Хороший губернатор, как хорошая водка, нуждается в двойной «очистке»

Феномен, именуемый «политическая реформа Медведева», бесспорно, найдет должное отражение в учебниках будущего. Но уже сегодня можно со всей смелостью предположить, что рассматриваться эта веха в политической биографии уходящего президента будет скорее как перл, как пример того, что получается из принятых на одной лишь эмоциональной волне решений (ну или как очередная иллюстрация бессмертного черномырдинского «хотели как лучше, а получилось как всегда»).
Ходила и ходила оппозиция на площади, требуя возвращения прямых выборов. Собиралась сперва робкими десятками и сотнями, а потом, после парламентских выборов, – и десятками тысяч. И «то ли еще пока, то ли уже не» президент Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе своего последнего в этом качестве выступления перед Федеральным Собранием возьми да и провозгласи в России политическую реформу. И шло-то сначала все как по маслу. Кремль присел перед непарламентской оппозицией в глубоком реверансе и предложил совместно обустраивать Россию. Один за другим в Госдуму прямо из Кремля пришли такие законопроекты, о которых еще за какой-нибудь месяц до этого и мечтать не приходилось: упрощение регистрации политических партий, возвращение парламентских выборов, изменение принципа формирования парламента... Дух захватывало, хотя записные скептики не перевелись и в момент этой эйфории, искали где-то глубоко затаившийся подвох.
И оказались правы.
Вот уже и торжественно подписанный закон об упрощении процедуры создания и регистрации партий имеет вроде бы вызывающе либеральную упаковку, а стоит развернуть, копнуть – и понимаешь: «по сути все верно, по форме – издевательство». Партий будет много, грызться меж собой они будут отчаянно, объединиться им не дадут, а неугодных, как и раньше, к политике не допустят, замотав придирками к каждой запятой.
Та же история – и со второй «гордостью» самого нанотехнологичного из президентов – введением якобы прямых губернаторских выборов. Уже в момент внесения и даже в момент первичного обсуждения сего законопроекта было абсолютно ясно, что в данном случае фразу «прямые выборы» можно использовать разве что как фигуру речи. Совершенно очевидно это стало буквально накануне, когда в ходе парламентских слушаний изначально предложенная президентом Медведевым схема была заботливо перекроена до неузнаваемости.
Итак, если вы – простой честный гражданин своей страны, далекий от партийных и межпартийных интриг и вообще, как говорят в таких случаях, «с улицы», то путь в кресло главы региона вам заведомо заказан. Ведь мало того что вас должен будет отфильтровать глава государства – прежде нужно пройти «кастинг» у муниципальных депутатов. При таком раскладе можно даже не ломать копья вокруг вопроса о возможности или невозможности самовыдвижения. Можно прописать в законе возможность самовыдвижения, можно не прописывать – существенной роли это не сыграет, но фильтр реальный токарь-фрезеровщик или водитель трамвая не пройдет. Чтобы наглядно это представить, вспомните, как вы пытались без протекции выйти на контакт с мелким муниципальным чиновником. Редкие случайные исключения – не в счет...
И впору уже ставить вопрос не касаемо каких-то нюансов предлагаемых поправок, а куда более глобально: к чему вообще вся эта возня с реформой, если, по сути, мало что изменится, если гражданам будет отведена роль лишь завизировать, согласно демократическим процедурам, то, что уже было решено наверху – не ими и даже не вчера?..
В свою очередь, известный политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в беседе с обозревателем KM.RU нашел предложение о двойной фильтрации кандидатов уместным в нынешних условиях:
– Известно, что водка качественнее, если она проходит двойную очистку. Мне кажется, что такой сложный механизм допущения кандидатов до губернаторских выборов в какой-то степени оправдан, потому что местный глава власти, кроме того что будет обладать серьезным уровнем полномочий, при этом будет чувствовать ответственность не только перед президентом, но и перед муниципальными депутатами, что крайне полезно для легитимности и для формирования чувства единой команды.
Я напомню, что Дмитрий Медведев предложил не только проводить своеобразные праймериз кандидатов на пост главы региона, но и несколько изменить саму периодичность их избрания, назначив выборы на сентябрь. И это оправдывается не только теплой погодой и желанием населения голосовать за того или иного полюбившегося ему кандидата, но и чисто прагматическими соображениями: именно в этот период формируются региональные бюджеты. Т. е. новый глава региона не будет отвечать по обязательствам предшественника, а будет формировать свой собственный стиль и приоритеты финансирования региональных проектов. Т. е. если рассматривать вопрос не в совокупности всех нюансов, может возникнуть впечатление, что президент стремится создать какие-то фильтры, барьеры на пути губернаторских выборов, но если учесть все эти детали в совокупности, то предложенное более чем разумно.
– Есть предположение, что муниципальный фильтр необходим и для повышения статуса самих муниципальных собраний в регионах...
– И это в том числе, потому что у власти в регионе должны быть более или менее равномерно распределены полномочия. А сам будущий губернатор, проходя через это горнило, получает еще и полное представление о тех, с кем ему придется работать в будущем.
– Не видите ли Вы опасность, что в итоге путь оппозиционным кандидатам на пост главы региона будет заведомо заказан?
– В качестве шутки можно было бы ввести некую квоту для оппозиционных кандидатов, как была в советское время квота для отслуживших в армии и прочие. Но это абсурдно. Если человек в своем регионе популярен реальными делами, если он дельный – он пройдет все эти фильтры. И если за ним стоит серьезная политическая структура (подчеркну: не только ЕР), у него никаких проблем не возникнет. Понятно, что люди опасаются козней со стороны «Единой России», но, возможно, именно для этого и создаются такого рода условия выдвижения и избрания, чтобы в губернаторы не шли вообще все кому не лень. У нас в народе много самолюбивых персон, которые любят самовыражаться по принципу «Чем я – не «кухарка»? Я тоже могу управлять государством». И к себе я это тоже, кстати, отношу...
– Т. е. Вы в принципе против самовыдвиженцев?
– Я – только за. Если они смогут убедить муниципальных депутатов, что представляют из себя серьезных людей, – почему нет? Ведь это – еще не голосование. Это, если угодно, дискуссия кандидата с представителями власти с целью доказать свою состоятельность – не только политическую, но и профессиональную.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну, в России либо водка, либо губернатор. Мне Байкал нравиться, хорошая водка.
Мой муж считает, что лучше Байкала нет. Она чистой Байкальской воде.
А лучше пятикратной очистке, чтобы наверняка!
ну ка подскажи каким указом они разрешили официально народу гнать самогон? А то участковый падла повадился в гости в день моего тайнаго самогоноварения пробу снимать, видать он этого указа не слыхивал.
Могу еще дополнить к посту прохожий2, что в 90% используется для пятиричной очистки дистилированная вода, которая изначально не имеет как бы никаких примесей и инородных компонентов. Если сравнивать чиновников, губернаторов в России - то все они выходят - паленые.
То есть практически не то, что не годные к употреблению, но явно опасные для здоровья граждан. Может поэтому, отказавшись вводить монополию на спирт, на изготовление и продажу водки, государство самоустранилось от борьбы с алкоголизмом, с отравой на прилавках ларьков и магазинов, от защиты собственных граждан от отравлений и смертей и предложила им самим гнать самогон. Именно так стоит понимать идею ДАМа о народном правительстве и выборности из народа своих кандидатов в губернаторы.