У школы отнимут функцию оценки знаний?

В документе отмечается, что сейчас "независимая оценка" проводится юридическими лицами (в том числе самими школами). Но в России есть федеральные государственные образовательные стандарты, требования, типовые и примерные образовательные программы, и именно по ним нужно все оценивать. Предлагается наделить федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ полномочиями по проведению "независимой оценки". Они установят порядок и все требования. А для предотвращения конфликта интересов к "независимой оценке" будут привлекать "независимых экспертов" и "независимые экспертные организации".
Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями школ, смогут применять результаты "независимой оценки" для оценки деятельности школ и осуществлять контроль над устранением недостатков, которые выявят "независимые эксперты". Причем школы могут быть лишены аккредитации, если они не подчинятся указаниям по результатам независимой оценки. Директор в этом случае еще больше становится исполнителем указаний чиновников и надзирателей. Учебный процесс — ничто, а вот удовлетворенность чиновников — все?
Авторы же считают, что это не только повысит уровень информированности населения о "независимой оценке" качества образования, но и повысит качество подготовки учащихся. Каким образом — неизвестно.
Организация "Общественный уполномоченный по защите семьи" (ОУЗС), разобрав законопроект, пришла к выводу, что он по сути лишает школы функции по оцениванию знаний детей, подрывая авторитет педагогов. И вообще, документ исходит из презумпции некомпетентности педагогов.
"Законопроект приведет к тому, что образовательный процесс по образовательным программам будет подменен постоянным натаскиванием на ВПР (поскольку это будет "ключевой" оценщик). Иными словами, вводится ЕГЭ на ежегодной основе с младших классов и до вузов включительно (детали установит Правительство)", — говорится в статье.
ВПР — это Всероссийские проверочные работы, которые во всех школах и всех классах начиная с 4-го (кроме 9-го и 11-го) проводят весной по разным предметам. Они вызывают массу нареканий учителей и родителей, которые жалуются на нервотрепку и срыв учебного процесса в самом конце учебного года. При этом формально для учеников они необязательны, но по факту обязательны, так как сами учителя воспринимают их как оценку своей работы и заставляют учеников писать их. В значительной степени их успешное написание стало условием для перевода ученика в следующий класс.
ОУЗС предполагает, что "внешняя оценка" внедряется по рекомендации Всемирного банка. Также она прямо нарушает сам закон об образовании, в котором к компетенции школ относится "осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения" (ч. 3 ст. 28). Автономия школы нарушается:
"Все "правила работы" школы будут определяться в случае принятия закона типовыми ВПРами, которые лишат учащихся нормального предметного обучения и станут "содержанием" образовательных программ. При этом ПФЗ в случае принятия обогатит составителей сборников для ВПР... Надо понимать, что внешняя ежегодная система оценивания учащихся будет тестовой (путь к дальнейшей деградации школы), безусловно не сможет дать никакой реальной оценки знаний учащихся (как ее не дает ВПР и сейчас), спровоцирует избыточную оцифровку образования, поскольку планируется компьютеризация процесса оценивания".
"Без педагога нет школы: недоверие педагогам в одной из ключевых функций — в оценивании знаний с передачей ее неким третьим "независимым лицам" — это приговор системе образования и ее руководителям", — заключает ОУЗС.
Заслуженный учитель России Александр Снегуров считает, что новшество может привести к развалу отечественного образования.
"Какая еще внешняя оценка? Педагоги отстранены уже от всего, и они, по сути, выведены за рамки педагогического пространства. А это педагогическое пространство забито какими-то ботами, какими-то контрольными, какими-то директивами. Педагог уже находится в стороне... Это очередное насилие над педагогикой. Педагоги и так стонут. Соответственно, будет снижение качества образования и насаждение в школе обстановки отстраненности, испуга, стресса, невроза", — говорит Снегуров.
Школьный учитель информатики Михаил Богданов пишет об "очередной чиновной бюрократической отрыжке, исполненной в формате законопроекта, который лишает школу права самостоятельно исполнять свои прямые обязанности". Он подчеркивает, что закон четко и ясно относит контроль знаний учащихся, за исключением итоговой аттестации, к полномочиям школы; иного прочтения этой нормы не существует. Но чиновники хотят командовать школой, которой не доверяют, поэтому им и нужна "независимая оценка".
"Итогом становится тотальное недоверие к учителям, скотское отношение к ним в обществе и полное разрушение работы школы. Как следствие, весь школьный процесс превращается в натаскивание на "независимую оценочную процедуру", а анализ деятельности школы — в рейтинги по итогам ВПР и ГИА. А дальше спросу за то, что дети ничего не знают, кроме как заполнять бланки ЕГЭ или отвечать на не всегда адекватные задания ВПР, ни с кого нет", — пишет учитель.
Он подчеркивает, что "независимой" оценки не бывает, есть лишь справедливая и профессиональная оценка. А то, что предлагается, — это унижение учителей и разрушение учебного процесса. Власти же одержимы одним — надзирать и контролировать.
"Не тем они заняты! Не могут люди, ни дня не работавшие в школе, осуществлять надзор за деятельностью учителя!" — уверен Михаил Богданов.
Дело не только в недоверии, но и в том, что ВПР абсолютно излишни, они ничего не дают, но только отнимают время, так считают многие учителя и родители. В 2024 году опрос "Актион Образования" показал, что 70% учителей против ВПР. "Это лишний стресс и нагрузка для детей", "они не играют никакой роли для качества образования", "в школе достаточно других форм контроля" — такими были типичные ответы. 77% учителей сказали, что они устают от подготовки и проведения ВПР. На ВПР нет выделенных часов, и их приходится проводить либо вместо "внеурочки", либо вместо какого-то урока, что чаще всего и бывает. При этом часы в конце года отнимаются у других предметов.
Родители жалуются на то, что детей пугают: кто не сдаст ВПР, того оставят на второй год или снизят годовую оценку. Не говоря о странных заданиях на них. Но теперь, если закон примут, ВПР станут очередным дамокловым мечом над школой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
уже пора всех депутатов пройти тест на ИДИОТИЗМ
будут процветать. Дома учитель работает над знаниями, ему не надо мучиться с дисциплиной- попробуйте сами провести уроки в обычной школе. Мне кажется надо раз в год, на каникулах, предоставлять ученикам и родителям провести уроки, заранее подготовившись, побыть в роли учителя, прочувствовать каково это.
не государство на украине это делает, а кучка уродов, дорвавшихся до власти, кучка казнокрадов, полностью потерявших берега!
но такой проблемы в СССР не было. Может, потому, что программы были нормальные, доступные для ребенка? Мне кажется, именно в этом проблема. Почему читать и писать в 1 классе учили детей учителя, именно в 1 классе и именно детей до того, до поступления школу, этого не умеющих. Второе. Детский сад хорошо занимался развитием детей, вся страна это делала по единым программам, одобренным и разработанным министерством. Сейчас же, с этим "плюрализмом" программ дошли до того, что в некоторых детских садах вообще ничем не занимаются, дети там просто пасутся, никаких требований к воспитателям не предъявляется, никакого контроля результатов нет. Ничего не надо изобретать. Во-первых сделайте нормальные зарплаты учителям и воспитателям, восстановите престиж пед училищ, верните советские программы, там все последовательно, постепенно, все доступно для каждого ребенка, тем более, посещавшего детский сад. Сейчас же любая дурь преподносится как новаторство. Отменили дневники. Теперь задание присылают мамам в чат, на телефон! Какая самостоятельность будет развиваться у ребенка, когда начнет планировать свои действия сам? Спрашиваю почему не начинаете делать домашнее задание? - А нам ещё не прислали! "Отлично"! "Реформы" они провели. И почему раньше дети сами справлялись, а сейчас либо с родителями уроки делают, либо с репетитором? Потому что программы такие и потому, что учителя совсем другие. Либерасты -предатели всё развалили.
Ну, егеге ввели с целью искоренить повальную коррупцию по рисованию аттестата.Получилось не очень, но вроде и достаточно, чего ещё со стороны оценивать?
Или опять какие-то откаты в думе лоббируются?