету «Ка-Пэкс», потом «Одесские рассказы» Бабеля, а потом уже и вовсе померещится «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Игра в бисер» Германа Гессе. Впрочем, и эти ассоциации ему ничего не объяснят, а только еще сильнее озадачат.
Книги, подобные «Утерянному Блюму», мучат и терзают читателя то перегрузом мозгов, то непонятками, доставляя ему какое-то особенное, местами сладостное, местами мазохистское наслаждение. Но кто сказал, что настоящая, серьезная литература должна вызывать иные ощущения?
Читать книгу на Lib.km.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий