Здравствуй, лето два процента!

Чем фирма старше, тем больше у клиентов доверия и уважения к ней. Возраст фирмы внушает почтение больше, нежели возраст человека. Так уж повелось. Смотрит клиент на какую-нибудь горделивую надпись типа «Фирма «Сукин и сыновья» основана в одна тыща…» и думает: «Ну, здесь-то, конечно, настоящие профессионалы сидят. Здесь-то меня обслужат по высшему разряду. Научились, поди, работать, за столько-то лет». Но в России эти стереотипные клиентские чаяния, увы, оправдываются не всегда. Одни из ярких тому примеров – «Почта России» и Сбербанк. Впрочем, про «Почту России», чья история своими корнями восходит чуть ли не к Вещему Олегу, вспоминать в этом материале не хочется. Не хочется будить в памяти тяжелые воспоминания о тех почтовых отделениях, чья атмосфера пропитана запахом сургуча и ненавистью к посетителям с их докучными просьбами. Не хочется доводить себя до мигрени, тщетно пытаясь уразуметь, почему письма по Москве идут 4 дня, притом, что западные коллеги российских почтовиков наловчились, черти, доставлять корреспонденцию из Берлина в Лондон за 2 дня.
Однако у сотрудниц «Почты России» есть какое-никакое, но оправдание. Свою злость на клиентах они, надо думать, вымещают не беспричинно, не просто так (что они, звери, что ли?), а потому, что у них, у почтовиков, зарплата маленькая. А зарплата у них действительно маленькая, потому что выдающимися прибылями «Почта России» похвастать не может. Она – не крупнейшее финансовое учреждение страны. В отличие от Сбербанка, который именно таким учреждением и является, а также входит в TOP-40 крупнейших банков мира по размеру основного капитала. И во многих других престижных списках и рейтингах фигурирует.
Начиная с сегодняшнего дня, т. е. с 1 июня 2010 года, абсолютно каждый москвич сможет внести свой личный вклад в дело укрепления финансовой мощи Московского банка Сбербанка РФ. Точнее, не «сможет внести», а «будет вносить». Куда он, москвич, денется! Речь идет о двухпроцентной комиссии, которая отныне, как было объявлено, будет взиматься с жителей столицы при оплате ими в отделениях московского Сбербанка жилищно-коммунальных услуг (при оплате услуг через т. н. удаленные каналы самообслуживания – банкоматы, платежные терминалы и интернет-системы – комиссия составит 0,5%). Прежде, как известно, оплата «коммуналки» в Сбербанке, извините за невольный каламбур, была бесплатной: банк взимал комиссию с поставщиков услуг ЖКХ. Но в марте этого года московский Сбербанк решил переложить эту почетную обязанность с поставщиков на потребителей, объяснив свои действия соответствующим решением властей столицы. Власти столицы с негодованием опровергли эти обвинения, заявив, что решение о введении трехпроцентной комиссии принято правлением Сбербанка, а столичные власти-де, напротив, настоятельно рекомендовали банку проценты урезать. Чтобы, значит, облегчить гражданам комиссионное бремя. И гуманный Сбербанк тогда же, в марте, объявил о снижении размера комиссии с изначально запланированных 3 до 2%.
Получается, что московское правительство все-таки имеет влияние на московский Сбербанк. Может его усовестить и урезонить, когда захочет. Но крайнего в высокой дискуссии на тему «Чья идея?» так и не нашли. Хотя почему не нашли? Нашли. Крайними стали жители столицы, которым посреднические услуги Сбербанка обойдутся, по подсчетам оппозиционных политиков, в общей сложности в сумму порядка 2,6 млрд руб. в год. Нетрудно представить, как поразила рядовых граждан эта новость. Мало им регулярного повышения стоимости коммунальных услуг. Теперь еще будьте любезны оплатить услуги трудолюбивых сотрудников Сбербанка.
Кстати, об этих самых сотрудниках и качестве оказываемых ими услуг. Мне вот интересно: когда-нибудь это качество будет расти пропорционально финансовым достижениям Сбербанка? Ну ладно, не пропорционально, но хотя бы просто – расти?.. Пора бы уже это качество привести в соответствие с высоким статусом крупнейшего в России и СНГ банка, основанного, о чем банк не устает напоминать, аж в 1841 году. Пушкин всего 4 года не дожил до этого славного события – основания Сбербанка. Если бы дожил, может быть, написал бы какой-нибудь стих вроде:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной возник Сбербанк.
В нем сервис был на удивленье
Неповоротлив, как трепанг.
Пушкин, конечно, написал бы намного лучше. Если бы дожил. И насладился сервисом Сбербанка. И не сгинул бы в бесконечных очередях. Впрочем, возможно, в XIX веке клерки в сберегательных кассах работали шустрее, и тогдашние россияне не томились в очередях, как их сегодняшние потомки. Сегодня очереди в отделениях Сбербанка змеятся анакондами и сетчатыми питонами, безжалостно пожирающими время попавших в их стальные объятия мирных граждан. Однажды автору этих строк довелось стоять даже в очереди, сложенной пополам. Длиннющая, она выстроилась от операционных окон до входа в отделение Сбербанка, но на этом не закончилась (народ продолжал прибывать), а потому, сделав поворот, вытянулась вторым параллельным хвостом. И люди из первой половины очереди глядели в глаза людям из второй половины, но не встречали в них теплоты и сочувствия. Только досаду. Потому что люди из второй половины понимали: хоть они и располагаются сейчас ближе к окну, но эти, из параллельного потока, будут там гораздо раньше. А они, из второй половины, вообще вроде как стоят в другую сторону. Благо то отделение было достаточно просторным и позволяло вместить в себя такое количество страждущих. А бывают отделения тесные, как средневековые тюремные камеры, без всяких тебе стульчиков вдоль стен, и маются в этой давке не только взрослые мужики вроде меня, которые действительно могут постоять и не развалятся, но и пенсионеры, и женщины с малыми детьми. Дети обычно сперва робко хнычут, а потом начинают реветь в голос, изнывая от этой тягомотины. Мне в такие минуты всегда хочется, чтобы в такой очереди – хотя бы один раз – оказались президент и председатель правления Сбербанка г-н Греф и его ближайшие сподвижники. Не из чувства мести я этого желаю, а рассуждаю так: может быть, после этого Греф сотоварищи придумают наконец что-нибудь, чтобы прекратить этот дурдом вперемешку с кошмаром.
Хотя они и сейчас пытаются придумывать. Раньше, к примеру, коммунальные платежи оплачивались в специально отведенных для этого окошках, теперь же отделения Сбербанка работают по принципу «одного окна»: в любом окне, обслуживающем физических лиц, клиент может получить любую из предоставляемых банком услуг. Вот только подобный универсальный принцип, надо думать, предполагает наличие универсальных же профессиональных навыков у операционистов. А операционисты, судя по всему, не ожидали такого подвоха от своего начальства. С универсальностью у операционистов, судя по всему, не очень. И процесс вместо того, чтобы ускориться, замедлился. К примеру, в том отделении банка, где на оплату услуг ЖКХ и внесение прочих сопутствующих платежей у меня обычно уходило минут 10–15, в прошлый раз пришлось отстоять около часа. Хотя особого столпотворения вроде не наблюдалось, и работало 4 окна. Впрочем, в одном из них ситуация была безнадежной: окно, как амбразуру, затыкал своим телом парень, которого девушка-операционистка пыталась убедить в том, что 1500 руб., что парень вознамерился снять со своего счета, – это $30. При курсе доллара в районе 30 руб. за доллар. А парень пытался убедить девушку, что ей в повседневной работе необходим калькулятор. А, по признанию операционистки, ни она, ни ее коллеги калькуляторами вооружены не были. И, правда, зачем сотрудникам крупнейшего в России и СНГ банка калькуляторы?.. Из противоположного угла зала доносятся плач и крики: там наряд милиции пытается успокоить и одновременно допросить бабушку – уличную торговку. Бабушка хотела разменять в банке тысячную купюру, которую, по ее словам, ей дал какой-то покупатель, а купюра оказалась фальшивой. Блокирующий окно парень тем временем тоже переходит на крик: «Да как вас тут на работу берут вообще?!». К месту затора выдвигается кто-то из старших менеджеров. Ей, слава Богу, удается правильно разделить 1500 на 30. «Вы уж нас извините, пожалуйста, – миротворствует старшая. – Понимаете, девушка у нас недавно работает». «Да зачем мне ваши извинения?! – не унимается парень. – Я на вас не обиделся. Мне деньги нужны!». А денег ему по-прежнему не дают.
И вот тут, в тот самый момент, когда терпение томящихся в очереди людей – на грани полного истощения, и с трудом сдерживаемые чувства того и гляди хлынут наружу, в эпицентре событий появляется кто? Налетчики? К счастью для нас, нет. Греф? К счастью для него, нет. Уборщица! И, заставляя посетителей прижиматься к стенкам, начинает шуровать шваброй. Надо отдать ей должное: шурует быстро и ловко. Если бы операционисты в своих окошках работали так же быстро, мы бы все тут уже давно не стояли, а пошли бы себе с миром по своим делам. Но нет, продолжаем стоять.
Когда я наконец прорвался к окошку, операционист объявил мне, что комиссия за платеж (не коммунальный) на сумму 88 руб. 35 коп. составит 30 руб., т. е. более трети от суммы платежа (хотя раньше была около 3 руб.). И операционист не ошибся: с 1 мая Сбербанк увеличил минимальный размер комиссии за проведение платежей через свои отделения, который теперь составляет 3% от суммы платежа, но не менее 30 и не более 2000 руб. Эти тарифы действуют при платежах организациям, которые не заключили договор со Сбербанком. Плата за входной билет в театр драмы и комедии под названием «отделение Сбербанка» растет повсеместно, а очереди меж тем не сокращаются.
Любопытно, что введение комиссии при оплате коммунальных услуг объясняется в т. ч. как раз стремлением Сбербанка избавить клиентов от пыток очередями. Чтобы, значит, клиенты не толпились в отделениях, а активнее пользовались банкоматами и платежными терминалами, при оплате через которые комиссия, напоминаю, составляет не 2, а 0,5%. Видимо, в Сбербанке не знают, что суммы в счетах за услуги ЖКХ, как правило, не «круглые» (2000, к примеру, или 2500), а с какой-нибудь рублевой мелочью в конце, а потом, через запятую, – еще и с копеечной. Которую в терминал не засунешь. Можешь округлить сумму, если хочешь. Но, естественно, в сторону увеличения… Размер комиссионных в денежном исчислении при этом, понятное дело, тоже увеличится.
Комментарии читателей Оставить комментарий
оплачивая в сбербанке обучение в музыкальной школе .оплачиваю и процент за операцию в приличной сумме - дети(внуки) нынче дороги .Одна моя знакомая не имеет ни детей ни соответственно внуков и говорит .что счастлива - не наплодила нищеты судя по тому ,что идет рост тарифов на все что можно дети наши нужны только нам...
Надо сеть Кассовых центров организовать назло Грефу.
Поищите в сети информацию о том, на сколько он себе зарплату и бонусы повысил. Хватит оплатить все проценты всех платежей через сбербанк.
Неужели в России комунальные услуги можно оплатить только в Сбербанке?
В Казахстане комуслуги можно оплатить в любом банке без очереди.
Именно по причине очередей больше 10 чел Сбербанком и не пользуюсь-только когда надо заплатить налог .НО если бы хоть в одном районе было по одному КРУГЛОСУТОЧНОМУ Сбербанку то пользовался бы с удовольствием
По всей вероятности, идёт подготовка СБ к продаже - сейчас воспитывается плохое отношение к банку. Чтобы потом народ не мешал продаже "плохого банка".