По заказу Путина переписана «Стратегия-2020»

Таким образом, выполнен заказа Владимира Путина, который в декабре 2010 года попросил экспертное сообщество обновить эту «Стратегию», принятую правительством еще до глобального экономического кризиса. Теперь непонятно, возьмет ли обновленная власть этот 800-страничный документ на вооружение.
Уроки кризиса, судя по обновленной «Стратегии», были усвоены учеными.
Кризис 2008-2009 гг. показал, что стране необходим достаточно быстрый экономический рост — не менее 5% в год, для чего потребуется более интенсивное использование всех ресурсов и резервов производительности труда. Задача заключается, как отмечают авторы программного документа, в выходе на траекторию «устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации, в переходе к инновационной стадии развития и в создании инфраструктуры постиндустриального общества».
Одна из основных идей документа заключается в следующем определении будущего фундамента: «В основе завтрашней экономики — не танки и трубы и даже не природные ресурсы, а постиндустриальные технологии — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала, что невозможно без новой социальной политики (НСП)».
«Стратегия-2020» базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста, формирующей «экономику предложения», и новой социальной политике, нацеленной на формирование высокого качества человеческого капитала. Это потребует, по оценке разработчиков новой версии документа, бюджетного маневра. Речь идет о частичной смене приоритетов в расходах государственной казны. Ее смысл — достижение большей сбалансированности расходов между задачами поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития.
Для осуществления структурного маневра в расходах бюджета, который позволит разрешить наиболее острые проблемы развития инфраструктуры и человеческого капитала, в период до 2020 г. предлагается увеличить финансирование этих направлений на 4% ВВП.
Вместе с тем, считают ученые, уже в период до 2014 г. существуют возможности для сокращения неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП.
Таким образом, предлагаемую экспертными группами формулу структурного маневра в расходной части бюджета можно назвать «+4 -2».
Для достижения максимального эффекта ключевые меры по реструктуризации расходной части бюджета необходимо осуществить в 2012-2014 гг., поскольку этот период с политической точки зрения является наиболее благоприятным для реформирования бюджетного сектора.
График мер, направленных на реструктуризацию расходной части бюджета расширенного правительства, позволяет провести ее на первом этапе в период 2012-2014 гг. без привлечения дополнительных ресурсов. К 2014 г. объем дополнительных расходов по приоритетным направлениям составит 2% ВВП (в том числе образование — 0,15%, здравоохранение — 1%, дорожное хозяйство — 0,75%, связь и ИКТ — 0,1%).
Повышение этих расходов может быть обеспечено, по мнению экспертного сообщества, экономией в общем объеме затрат бюджета суммы, равной 2% ВВП, по следующим направлениям: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 0,9%, общегосударственные расходы — 0,3%, национальная экономика и ЖКХ — 0,8%.
Продолжение начатых преобразований на следующем этапе потребует роста расходов по приоритетным направлениям еще на 2% ВВП. К 2020 г. их суммарный прирост достигнет 4% ВВП (в том числе образование — 1,3%, здравоохранение — 1%, дорожное хозяйство — 1,6%, связь и ИКТ — 0,1%).
В этот период для финансирования дополнительных расходов планируется привлечение в бюджетную систему дополнительных поступлений. Их источниками может быть увеличение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог (в виде постепенного повышения акцизов на бензин и роста платы за парковку или пробег автомобиля). Этот вариант способствует формированию устойчивой базы для финансирования развития дорожной сети и поддержанию транспортной доступности в долгосрочном периоде.
Существующая социальная политика направлена на поддержку социально незащищенных групп населения. Она не учитывает интересы городского среднего класса, который растет по мере экономического роста страны и который способен сам выбирать модели трудового поведения и потребления.
Только опора на этот креативный класс, то есть людей творческого труда, обычной своей работой создающих инновации, может реализовать потенциал инновационного развития страны, подчеркивается в обновленной редакции «Стратегии-2020». При этом делается существенная оговорка: НСП не означает отказа от прежних приоритетов, к примеру преодоления бедности.
Совершенствование эффективного обеспечения социальных гарантий всему населению должно сопровождаться созданием для среднего класса новых стимулов и возможностей.
Авторы документа причисляют к среднему классу не менее 27% россиян. Такие наши сограждане, по оценке экспертов, имеют автомобиль, квартиру или индивидуальный дом и доход более 30 000 руб. в месяц. Почти половина из них (35-40%) проживает в городах с населением свыше 100 000 человек, а 65% среднего класса — интеллигенция.
Фонд общественного мнения относит к среднему классу людей, оплачивающих покупку банковской картой, приобретающих товары в кредит и заказывающих товары в Интернете, ведущих переписку по электронной почте, тяготеющих к поездкам за границу и получению дополнительного образования.
Развитие человеческого капитала невозможно без совершенствования сервисных отраслей — образования, медицины, информационных технологий, медиа, дизайна, которые создаются опять-таки этим самым креативным классом. Основа развития этих отраслей видится экспертам в самодеятельности профессиональных сообществ, которые могут взять на себя функции контроля, надзора, гарантирования и оценки качества социальных и государственных услуг. И общество готово проявить себя. Как показали социологические исследования, осуществленные Центром Левады по заказу ИНП «Общественный диалог», россияне в большинстве своем не против того, чтобы большая часть собираемых с них налогов направлялась на развитие образования, системы здравоохранения.
Научный руководитель НИУ-ВШЭ Евгений Ясин считает, что обновленная редакция «Стратегии-2020» — это некий контур для выбора лидерами России, куда и как двигаться стране в этом десятилетии. Это рациональный подход, поскольку сейчас в год численность работоспособных людей сокращается на один процент против почти двадцатипроцентного роста в нулевые годы.
«Есть еще лет 15, чтобы означенные реформы начать и осуществить», - говорит ученый.
Ярослав Кузьминов говорит: «Перед нами стояла задача собрать разных экспертов и в открытой дискуссии выявить ядро запоздавших реформ. Нам удалось сформулировать основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу с учетом интересов среднего класса. К примеру, мы считаем, что надо пересмотреть отраслевые стратегии развития, поскольку они часто не стыкуются с общей «Стратегией-2020». Также оформлено техническое задание на реформу судебной и правовой системы, теперь дело за точными юридическими формулировками.
Еще одним важным результатом работы экспертных групп считаю то, что аналитики научились работать в консенсусе, несмотря на разные экономические взгляды и политические пристрастия».
Владимир Мау отмечает: «Страна и мир подошли к порогу новой модели экономического развития. Глобальный кризис — это длительный период турбулентного развития экономики, когда надо пересматривать прежние приоритеты. К примеру, внешний товарооборот России повернут на Запад, значит надо разворачиваться на Восток, но не повторять допущенные при существующей ориентации ошибки и не превратиться в сырьевой придаток быстро развивающихся новых партнеров. Экспертная работа на этом не останавливается, диалог с властью и деловым миром продолжается. В частности, по той же пенсионной реформе в новых условиях, когда немалая часть людей активно не хочет уходить на пенсию».
Независимые эксперты, однако, отмечают и существенные пробелы в документе. Например, нет в нем ответа на провозглашенный тезис о переосмыслении подходов к региональной политике. Утверждается, что успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией регионального развития. Значит, следует усилить самостоятельность региональных и муниципальных властей в области социальной политики, пишут ученые, но не уточняют, кто именно будет усиливать самостоятельность российских муниципалитетов и субъектов РФ — федеральные законодательные и исполнительные власти, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления или снова все вместе, то есть никто конкретно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Суть всей стратегии разделиние общества на тех кто потребляет услуги и тех кто их оказывает.
Реальная Экономика уничтожается, откуда деньги Зин?
В основе завтрашней экономики — не танки и трубы и даже не природные ресурсы, а постиндустриальные технологии — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала
-
офигеть...
кто этих брындахлыстов оделил такой властью - определять жизне всей страны на годы вперед?
они ведь безграммотные плагиаторы.
что-бы выдать на гора такую стратегию, надо было всего лишь читать американские журнальчики по экономике - последние 10 лет.
а что Конкретно ВШЭ тут Создало?
Ничего.
простой вопрос для "светил экономики":
а на хлеб намазывать вы будете "человеческий капитал" и "сервисы"
или масло с вареньем потребуете?
Если приведенный обзор действительно отражает "Стратегию-2020", то остается только сожалеть, что эта связка Мау-Кузьминов пользуется необъяснимым авторитетом у руководства. Куршавельные мечтания кабинетных теоретиков Садового кольца.
Коллаборационизм в действии
Бла бла бла всё это - "обещаю обещать".. Просто власть придержащим надо меньше воровать и денег в бюджете станет гораздо больше )