Ученые настаивают на переменах, власть – на стабильности

Ученые, которые принимали участие в дискуссии, сошлись во мнении, что эти итоги совсем не такие хорошие, как докладывает правительство, а даже и вовсе плохие по ряду показателей.
Повод для сведения, так сказать, экономического счета, очевиден – через пару недель Дмитрий Медведев покинет президентский пост. Сейчас идут дебаты о том, каким курсом стране следовать дальше. Власти уверены, судя по всему, что надо продолжать движение в том направлении, в каком и шли в последние годы. Экспертное сообщество так не считает. И в отличие от официальных представителей бюрократии, доказывает свою точку зрения конкретными и понятными цифрами. Например, о том, что за период 2008-2011 гг. российский ВВП вырос на 5,5%, а китайский - на 44,2%, индийский – на 34,1%, аргентинский – на 26,9%. Впрочем, ВВП не стоит демонизировать. Печальнее другое - за то же время в большинстве международных рейтингов Россия опустилась вниз. По оценке экспертов, в обществе созрел запрос на глубокие институциональные преобразования в политической и экономической сфере, но власть оказалась не готова ответить на самые важные вызовы своего времени.
Динамика основных макроэкономических показателей за период с 2008 г. по 2011 г. выглядит, мягко говоря, сдержанно. Прирост инвестиций в основной капитал, по данным Росстата, составил 4%, грузооборот транспорта и вовсе сократился на 0,1%. Правда, реальные располагаемые денежные доходы населения продемонстрировали рост в 11,8%.
«Это были непростые для экономики страны годы. Первая волна мирового финансового кризиса (2008-2009 гг.) пришлась как раз на данный период, - отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев на заседании экономического клуба своей компании. — Тем не менее российская экономика показала более чем скромный рост, что и подтверждается результатами сравнительного анализа с другими странами».
По росту ВВП за 4 года Россия занимает последнее пятое место в группе БРИКС и 11-ю позицию среди государств G-20. Лидирует в обеих группах Китай. И сравнение по динамике ВВП со странами СНГ тоже не в нашу пользу – лишь 9-е место. Хуже России выглядят только Украина (падение ВВП на 4,5%) и Армения (снижение на 2,1%).
В большинстве общепризнанных мировых рейтингов позиции России ухудшились. В частности, в Индексе конкурентоспособности наша страна опустилась на 66-е место в 2011-2012 гг. по сравнению с 51-й позицией в 2008-2009 гг. Вместо превращения Москвы в международный финансовый центр в рейтинге мировых МФЦ российская столица опустилась с 61-го места на 65-е. В рейтинге по условиям ведения бизнеса - 123-е вместо 112-го. В рейтинге ООН по уровню развития человеческого потенциала Россия опустилась на 66-е место с 63-го.
«Крупнейшим достижением можно считать принятое после 18-летнего переговорного процесса решение о вступлении России в ВТО», - заметил И. Николаев. Вместе с тем продвижение в решении таких задач, как борьба с коррупцией, создание в Москве мирового финансового центра и оптимизация параметров госсектора, «можно считать символическим».
За последние годы, подчеркнул председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, наша страна не смогла сократить отставание по производительности труда и конкурентоспособности. Очевидно, что необходимо наращивать инвестиции. Но чтобы их привлечь, нужно изменить государственные институты, которые сегодня не вызывают доверия ни у наших граждан, ни тем более - у зарубежных инвесторов.
Изменить ситуацию, по мнению С. Дубинина, может новая приватизация, в процессе которой нужно раздать гражданам 25% акций находящихся в собственности государства компаний. «Как это сделать — нужно продумать, все это не должно происходить разом. Но цель понятна: люди должны почувствовать, что реально владеют чем-то в финансовом секторе», - уверен эксперт. На самом деле механизм передачи народу национальной собственности давно известен – через допуск Пенсионных фондов, аккумулирующих долгосрочные накопления людей, к акциям компаний первого эшелона. При этом государство должно бы исполнять свою настоящую роль – роль защиты своих граждан, в данном случае – от финансовых неурядиц, защищая их от мошенников и страхуя их вложения. Но пока наше государство ничем подобным не обеспокоено.
Еще отмечалось на заседании клуба, что за минувшие 4 года, несмотря на либеральные лозунги, роль государства и зависимость граждан от бюджета существенно выросла. Об этом говорила директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Например, до кризиса доля граждан, чьи доходы зависели от бюджета, составляла 20%, после кризиса их стало около 30%. «Увеличивается и доля людей, которые заняты в госкомпаниях, предприятиях с госучастием и т. д. Усилилась зависимость рыночного сектора экономики от бюджета. Если до кризиса у компаний был доступ к иностранным займам, то сейчас он иссяк. Компании ориентируются на сотрудничество с госсектором и бюджетом», — сделала вывод Н. Акиндинова. В результате растет монополизм, снижается конкуренция и увеличивается неэффективность экономики в целом. «На этом фоне мы наблюдаем увеличение спроса на институциональные преобразования. То есть либеральный президент Дмитрий Медведев не смог повлиять на реальные процессы в экономике, но повлиял на ожидания людей», - подчеркнула руководитель Центра развития.
В конце президентского срока уместно вспомнить о пяти «И», с которых Дмитрий Медведев начинал свою карьеру главы государства, считает эксперт «МК-Аналитика» Олег Буклемишев. Тогда речь шла об инфраструктуре, инвестициях, институтах, инновациях и интеллекте. «Инфраструктурные улучшения проходили по большей части в «показушном» виде, улучшения есть, но они незначительны. Так, мы являемся абсолютными чемпионами мира по происшествиям на транспорте», - привел пример экономист. По инвестициям в России наблюдался беспрецедентный спад во время кризиса, и до сих пор они не вышли на докризисный уровень. Если говорить об институтах, то здесь яркой, но негативной иллюстрацией служит работа наших судов. «Об инновациях и говорить не приходится. Я не вижу позитивных признаков», — отметил аналитик. А касаясь вопроса об интеллекте, он напомнил, что в последнем международном рейтинге вузов ни один российский институт, включая МГУ им. М.В. Ломоносова, не попал даже в первую сотню.
«Буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года, - говорил советник Института современного развития Никита Масленников. - Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать - всем до сих пор непонятно».
Участники круглого стола отметили, что индекс промышленного производства показал за четыре года прирост 3,4%, прирост инвестиций в основной капитал - лишь 4%, общая численность безработных за четыре года выросла на 9%. Более или менее успешно на общем фоне развивались лишь сельское хозяйство, розничная торговля и услуги связи.
С. Дубинин подчеркивал, что конкурентоспособность и производительность российского труда, как и 100 лет назад, остаются в три раза менее эффективными, чем в передовых странах, а у потенциальных инвесторов нет заинтересованности в российском рынке, «даже у российских предпринимателей, уходящих в офшоры». «Так что это уже не экономическая, а политическая проблема… За достаточно успешное в плане макроэкономического фона десятилетие (начиная с 1998-2000 годов) основные экономические проблемы так и не были решены… Одна из них - зависимость бюджета от экспорта сырьевых товаров. То, что бывает, когда спрос на них снижается, мы уже видели в 2008-м», - заключил эксперт.
А.Н. Масленников добавил: «Если раньше нефтегазовая сфера была средством решения многих проблем, то сегодня она сама стала большой структурной проблемой. До 2030 года нам придется вложить в нее порядка 700 млрд долларов только для сохранения физических объемов производства».
Комментарии читателей Оставить комментарий
ДорогА-ложка к обеду...Лучше-революция,чем партизанская борьба с оккупантами и коалиционным натовским правительсвом.
Характерно, что не у всех предпринимателей получается работать в условиях стабильности. Например, олигарх Александр Лебедев в последние годы начал делать ошибку за ошибкой. Ну, ладно, картошку в тульском сельхозпредприятии у него высушило засухой, но ведь потом было уже два урожайных года, а картошки у него так и нет. Завод ВАСО в Воронеже готовится к массовым увольнениям, из банка НРБ топ-менеджеры увольняются пачками, и все это в тот период, когда экономика более-менее стабилизировалась.
К сожалению, они уже не поймут. В их кругах просто уже не осталось людей, которые что-то понимают, умеют или могут делать. Их всех выгнали из системы. Поэтому печальный финал в виде революции неизбежен - дело времени.
Даже когда предсказуемый ранее результат буде абсолютно явным, руководство будет настаивать на сохранении избранного пути, так как оно было подобрано в соответствии с этой системой. Очень и очень сомнительно, что хватит мудрости и здравого смысла у наших лидеров признать факт несостоятельности экономической модели и ее политической основы свершившимся. Хочется надеяться, что они поймут, что никакая "косметическая" операция в рамках изначально порочной системы не поможет реанимировать экономику. Только они сегодня способны взять удар на себя и спасти Россию от неминуемой трагедии в случае дальнейшего сохранения избранной модели экономики.