]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ЕГЭ превратил коррупцию в общественный институт

14:15 31.05.2010
, Иван Романов

По мнению экспертов, ЕГЭ заставляет абитуриентов давать взятки

Одиннадцатиклассники всех российских школ сдают сегодня обязательный Единый государственный экзамен по русскому языку. В этом году число выпускников, сдающих ЕГЭ, уменьшилось на 25 тысяч, причина тому - демографическая ситуация. Если в 2009 году участников ЕГЭ было 995 тысяч, то в текущем - 970 тысяч. Из них выпускников 11-х классов в этом году - 840 тысяч (в 2009 - 930 тысяч), а выпускников прошлых лет - 130 тысяч (в 2009 - 65 тысяч). Всего выпускникам необходимо сдать два обязательных экзамена - русский язык и математику. Экзамен по математике состоится 7 июня.

Пока нарядные по случаю экзамена школьники расставляют крестики в тестовых заданиях, эксперты сообщают, что большинство из них либо участники коррупционной схемы, либо мошенники, либо на самом деле лентяи, которым диплом нужен, только чтоб родители отстали. А принимают у них экзамен сплошь алчные мошенники. И вообще, ЕГЭ сегодня основной источники коррупции в сфере образования.

Именно к таким выводам пришел социолог Фонда ИНДЕМ Владимир Римский, который в конце прошлой недели представил доклад «Коррупция в сфере образования России». Обобщив довольно большой объем сообщений о коррупции в той или иной отрасли образования, автор пришел к выводу, что с введением Единого госэкзамена мздоимство встало на институциональную основу.

Так, ссылаясь на данные Рособрнадзора, автор сообщает, что «по результатам проведения ЕГЭ в 2009 году примерно четверть экзаменационных листов со всеми правильными ответами оказалась поддельной». Раскрываются и другие коррупционные схемы. «С начала 2009 года в здравоохранении и образовании России выявлено 2,2 тысячи фактов мошенничества. Один из вариантов мошенничества, отмеченных Алексеем Шишко (замначальника Департамента экономической безопасности МВД России. – Прим. KM.RU), следующий: когда абитуриенты с высокими баллами подают документы в несколько вузов, а проходят по конкурсу и потом выбирают какой-то один из них, на не занятые ими места зачисляются абитуриенты с более низкими баллами. Мошенники же предварительно берут деньги в качестве взяток у таких абитуриентов, а при их зачислении в вуз утверждают, что это их заслуга», - говорится в докладе.

В качестве еще одного из недостатков Единого госэкзамена автор доклада Фонда ИНДЕМ называет чрезвычайную закрытость системы ЕГЭ и невозможно открытого экспертного анализа результатов. Наряду с закрытостью результатов Римский отмечает открытость заданий: «Известно, что все прошлые годы экспериментов по введению ЕГЭ правильные ответы на его задания, как правило, появлялись в сети Интернет примерно за две недели до дня экзамена, который, как известно, проводится по всей стране в один и тот же день. То же самое произошло и в 2009 году. Такие явления стали возможными потому, что задания для ЕГЭ создаются заранее, распространяются по регионам, городам и районам России по сложной многоуровневой процедуре, в которой при распространенности коррупции в нашей стране всегда находится возможность получить тексты заданий ЕГЭ и ответы на них заинтересованным лицам».

Вместе с тем Римский отмечает, что коррупция перетекла из вузов в школы, в которых теперь совершается основное число преступлений, и все они в той или иной степени связаны с ЕГЭ. По данным автора, конкретно взятки составляют только 8% случаев. 12% — это злоупотребление служебным положением, к которым относится в том числе передача тестовых заданий по ЕГЭ кому-либо. 10% — это служебные подлоги, т. е. подмена экзаменационных листов, и 60% — хищения и растраты. Автор доклада видит коррупционную составляющую во всем процессе работы учебного заведения – от питания детей и охраны до ремонта и организации выпускных – все, что осуществляется на конкурсной основе.

К коррупции эксперт фонда ИНДЕМ относит и увеличившийся в последнее время рынок репетиторских услуг, не давая, впрочем, развернутого обоснования.

Здесь важно отметить, что статистика, приводимая г-ном Римским, носит оценочный характер, но приводимые цифры действительно вызывают интерес. В ходе презентации доклада в Общественной палате участники справедливо задавались вопросом, почему статистика по коррупции есть, а уголовных дел нет.

Автор доклада Фонда ИНДЕМ видит «одну из основных» (впрочем, других он не называет) причин такого положения в том, что «граждане взаимодействуют друг с другом на основе норм неформальных договоров, реальных норм морали и нравственности, существенно отличающихся от декларируемых и описанных в книгах и документах. (…) Реальные нормы взаимодействий между гражданами в быту переносятся в сферу их взаимодействий с представителями органов власти, государственного и муниципального управления, а также частного бизнеса и даже общественных организаций».

В общем, дело в том, что все россияне давно смирились с взятками, потому что так жить гораздо удобнее, властные институты выродились и занимаются формальной имитацией деятельности, а коррупцию можно победить только силами гражданского общества, поскольку проблема социальная, считает социолог ИНДЕМа. В качестве решения проблемы, как это часто бывает с организациями, в названии которых есть слово «демократия», предлагается отказ от государства в пользу общественных организаций.

Не отрицая справедливости утверждений автора относительно глубины и причин коррупции в России, хочется отметить противоречивость проявленного им подхода. Говоря о несоответствии между законом и нормами морали в обществе, автор предлагает поменять именно нормы морали. Т. е. на идеологическом уровне автор противоречит сам себе – клеймя процесс модернизации в сфере образования, поддерживает его в сфере традиционных ценностей.

В целом доклад представляет собой довольно последовательный сборник сообщений о коррупции в сфере образования с некоторыми осторожными выводами и обобщениями, однако собственно социологический анализ мог бы быть и более глубоким.

Картина, которая вырисовывается из документа, безусловно, пугающая. И совсем не тем, что, по данным автора, средняя взятка в школе составляет порядка 20 тысяч рублей. И не тем, что в России ежегодно продается 500 тысяч поддельных дипломов о высшем образовании… Самый страшный вывод, который можно сделать из доклада, – бесплатно поступить в вуз в России невозможно, а те, кто поступает, учиться не хотят. Как пишет Римский, «для современных абитуриентов ценность высшего образования очень высока, а его направленность – не очень значима. Они уверены, что, имея высшее образование, получат больше возможностей хорошо оплачиваемой работы, но в большинстве своем не хотели бы вкладывать много сил и времени на освоение сложных, как, например, технических или малопопулярных, как, например, педагогических, специальностей».

'''О причинах коррупции в российском образовании рассуждает эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Вардан Багдасарян:'''

- Я бы начал рассуждения с того, что коррупция у нас не только в сфере образования, а в том числе и в сфере образования. Кампания по борьбе с коррупцией в образовании в свое время была использована для проведения определенных реформационных идей. Т. е. под предлогом борьбы с коррупцией - а есть сферы гораздо более коррумпированные, чем образование, - был введен ЕГЭ, и вместе с ним активно запущен болонский процесс.

Причины коррупции понятны и банальны. В первую очередь это, конечно, уровень оплаты труда преподавателей. Им нужно отработать от 700 до 900 часов в год, при этом уровень зарплат - он, конечно, сильно варьируется от вуза - иногда составляет 5-6 тысяч рублей. Но эти же причины применимы и ко всем остальным сферам, где наблюдается высокая коррумпированность.

Более важно здесь, повторюсь, то, что следует за этой кампанией, – дезинтеграция российской системы высшего образования, переход на упрощенные редукционные рельсы с выхолащиванием всех потенциалов, которыми обладала советская система.

''- Причастны ли сами абитуриенты к коррупционной системе?''

- Понятно, что абитуриенты, и впоследствии студенты, сами заинтересованы в существующем положении дел. В нашем обществе вообще существует такая ментальная установка, что взятка - единственный путь продвижения к успеху во всем. Коррупция в современной России вообще единственный реально действующий механизм функционирования государства. При такой порочной системе взять одну нишу, в данном случае образование, и как-то ее вычистить, реформировать – не получится.

С другой стороны, «взятка» и «коррупция» у нас сегодня оцениваются с западных позиций. Но если мы взглянем на Восток, например, на тот же Китай, то обнаружим то же самое, что и у нас. В китайских вузах без взятки вообще ни одного шага не происходит. Подобная система отношений включена в национальную ментальность – это такой у них традиционный механизм, своего рода «даровая экономика». Можно процитировать мэра Шанхая, который честно сказал: да, мол, у нас есть коррупция, «но у нас национально ориентированная коррупция». В отличие от российской.

Темы: Общественно-политическая жизнь в России, Образование в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 31.05.2010, 15:53
    Гость: Марина

    Ни в каких взятках у нас никто не заинтересован, просто другого выхода у людей нет - везде чиновники выкручивают руки, причем во всех сферах. В советские времена жилось проще, потому что было куда пожаловаться - в парком, в обком и пр. А сейчас кому? Наверх? Так там сидят такие же взяточники. И в советское время можно было оспорить результаты экзаменов, а сейчас их проверяет машина, как оспоришь? А если оспаривать, так все равно нужен человек, который заново проверит работу. Я хорошо знаю русский, 30 лет работаю в издательстве. Прорешала ЕГЭ по русскому за 2009. Так мне зачли как нерешенное задание, где я ответ написала через пробел, а не через запятую - потому что машина не поняла. А Болонская конвенция - это вообще убожество. Магистратура сделана для того, чтобы еще раз погреть руки на поступлении. Там преподают то же самое, что и в бакалавриате, только за большие деньги. Зачем было ломать систему образования, которая была признана лучшей в мире?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 31.05.2010, 15:48
    Гость: Сибирко

    Сам работал в школе и насмотрелся как учителя вымогают то колбасу, то бабки за отметки. И только там, где была комиссионная приемка экзамена и где экзамены принимали учителя других школ, все было нормально. Но как известно знания не купишь. Поэтому такие "спецы" со знаниями от ЕГЭ никому не нужны. Это просто человеческий хлам, отходы экономики. Особенно поражает количество "экспериментальных" и прочая школ и куча просто бракованных учебников. Дочка когда училась ничего не понимала из учебника физики заданного учителем. Я (физик по специальности) тоже из него ничего не понял. Рассвирепел и дал дочке свои учебники за 60е годы. Она прочитав мой старинный учебник 6 го класса и сказала что теперь ей все понятно и в дальнейшем училась по моим старым учебникам как в школе так и в вузе и везде получила красные дипломы. Вот вам и ЕГЭ. Так что новое, это хорошо забытое старое. Пора стабилизировать обучение в школе введя единые учебники по дисциплинам, а не ЕГЭ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Баку выразил протест в связи с задержанием азербайджанцев в Екатеринбурге
МИД Армении призвал Россию не вмешиваться в дела страны
Состояние богатейших россиян за полгода выросло на 24,5 млрд долларов
В Азербайджане задержали граждан России по подозрению в транзите наркотиков
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Kritika «Я остаюсь» (интернет-сингл)
Россияне потеряли 10 триллионов из-за пенсионной реформы
Открытие летней террасы, 8 июня, «16 Тонн»
«Электропартизаны», 23 ноября, «Город»
Включай микрофон! «10 лет без симфонического оркестра»
Действуй! «Это не пройдет» (интернет-релиз)
Увеличится ли ваш вес после отказа от курения
Страх публичных выступлений: как его побороть?
«Все российские предложения с Европой можно обсуждать – но не решать. Просто потому, что европейские лидеры не суверенны»
Игорь Растеряев: «Прабабушка не любила говорить про блокаду — плакать начинала»
Карикатура как триггер Третьей мировой
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.