Обновление правительства по Путину: министры поменяются креслами?

09:00 28.02.2012 , Иван Гладилин
Владимир Путин © РИА Новости, Алексей Никольский
Владимир Путин © РИА Новости, Алексей Никольский

Справка km.ru

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ.

На основании статьи 114 Конституции РФ правительство осуществляет следующие полномочия:
• разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
• обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• осуществляет управление федеральной собственностью;
• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами президента РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти (правительства РФ) утверждается указом президента РФ на основании предложения председателя правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).

В результате административной реформы 2004 года создана и действует до сих пор трехзвенная (министерство – федеральное агентство – федеральная служба) система федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении президента (т. н. силовые ведомства) и правительства.

Подробнее

Эксперты уже строят прогнозы в отношении персонального состава будущего кабинета

До президентских выборов (точнее, даже до их первого тура, поскольку досрочную победу Владимиру Путину никто пока не гарантировал) – еще почти неделя, а политологи уже начинают строить прогнозы в отношении персонального состава будущего правительства и его структуры. Ситуация, правда, пока настолько неясная, что прогнозы эти во многом либо напоминают гадания на кофейной гуще, либо сродни новостям, которые приносит бабушкам к подъезду из домов «информагентство ОБС» («Одна баба сказала»). В результате получается почти как у Высоцкого: «Словно мухи тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам».

У политологов, впрочем, есть на то извинение: сам Путин успел за последнее время сделать на эту тему столько взаимоисключающих заявлений, что создается впечатление, будто главному соискателю самому неясно, каким у него должно быть новое правительство. Ему еще надо победить на выборах. И от степени безоговорочности (или, наоборот, сомнительности) этой победы и будет зависеть состав будущего кабинета.

Известный в стране экспертный центр – фонд «Петербургская политика», тем не менее, рискнул построить прогноз в отношении будущего кабинета, опубликовав сегодня на своем сайте аналитический доклад «Состав правительства в мае 2012 года: основные ожидания». Правда, эксперты фонда не столько очертили будущие персоналии кабинета, назвав только несколько имен, и то лишь исключительно в предположительном смысле, сколько представили наиболее вероятный прогноз отставок нынешних министров и руководителей федеральных агентств и служб. Кроме того, авторы доклада напрочь отказались давать прогноз в отношении персонального состава вице-премьерского корпуса.

Борьба вокруг ключевых постов в будущем правительстве прошла к настоящему времени несколько этапов, пишет в комментарии к докладу президент фонда Михаил Виноградов.

Первый (24 сентября – 4 декабря 2011 года) происходил в условиях ожидания комплектования принципиально нового состава кабинета министров. Основные прогнозы тогда были связаны с премьерством Д.Медведева. Как было объявлено 25 сентября занимавшим тогда пост главы Администрации Президента С.Нарышкиным, в правительство придет «молодая команда с полной свободой действий», которая «не будет иметь дополнительной опеки со стороны президента». В эту логику укладывалась, в частности, работа по формированию расширенного правительства.

Определяющее воздействие на второй этап (декабрь 2011 – 4 февраля 2012 гг.) оказывали два фактора – протесты по итогам выборов, ставшие импульсом к провозглашению «политической реформы», и ожидания усиления персонального влияния В.Путина на формирование будущего правительства. Сигнал к этому дал сам премьер, который 5 декабря хотя и подтвердил тезис о существенном кадровом обновлении правительства, но одновременно подчеркнул, что «нельзя, раскручивая тезис об обновлении, уничтожить какой-то кадровый костяк, вычистить профессионалов».

В ходе третьего этапа (с 5 февраля 2012 года) стало очевидным, что, несмотря на нарастание протестов в Москве, российские власти в настоящее время не готовы к серьезным уступкам оппозиции. Как следствие, тема будущего формирования кабинета министров вернулась в активную повестку дня, заняв место, сопоставимое по важности с протестами и кампанией по выборам президента РФ. Наибольший резонанс получили различного рода предположения об оптимальной кандидатуре будущего премьера: назывались Д.Медведев, А.Кудрин, М.Прохоров и другие. Усилилась активность дискуссии относительно отдельных ведомств – прежде всего Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минобороны, Росмолодежи, Роспотребнадзора, обсуждались проекты укрупнения («министерство по делам инфраструктуры») или, наоборот, разукрупнения тех или иных ведомств. Заметный медийный интерес вызвала деятельность рабочей группы вице-премьера Дмитрия Козака, готовившей предложения по составу будущего правительства. Интересно, что проанонсированное В.Путиным на встрече с политологами намерение до 4 марта обнародовать список министерств, где планируется провести смену руководителей, оказалось практически не замечено ни общественным мнением, ни элитами.

Можно ожидать, прогнозирует Виноградов, что в течение марта-апреля борьба за влияние на структуру и состав кабинета министров будет нарастать, причем вне зависимости от того, возникнет ли интрига вокруг кандидатуры будущего премьера.

Наиболее заметными темами станут также:

1. Дискуссия вокруг целесообразности сохранения трехзвенной структуры кабинета (министерства – агентства – службы), а также о возможной реорганизации существующих ведомств.

2. Обсуждение судьбы корпуса вице-премьеров. Заявленный при реорганизации правительства в 2004 году принцип минимизации количества вице-премьеров за счет усиления политического веса министров был явочным порядком пересмотрен, однако в ходе дискуссии вокруг изменений в кабинете министров вопрос о количестве зампредов возвращается в повестку дня. Вполне вероятны и дискуссии о том, возможно ли сохранение в нынешнем качестве отдельных вице-премьеров (например, И.Сечина, Д.Козака) в случае премьерства Д.Медведева. С учетом неопределенности места вице-премьеров в будущем составе кабинета министров авторы прогноза решили воздержаться от предположений по поводу карьеры действующих заместителей премьера, честно признается Михаил Виноградов.

3. Борьба за посты руководителей министерств, агентств, федеральных служб. После консервативного кадрового курса в отношении министров (после формирования правительства в мае 2008 года сменились лишь три министра – регионального развития, финансов, промышленности и торговли) нарастают ожидания удовлетворения «отложенного спроса» на серьезное кадровое обновление кабинета. Как показывают результаты проведенного анализа, фактически все действующие министры находятся в «зоне риска», что во многом реанимирует заявленный в сентябре тезис о полной смене правительства. Помимо прочего, такой вариант будет означать необходимость трудоустройства большого числа высокопоставленных чиновников на другие статусные позиции в госаппарате или бизнес-структурах. Можно допустить, что политическая и психологическая неготовность к тотальной замене руководителей кабинета будет способствовать сохранению находящихся в зоне риска министров на нынешних постах – с учетом пожелания Путина о сохранении костяка существующей команды.

4. Рост активности правоохранительных органов, могущий повлиять на принятие кадровых решений по составу правительства; в этом отношении обращают на себя внимание происшедшие в 2012 году обыски и выемки документов в Росприроднадзоре и ряде других ведомств.

5. Дискуссии относительно приоритетов будущего кабинета министров. Здесь существует множество возможных сценариев – проведение непопулярных экономических реформ, сохранение социальной стабильности, ужесточение контроля над госрасходами, уравновешивание интересов отдельных политических сил и элитных групп, формирование кабинета «народного доверия» и т. п. Содержание предвыборной кампании не позволяет говорить о принятии окончательного решения о выборе в пользу какого-либо из указанных вариантов.

Авторы исследования отмечают, что их прогноз основан не только на данных мониторинга конфликтных ситуаций вокруг отдельных ведомств, но и на результатах опроса экспертов и политических журналистов с точки зрения ожиданий возможности кадровых изменений. При этом Михаил Виноградов подчеркивает, что выявленные высокие или низкие ожидания экспертов и массмедиа по поводу замены того или иного чиновника не могут рассматриваться как индикатор эффективности его работы. Речь идет об измерении ожиданий кадровых замен на основе имеющейся у экспертов информации и общей оценки ситуации вокруг отдельных ведомств. В одних случаях возможный уход с руководящего поста является свидетельством реальной «опалы», в других – следствием острой лоббистской борьбы или смены куратора направления в правительстве; в третьих речь может идти о переходе в другие властные структуры, в т. ч. в Администрацию Президента, пишет Михаил Виноградов.

Вот такой прогноз получился у фонда «Петербургская политика». И при том тумане, которым до сих пор покрыты намерения Владимира Путина в отношении кадрового состава будущего правительства (что свидетельствует в значительной мере о неуверенности самого Путина в окончательном исходе выборов), большего ожидать и не приходится. Ведь главный претендент на президентский пост, несмотря на обещание проанонсировать до 4 марта планы по ротации кабинета министров, до сих пор хранит молчание. В результате плодятся «гадания на кофейной гуще».

Но самое характерное заключается в том, что никакие объективные показатели успешности/провальности итогов работы нынешних министров (глав агентств и служб), скорее всего, не будут являются основанием для сохранения своего министерского поста (или же, наоборот, для снятия с должности).

Достаточно взглянуть на перечень министров, занесенных экспертами фонда в категорию «Максимальная вероятность замены». Среди персоналий мы видим здесь фигуры А.Авдеева (Минкульт), В.Басаргина (Минрегион), Е.Скрынник (Минсельхоз) и С.Шматко (Минэнерго). Уже сам выбор этих лиц (а этот выбор, повторим, был сделан на основе «мониторинга конфликтных ситуаций» и опроса экспертов) свидетельствует о том, что они «попали в опалу» вовсе не из-за работы своих ведомств, а в результате подковерной борьбы внутри высших эшелонов самой власти. Не надо, конечно, ставить этим министрам уходящего правительства памятников – претензий к ним тоже хватает. Но все же очевидно, что отнюдь не они являются главными провальными звеньями всей цепи российской исполнительной власти.

А вот те персонажи, которые уже годами вызывают отторжение у всего общества (А.Сердюков (Минобороны), А.Фурсенко (Минобрнауки) и др.), удостоились попадания в гораздо более «безопасную» категорию, которую авторы доклада обозначили как «Серьезная вероятность замены». А это значит, что и у первого, и второго из перечисленных «героев министерского труда» сохраняются шансы усидеть в своих креслах и продолжить дело развала армии (Сердюков) или образования с наукой (Фурсенко). Но даже если их все же снимут с нынешних постов, кандидатура того же Сердюкова вполне серьезно рассматривается в качестве вероятного преемника главы Минфина (наряду, кстати, с кандидатурой нынешней главы Минздравсоцразвития Т.Голиковой). Ну а Фурсенко на посту главы Минобрнауки может сменить нынешний руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов – идеолог повсеместного введения в стране ЕГЭ. Что может дать такая ротация правительства?

Все это, к сожалению, лишний раз убеждает в том, что никакого реального обновления правительственного курса в сторону чаяний общества от нынешней российской власти ждать не приходится, что бы ни говорил Владимир Путин в своих предвыборных речах и статьях.

Комментарии читателей
29.02.2012, 14:58
Гость: ффф

" А вы друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь"(с) бессмертные слова басни дедушки Крылова. Это касается и псов "болотной" и шакалов "кремля" и те и другие производные либерально-олигархической системы воровского периферийного капитализма.Успеть-бы организовать разворот страны к проекту СССР2.0 ,но не с этими типами 90-х и 2000-х .Сейчас задача не дать скатится стране в оранжевую яму,а там повоюем за сердца и умы людей.

29.02.2012, 11:33
Гость: Колобок

"Семьями дружат.." Откуда такая "осведомленность"?? Вы лакей у Ксюши?

29.02.2012, 00:02
Гость: Колобок

"Для меня критерий - "Булава". До сих пор не вижу конкретных подтверждений ее работоспособности". И не увидите. Кротам не дано:). "исполнителен, беспощаден к любым людям равным или ниже себя по текущему социальному статусу." Не бойтесь так, "беспощаден к людям", так что вам ничто не угрожает. Но аккуратнее мистер Вадим,услышит ваше жужжание, - разозлится, возьмет беспощадно мухобойку и... некому будет нам "глаза открывать":))

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации