Америку отодвинули от Приднестровья

В Тирасполе состоялась встреча президента Приднестровья Игоря Смирнова с его молдавским коллегой Владимиром Ворониным. Молдавский политолог Евгений Шоларь, оценивая итоги переговоров, сказал, что «основным результатом встречи президентов Молдавии и Приднестровья Владимира Воронина и Игоря Смирнова можно считать договоренность о том, что следующий этап процесса приднестровского урегулирования будет проходить в формате «2+1», передает [http://www.regnum.ru/ ИА REGNUM]. Т. е. речь идет о том, чтобы решать накопившиеся проблемы путем переговоров представителей Молдавии, ПМР и России.
Между тем ранее встречи проходили в формате «5+2», т. е. помимо сторон конфликта и России участвовали также Украина, ОБСЕ, Евросоюз и США. Если договоренность не будет «переиграна», это приведет к снижению роли Запада в урегулировании последствий конфликта начала 90-х.
Правда, о том, что формат «2+1» не будет реализован, можно предположить по характерному замечанию Воронина, который сказал, что и другие форматы консультаций не исключены. Да и сами переговоры Смирнова и Воронина проходили на не слишком-то оптимистическом фоне. Здесь достаточно вспомнить, что встреча двух лидеров за последнее время срывалась дважды. Поначалу ожидалось, что президенты проведут переговоры в ноябре, потом говорилось о встрече 11 декабря, но и тогда саммит не состоялся.
Неудивительно, что на прошедшей встрече стороны не смогли добиться какого-то реального прогресса в сближении своих позиций, которые и так уже известны много лет. Приднестровье продолжает отказываться от объединения с Молдавией, а Молдавия, в свою очередь, настаивает на включении ПМР в свой состав на правах особого автономно-территориального образования.
Кроме того, не стоит забывать, что в марте 2009 года в Молдавии пройдут очередные выборы в парламент, и нет никакой гарантии, что коммунисты останутся у власти. Воронин и фракция компартии, на которую он опирается в парламенте, придерживаются все-таки более умеренной позиции, чем националистические силы, однозначно ориентированные на сотрудничество с Западом, и многие годы отстаивающие идею вхождения Молдавии в Румынию. И не надо забывать, что президент Молдавии избирается депутатами. И для того, чтобы стать им, надо получить поддержку 60% парламентариев. Так что в случае, если на выборах убедительную победу одержат националисты, то и государство возглавит их представитель.
Уже по этой причине сейчас просто преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы относительно итогов встречи Воронина и Смирнова. Однако уже сейчас можно с большой долей вероятности прогнозировать, что если уж сравнительно умеренное политическое руководство Молдавии так и не смогло найти общий язык с Приднестровьем, то националистам и подавно не удастся этого сделать. Ясно, что для ПМР идея объединиться с Румынией совершенно неприемлема. Поэтому вступать в состав государства, которое, возможно, потеряет свой суверенитет, став, в свою очередь, частью другой страны, приднестровцы не захотят.
Еще в 2006 году на территории ПМР был проведен референдум, и его результаты ясно показали, что население Приднестровья в большинстве своем тяготеет к России. Причем это относится не только к русским жителям республики, но и к украинцам, и даже к молдаванам, которые в настоящее время составляют порядка 30% населения ПМР. В принципе, косовский прецедент и признание Россией Абхазии и Южной Осетии дают ПМР веские основания рассчитывать на то, что Россия будет выстраивать отношения с Тирасполем по схеме, аналогичной той, что уже действует на Кавказе. Приднестровцы даже рассчитывали, что сначала Москва установит с Тирасполем более тесные отношения, а впоследствии официально признает независимость ПМР.
Но этого не произошло, что, в принципе, должно было направить урегулирование молдавско-приднестровской проблемы на путь фактического восстановления единой Молдавии – на принципах, созвучных известному «меморандуму Козака». Этот документ, напомним, был разработан еще в 2003 году при участии представителя России Дмитрия Козака (нынешнего вице-премьера РФ) и предполагает предоставление Приднестровью широкой автономии в составе Молдавии. И в апреле этого года после долгого перерыва наконец состоялась встреча между лидерами двух стран – Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым, на которой они обсуждали пути налаживания диалога. Но вот сейчас, спустя несколько месяцев, видно, что, по большому счету, переговоры между сторонами зашли в тупик, выхода из которого не видно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Объединение ПМР с Молдавией невозможно,а переговоры с участием США выгодны только США и нацелены на ослабление позиций России в этом регионе и усиление позиций Румынии (члена НАТО) и соответственно США. ПМР не хочет,а ее,против воли большинства народа, хотят заставить заключить "брак с нелюбимой".Такие переговоры и условия невыгодны даже Молдове и Европе.