Что общего у Волка и Достоевского?

Что общего у Волка и Достоевского?
В Волгоградском театре кукол на одного заслуженного лицедея России стало больше — почетного звания на днях удостоился ведущий артист театра Александр Вершинин. Актер занят практически во всех спектаклях, и за 12 лет службы в кукольном театре Вершинин сыграл более пятидесяти ролей. Мы побеседовали с новоиспеченным заслуженным артистом России.
— Александр Петрович, как же становятся заслуженными артистами?
— Работают, наверное. Я знал, что меня выдвинули на это звание. Но думал получить его в лучшем случае или к концу года, или к 70-летию театра (в 2007 году. — Прим. ред.). И тут вдруг как снег на голову мне приходит телеграмма из Министерства культуры с поздравлениями с присвоением звания. Вот такая приятная неожиданность получилась!
— Расскажите, как вы пришли в театр кукол.
— Случайно. Я работал водителем автобуса. Вообще-то, я на одном месте, по стечению обстоятельств, больше двух лет не задерживался. Но всегда участвовал в самодеятельности: пел, плясал, казачьими шашками вертел, играл на народных инструментах, играл в каких-то театральных постановках, сочинял песни. Бывший главный художник театра кукол Зеньковский предложил режиссеру Юрию Николаевичу Бычкову взять меня артистом. Когда директор увидел мою трудовую книжку (которая уже была закончена, и вкладыш в ней заполнен до половины), то сказал: “Батенька, да вы — летун!”, и не хотел меня брать. Вступился Бычков и предложил сходить на репетицию коллектива. Там актрисы попросили меня почитать за отсутствующего актера. Я стал читать, и как-то с ходу мой голос попал в маску куклы. И так получилось, что за день до официального приема на работу я уже подсидел коллегу и получил роль.
— Какими были первые впечатления от театра?
— Очень смутными. Это сейчас для меня театр — рабочий цех. В детстве я не был избалован театром кукол: видел в своей жизни только два кукольных спектакля, один из которых показывали по телевизору. Первый раз переступил порог этого театра, когда пришел устраиваться на работу. Теперь я здесь уже двенадцатый год и уходить никуда не собираюсь. Все мне пророчат быть режиссером. Комитет по культуре желает во мне видеть главного режиссера театра, а я никоим образом не хочу менять одну профессию на другую.
— Почему? Ведь вы были режиссером спектакля “Новогоднее путешествие”...
— Да, его мы поставили вместе с Татьяной Катулиной. Но это была, так сказать, “проба пера”. Я прекрасно понимаю, что мне еще доведется быть режиссером, потому что курс все-таки учу. Хочешь не хочешь, а дипломный спектакль придется, наверное, ставить мне. Нужно искать пьесу, распределять роли, работать с ребятами... Дело в том, что у меня не появилось тяги, которую мне предрекали. Говорили, что появится вакуум, будет чего-то не хватать, захочется еще ставить. Но пока я всю свою творческую фантазию пускаю в художественные номера. Их уже спроектировано 14. Правда, рук не хватает, чтобы все это воплотить, потому что днями и ночами я в театре. Это второй дом, а может, даже и первый. Мне нравится актерствовать!
— Вы руководите вторым и первым курсом во ВГИИиКе. Как работается с молодежью?
— Надеюсь, что смена растет. Она нас и радует, и огорчает. Конечно, существует много проблем. Мы выращиваем артистов практически в полевых условиях, поскольку театр миниатюрный и нет большого количества помещений, где бы они могли заниматься. Но молодежи нравится учиться. Студенты сейчас обучаются работать с куклой, хулиганят. Ну а как без хулиганства? От корифеев театра слышал, что нужно серьезно играть все мизансцены во время обучения. Но если ты не начнешь шалить с куклой, то не узнаешь ее возможностей (как она может вывернуться, изогнуться, посмотреть). Сначала нахулиганишься, а потом отберешь лучшие моменты, которые будут работать в спектакле. Поэтому хулиганство — дело серьезное.
— Можете назвать свои любимые роли?
— Вообще, у меня любимые роли те, в которых сходит семь потов. Одна из первых любимых ролей — Волк из спектакля “Волк и семеро козлят”. Когда играешь в этом спектакле, создается такое ощущение, что сейчас лопнут сосуды в голове и брызнет кровь — до такой степени сильно эмоциональное напряжение. Надо играть очень осторожно, так как, прыгая в живом плане в трех метрах от детей (а в первых рядах обычно сидят самые маленькие), можно запросто напугать их, ведь играешь злого Волка, который хочет утащить козлят. Правда, время от времени зрители становятся на сторону моего героя и начинают подсказывать, где прячутся козлята. Еще мне нравится Кот из постановки “Котенок по имени Гав”. С этим спектаклем мы уже три года курсируем по деревням, объездили шесть районов области. Это очень озорной спектакль, где много импровизации и где приходится отдавать много энергии. Считаю, если актер не тратится, если нет ощущения адреналина, то страдают и сам актер, и спектакль, и зритель.
Во многих постановках у меня присутствует работа в живом плане, хотя и с куклой приятно поработать. Например, очень нравился спектакль “Мальчик у Христа на елке”, где я играл автора (там не было сказано, что это Достоевский, но условно это был он). За этот образ в 2002 году на 6-м Всемирном фестивале кукольного мастерства в Праге я выдвигался на Хрустальный глобус за лучшую мужскую роль.
— Как ощущаете себя в новом качестве заслуженного артиста?
— Да никак! Только коллеги шутят, раньше говорили просто “привет-привет”, а сейчас “здрааавствуйте”. В общем, издеваются как хотят! Вот смотрю на себя в зеркало и не верю: ну какой из меня заслуженный артист?
Анастасия ТОЙШИНА.
Комментарии читателей Оставить комментарий