Источник контрафактного бензина оказался на поверхности

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы регулярно публикует списки АЗС, на которых обнаружено топливо, несоответствующее установленным требованиям и нормативам. Откуда же оно берется?!
Доподлинно известно, что в столицу автомобильное горючее поступает главным образом с трех основных НПЗ, буквально на крови клянущихся в том, что они производят исключительно высококачественный продукт. Это собственно Московский (принадлежит «Газпром нефти»), Ярославский (на паритетных началах контролируется «Газпром нефтью» и «Роснефтью»), и Рязанский (принадлежит «Роснефти», которая в марте 2013 года приобрела «ТНК-ВР»). На трех этих поставщиков приходится до 80% реализуемого в Первопрестольной топлива.
При этом надо понимать, что всего в стране чуть более 30 НПЗ, принадлежащих менее чем 10 вертикально интегрированным нефтегазовым компаниям. Крупнейшие – «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и АФК «Система» («Башнефть»).
У них есть свои сети АЗС, формируемые, как правило, на условиях франчайзинга, причем довольно удивительного по мировым меркам. Например, не все заправки ТНК принимают фирменные бонусно-накопительные карты ТНК Carbon. По непонятной цивилизованному разуму причине они, напротив, берут карты другого – конкурирующего – оператора. Существует и много иных подобных нелепиц... Впрочем, это тема уже отдельного разговора, поэтому возвращаемся к собственно качеству топлива.
Так вот, каждый из этих НПЗ (точнее, его владельцев) утверждает, что производит только высококачественное топливо, которое реализует либо через свою сеть АЗС, либо на контрактной основе продает в другую сеть (например, Shell или «Магистраль»), либо реализует через биржу – так называемый свободный рынок.
Этот свободный рынок, надо сказать, достаточно большой. Если в целом емкость российского рынка автомобильного топлива оценивается в 100-110 миллионов тонн ежегодно (несмотря на вроде кажущуюся развитость данного бизнеса, точных цифр никто не может предоставить), то через биржу в 2012 году было продано 10,5 миллиона тонн. Примерно 55% от всего количества – это бензин АИ-92, около 15% – АИ-95.
На бирже закупаются совсем маленькие локально-региональные «сетки», частные АЗС либо, опять же, некоторые крупные сети федерального масштаба, не имеющие собственного производства и перерасходовавшие положенные им по контракту от конкретных НПЗ квоты.
Соответственно, и в отношении биржевого топлива сомневаться не приходится: оно, по уверениям производителей, также отличного качества.
Но откуда же берется «левак» или просто плохое горючее? Вариантов несколько. На крупных рынках, таких как московский или питерский, откровенный «левак» встречается крайне редко. Эти рынки жестко контролируются маститыми игроками, на них даже с качественным топливом войти сложно, а с контрафактом – в принципе невозможно. Точнее, возможно, но… серьезные ребята церемониться не станут.
Только одна Москва ежегодно прокачивает около 10-12 миллионов тонн горючего. Представляете, какие это деньги?! И тут – на тебе, какой-то ушлый самородок со своем самоваром… Его тотчас вычислят, и ему самому придется бежать в очень правоохранительные органы за защитой.
Так называемые «колхозники» в Подмосковье также практически перевелись. Во-первых, самих колхозов практически не осталось, а во-вторых, автомобилисты все-таки стали поумнее, и теперь уже мало охотников заправиться по дешевке тракторной соляркой. Да и дальнобойщики тоже перестали сливать из баков: они продают талоны. Это и проще, и спокойнее.
В провинции ситуация посложнее. Здесь могут практиковать воровство из топливопроводов путем незаконных врезок. Подобные лавочки регулярно прикрывают, но, тем не менее, искушение слишком велико, поэтому данная тема, кажется, будет вечной.
Но самый проблематичный с точки зрения пресечения источник как «левого», так и плохого топлива, с которым трудно бороться как в любом городе (даже мегаполисе), так и в сельской местности, – это нефтебазы.
Бензин же не напрямую приходит с завода на АЗС. Он сначала поступает на нефтебазу, где существует «творческая» возможность для манипуляции посредством завышения реальной плотности отпускаемого в бензовоз топлива.
Нехитрую схему объясняет заместитель генерального директора компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков:
– Практически на всех нефтебазах массу топлива, отгружаемого в бензовоз, определяют косвенным методом как произведение объема топлива в бензовозе на плотность топлива. На объеме не сжульничаешь, каждый бензовоз имеет тарировочный паспорт, а вот на плотности – легко. К примеру, на одной из крупных нефтебаз, известной всем московским потребителям, приписки к реальной плотности составляют от 0,003 до 0,007 единицы. В пересчете на килограммы получаем, что с одной тонны топлива на нефтебазе остается от 5 до 10 килограмм неучтенного топлива. Если суточный оборот нефтебазы – 1000 тонн, то к концу смены остается 5-10 тонн «неучтенки», а при обороте в 10 000 тонн – от 50 до 100 тонн. И это в сутки! В год может получиться от 535 000 до 1,07 миллиона тонн.
Но подобные объемы надо куда-то девать, как-то реализовывать. Тут уже на выручку приходят серые схемы, «тесное взаимовыгодное сотрудничество» с персоналом АЗС. А путем добавления в неучтенное топливо нештатных компонентов его количество можно и увеличить.
Противостоять этому явлению рядовой автолюбитель вряд ли сможет: мошенники умудряются обманывать даже свои головные организации, которые, уж поверьте, весьма пристально следят за положением дел на местах и совершенно не заинтересованы в потерях прибыли.
Единственные, кто способен навести порядок, – так это правоохранительные органы, которым следует в первую очередь направить свои усилия на проверку нефтебаз, чтобы закрыть полноводный поток неучтенки.
Но пока не видно, чтобы полиция хоть что-то делала в этом направлении. Громких уголовных дел, разоблачений и наказания виновных мы не наблюдаем. Увы, ей куда интереснее проводить эффектные акции по поимке нелегальных мигрантов, чем рутинные операции на нефтебазах. А может, кто-то просто умеет грамотно закрывать глаза полиции на подобные факты...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Как-то услышал совет одного автомобилиста, который тот дал другому (тот проезжал транзитом): заправляйся на заправке (такой-то) - тама полицаи заправляются...
Такая корова нужна самому!