]]>
]]>

МиГ-29К: долгожданный взлет

12:59 23.06.2019

Тридцать один год назад, 23 июня 1988 года, корабельный истребитель МиГ-29К впервые поднялся в небо

Он стал одним из первых отечественных боевых самолетов, способных совершать «настоящие» взлет и посадку на палубу – методом свободного разбега.


Фото с сайта migavia.ru

Программа создания самолета была приостановлена, но возродилась в 2000-х годах. Сначала в интересах иностранного заказчика, а потом с МиГ-29К связал свое будущее и российский ВМФ. Большие заказы позволили модернизировать истребитель до уровня 4++.

Корабельный МиГ-29К – это уже не просто улучшенный МиГ-29, а совершенно новый самолет. Машина отвечает самым современным требованиям к палубной авиации: продвинутая авионика, стелс-технологии, новая РЛС, и при этом компактные размеры, которые позволяют увеличить до 36 единиц число самолетов на российском авианосце «Адмирал Кузнецов».

Сложный путь легкого истребителя

В начале 1970-х годов в СССР для перспективного авианосца разрабатывались сразу несколько самолетов корабельного базирования. В итоге в состав авиагруппы нового тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 (сегодня он известен как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») было решено включить два проекта от ведущих авиационных КБ страны – МиГ-29К и Су-27К.

Истребителям нужно было приспособиться к трамплинному взлету и посадке. В связи с чем, было принято решение провести испытания самолетов и отработать укороченный взлет с наземного имитатора корабельного трамплина.


Фото с сайта migavia.ru

Летом 1982 года машины прошли такие испытания на экспериментальном трамплине длиной 60 метров, установленном на комплексе НИТКА в Крыму. Именно после этих удачных взлетов руководству КБ Микояна и Сухого была официально поручена разработка легкого и тяжелого истребителей корабельного базирования – МиГ-29К и Су-27К.

Проектирование МиГ-29К началось в 1984 году, а первый полет состоялся уже 23 июня 1988 года. Машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 года осуществил взлет с корабельного трамплина крейсера «Тбилиси» (ныне – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).

В этот же день «обычные» взлет и посадку на палубу авианосца совершил и тяжелый истребитель Су-27К. И именно этот самолет, получивший название Су-33, стал на долгие годы единственным корабельным истребителем отечественного ВМФ. Специалисты ОКБ Сухого смогли быстрее провести испытания Су-27К и сдать его на вооружение.

Дело в том, что система вооружения серийного фронтового истребителя Су-27 не требовала особых корректировок для задач корабельного Су-27К. Для создания морской версии истребителя достаточно было доработать некоторые характеристики для базирования самолета на корабле: складывающееся крыло, усиление шасси и т.д.

«Микояновцы» же должны были провести основательную работу по доводке новой системы управления вооружением. По этой причине, в частности, МиГ-29К не успел «взлететь» до начала 1990-х годов, когда в стране начался экономический кризис и финансирование сразу двух «корабельных» проектов стало затруднительным.


Фото с сайта migavia.ru

Индийский контракт и новый взлет

Испытания МиГ-29К были возобновлены только в 1996 году, во многом благодаря контракту с ВМС Индии. «Индийский контракт», как его часто называют, был подписан 20 января 2004 года между Военно-морскими силами Индии и РСК «МиГ».

Согласно документу, Индия закупала большую партию многофункциональных истребителей корабельного базирования в одноместном (МиГ-29К) и двухместном (МиГ-29КУБ) вариантах.

Кроме того, данный контракт стал частью более важного российско-индийского межправительственного соглашения, которое было заключено в 2000 году. Документ предусматривал проведение работ по ремонту и модернизации в интересах ВМС Индии российского ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

В Индии «Адмирал Горшков» получил имя «Викрамадитья», что в переводе с санскрита означает «всемогущий как Солнце». Совокупная стоимость соглашения составила около 1,5 млрд долларов, что тогда стало рекордом для нашей страны в сфере военно-технического сотрудничества.

Обновленный МиГ-29К поднялся в небо 20 января 2007 года. В тот же день совершил свой первый полет двухместный МиГ-29КУБ. Этот долгожданный взлет стал началом летных испытаний самолетов МиГ-29К/КУБ.

Наконец, 28 сентября 2009 года на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» успешно совершил посадку МиГ-29К, а следом за ним – серийный МиГ-29КУБ, окрашенный в цвета ВМС Индии.

В середине мая 2013 года состоялось официальное принятие истребителей МиГ-29К/КУБ на вооружение Индии. По состоянию на 2018 год индийским ВМС принадлежат 45 самолетов МиГ-29К/КУБ.

«Индийский контракт» стал не только успешной программой в области военно-технического сотрудничества, но также оказал позитивное влияние в целом на развитие палубной авиации ВМФ России. Компания «МиГ» сумела предложить российскому флоту новые самолеты корабельного базирования МиГ-29К/КУБ. Минобороны России подписало контракт на 24 таких самолетов для крейсера «Адмирал Кузнецов». Сегодня МиГ-29К совместно с Су-33 составляют основу палубной авиации России.


Фото с сайта migavia.ru

Не просто модернизация, а новая машина

Внешне корабельный МиГ-29К похож на обычный МиГ-29, но как отмечают авиационные эксперты, это абсолютно новый самолет. Серьезные изменения коснулись конструкции фюзеляжа, бортового оборудования и материалов.

В первую очередь, морская версия потребовала значительного повышения антикоррозионной защиты. Были также усилены стойки шасси, а складываемое крыло получило более совершенную механизацию.

Машина также существенно снизила вес и стала прочнее, за счет композитов, которые составляют около 15% от всей поверхности фюзеляжа. Это позволило нарастить боевую нагрузку и запас топлива. Если обычный МиГ-29 мог нести 2,2 тонн на семи подвесках, то корабельный – 4,5 тонн на восьми подвесках.

На корабельном МиГ-29К устанавливаются двигатели РД-33МК – это усовершенствованная версия РД-33 на классических МиГ-29. Благодаря доработке моторов их мощность возросла на 8%. Такие двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом.

На МиГ-29К полностью реализован принцип «стеклянной кабины», то есть все приборы в кабине пилота – цифровые. Взамен обычного рулевого управления – электронная система. Такая современная электронная «начинка» самолета позволяет применять весь спектр высокоточных ракет и авиабомб, в том числе и новейшие сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-31 и Х-35, авиабомбы с телевизионным наведением, противорадиолокационные Х-31П, управляемые бомбы КАБ-500Кр.


Фото с сайта migavia.ru

Пушечное вооружение представлено встроенной пушкой ГШ-301 (Грязева – Шипунова 30 мм, один ствол) с боекомплектом в 150 выстрелов. Самолеты также вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя. При необходимости открытая архитектура борта позволяет использовать новые образцы вооружений.

Внедрение элементов технологии «стелс», снижение заметности самолета в радиолокационном диапазоне позволили существенно повысить выживаемость самолета в бою. На борту серийного МиГ-29К установлена радиолокационная станция «Жук-МЭ».

Эта станция может обнаруживать и сопровождать 10 целей, при этом ракеты она наводит на четыре цели. Для сравнения – предыдущая станция могла поразить только одну цель.

Корабельный «МиГ» получил многоканальную оптико-локационную станцию, которая работает вместе с другими бортовыми системами. Таким образом, пилот может с высокой точностью атаковать цели без включения радиолокационной станции.

В комплект системы управления огнем (СУО) входит также прицельная система на шлеме летчика, что предоставляет неоспоримое превосходство в ближнем воздушном бою. 

Источник: Ростех
Комментарии читателей
24.06.2019, 12:51
Гость: По моему ты просто....

...ду....к. Пацан, в России не было до "Кузнецова" авианосного флота и "Кузнецов" никогда и не стал бы полноценной боевой единицей, потому что был первым и его ценность и важность, что именно на нем СССР и флот РФ отрабатывали технологию и использования авианосца и технические новинки и тактические приемы и главное создавалась авианосная авиация и элита ВВС - летчики авианосной авиации.
В этом плане опыт полученный на "Кузнецове" просто БЕСЦЕНЕН!
Если встанет вопрос о постройке авианосцев, Россия уже знает что строить, как строить и как использовать. Полезность "Кузнецова" для ВМФ Росссии НЕСОМНЕННА!

24.06.2019, 12:46
Гость: Однако

Во всем мире новые разработки основываются на более ранних или их учитывают. Что предлагает Фрол? По новой изобрести самолет братьев Райт и велосипед? Глупость Фрол написал. Безграмотную глупость.
Может еще и уволить всех конструкоторов и инженеров , которые учились и начали работать в СССР, чтобы все разработки с нуля были "российскими"?
Нет уж пусть он это американцам посоветует.Боюсь только за такой совет они его отправят в специализированное медицинское учреждение.

24.06.2019, 12:43
Гость: Ваське жмеринскому

Это кто нормальный? Вы хохлы что ли? Самая нищая страна Европы и с населением которое сократилось наполовину? Укры, вы совсем спятили и потеряли связь с реальностью. Себя -то хоть не обманывайте, а нас обманывать бесполезно. Ты даже не представляешь как ты жалок, со своим примитивным враньем.

]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.