QUEENtet Сергея Мазаева «П.И. Чайковский. Время года» (CD + винил)

В музыкальной среде циркулирует острота, что у композиторов времен года намного больше, чем в природе. Но есть и такие вариации, которые на вес золота. Особенно — когда в одной точке сходятся две вселенные — Петр Ильич Чайковский и исполняющий его произведения QUEENtet Сергея Мазаева.
Сегодня трудно поверить, что настолько вдохновенный цикл композитор сочинил на заказ. Издатель журнала «Нувеллист» - пианист и дирижер Николай Бернард - попросил Петра Чайковского создать серию произведений на календарную тематику. «Техзадание» при этом было сформулировано максимально подробно: к будущим пьесам магнат не только подобрал точные названия, уже отчасти задающие их настроение, но и стихотворные фрагменты из русских поэтов XIX века.
Неудивительно, что Чайковский принялся за работу с воодушевлением (солидный «гонорарий» тоже этому способствовал), в результате чего готовые сочинения Бернард обычно принимал без правок. Публикация «Времен года» в «Нувеллисте» соответствовала каждому месячному номеру журнала. И лишь в сентябре 1876 года вместо ожидаемой части авторства Чайковского была опубликована «Сербская походная песня» Войтеха Главача. Связано это было с антитурецким восстанием в Герцеговине. В конце того же 1876-го «Времена года» наконец-то увидели свет в виде отдельного издания.
Уникальность работы, которую произвел QUEENtet Сергея Мазаева, состоит в том, что фортепианные пьесы здесь исполняются в переложении для струнных, кларнета и контрабаса. Отсюда — очень богатое звучание всех исполняемых произведений. При этом заполошная современность никогда не вторгается в этот живой музыкальный организм. С первых же аккордов начальной пьесы «Январь. У камелька» слушатель испытывает щемящее чувство, будто он попал в 50-е годы прошлого века, когда качеству исполнения академических сочинений традиционно уделялось повышенное внимание. Или даже, можно сказать, мы переносимся во времена Петра Чайковского, но кто же может сейчас с уверенностью сказать, какие ощущения доминировали в этой сфере тогда?
QUEENtet Сергея Мазаева действительно исполняет музыку вневременного характера. В природном круговороте он неизменно обнаруживает нечто большее, чем тривиальная смена сезонов. Скрипичные вьюги «Января» отходят на задний план под животворным теплом камелька, которое приносит с собой кларнет Сергея Мазаева. В «Январе» кларнет прорывается сквозь пронизывающие ветра обещанной в подзаголовке торжествующей песней жаворонка. В первой части альбома от пьесы к пьесе холода отступают и самый воздух, кажется, проясняется. Апофеозом служит тут «Май. Белые ночи», в которой преобладает ощущение волшебного полета. Ведь и в приложенном к этой части стихотворном фрагменте из Афанасия Фета май «вылетает».
Начиная с «Июнь. Баркарола» в пьесах появляется тяжесть иного рода, связанная с неизбежным летним зноем. Но и ее QUEENtet Сергея Мазаева, фигурально выражаясь, разводит руками, особенно, когда в «Июле» и «Августе» в дело вступают косари и жнецы. В «осенних» сочинениях тоже много непредсказуемости. Особенно, в ноябре, когда вместо привычной «унылой поры» нам предложено захватывающее катание на тройке с очень крутыми поворотами, которые не пугают и не отвращают, а сообщают слушателю в его музыкальном путешествии дополнительный азарт. Ну а в «Декабре», разумеется, начинается празднование Нового Года и Рождества (до революции приходившегося на этот месяц). В этой уютной камерной атмосфере QUEENtet Сергея Мазаева изящно перебрасывает мост к своему будущему (на момент первого издания переложений «Времен года») альбому — сюите «Щелкунчик».
Впервые QUEENtet Сергея Мазаева выпустил «Времена года» на виниле и CD в 2015-м году. Уже тогда произведение активно исполнялось на концертах. Происходит это до сих пор, причем перед каждой пьесой читаются подобранные Николаем Бернардом стихотворные фрагменты русских классиков. В CD-версии они тоже опубликованы в буклете. Оттуда же мы узнаем, что состав квинтета, кстати, на момент записи был таким: Анна Ким (1 скрипка), Анна Пасько (скрипка), Анна Журавлева (альт), Ольга Дёмина (виолончель), Сергей Гейер (контрабас) и Сергей Мазаев (кларнет). Винил был переиздан уже в 2022 году, и на этом варианте красуется наклейка, сообщающая о том, что второй пресс был сделан не где-нибудь, а в Великобритании.
Что же касается оформления обложки, то сумрачный лес, проступающий сквозь нотный стан, конечно, смотрится прекрасно. Но этот ракурс как бы намекает на то, что природа будет дополнительно расцвечиваться музыкальными средствами. Собственно, это и происходит в альбоме.
Комментарии читателей Оставить комментарий