G20 и G8: пришла мода на экономию

То есть все теперь будут экономить и жить по средствам.
Мировая спекулятивная общественность в лице всевозможных трейдеров сразу же забеспокоилась. Какое влияние это решение может оказать на основную резервную валюту – доллар США? Объявленный режим экономии, без сомнения, считают они, приведет к сокращению затрат на стимулирование экономик. В случае если планы Обамы по наращиваю экономического роста в США не оправдаются, у правительства и ФРС не будет возможности его поддержать. Тогда вслед за снижением экономики последует и бегство инвесторов, а в итоге — падение доллара.
В этом ключе интересно высказывание известного мирового спекулянта Джорджа Сороса о том, что жесткая программа экономии и ликвидации бюджетного дефицита Германии, принятая правительством Ангелы Меркель накануне саммита, ставит под угрозу перспективы объединенной Европы.
Незадолго до саммита G20 канцлер Германии Ангела Меркель категорически отвергла призывы президента США Барака Обамы поддержать мировую экономику за счет увеличения расходов. Более того, она потребовала от стран еврозоны значительного сокращения дефицита бюджета.
Принятое на саммите решение о сокращении бюджетных дефицитов иллюстрирует некую мировую моду на экономию. Накачивание экономики деньгами уже было в прошлом и позапрошлом году, теперь пришел черед экономии.
Сорос считает, что политика Германии может привести к ее изоляции внутри G20, а требования к партнерам по еврозоне сократить бюджетный дефицит и госдолг до норм, указанных в Маастрихтском договоре, который изначально, по его мнению, был «ошибкой», могут привести к экономической депрессии и дефляции, а те, в свою очередь, – к распаду ЕС.
Страшилка акулы Форекса звучит пугающе, но не так страшен черт, как его малюют. Эксперты отмечают, что слова Сороса не следует воспринимать как мнение беспристрастного наблюдателя. Он до сих пор активно играет на валютных рынках и является лицом, заинтересованным в максимальных движениях курсов, которые обеспечивают игрокам наивысшую прибыль. Своими заявлениями он в меру сил способствует тому, чтобы валюты колебались с возможно большей амплитудой. Чего стоят одни только его весенние рекомендации покупать облигации греческого правительства как раз перед тем, как банки перестали принимать их в залог. Кто последовал тогда его совету, наверняка понес значительные убытки.
G20 также обсуждала возможность отмены субсидий на ископаемое топливо. С одной стороны, во многих странах эти субсидии – выброшенные деньги; они поддерживают неэффективный бизнес за счет налогоплательщиков. В то же время их отмена увеличит бремя расходов населения на энергию и тепло. «Поэтому «Двадцатка» призвала лишь ускорить выполнение национальных планов ведущих стран по снижению или оптимизации субсидий, но не предпринимать единые для всех стран меры. В этом отличие субсидий от снижения выбросов парниковых газов, где необходимы согласованные меры всех стран», – комментирует Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России.
А вообще, саммит, как считают многие эксперты, продемонстрировал кризис мирового лидерства. Пресытившись обязательствами, которые не сдерживаются, мировые лидеры подписали только те соглашения, выполнение которых можно проверить.
По этой причине результаты скромные: план поддержки материнства в Африке; осуждение Ирана и Северной Кореи. И фактически констатация того факта, что сама G8 потеряла свою значимость, что координация международных усилий почти невозможна.
Одна из канадских гражданских организаций подсчитала, что в течение 35 лет, с самого начала основания G8 (которая была сначала G6 и G7), было принято 3000 соглашений, за которыми не последовало никаких действий.
Решение собрать два саммита — G8 и G20 — в одни даты и в одном месте связано не только со столь актуальным нынче сокращением расходов, но и с тем, что лидеры восьми крупнейших стран сами предпочитают более широкое общение на более представительной встрече «Двадцатки». Получилось своего рода «два в одном».
Реальность саммита говорит о слабости действующих лидеров. Престиж европейских руководителей подорван (как, например, в случае с Сильвио Берлускони), либо их энергия исчерпана (как в случае с Саркози и Меркель), или они слишком политически молоды для того, чтобы возглавить оживление в мире, как Кэмерон.
Новый премьер министр Великобритании вызывает определенный интерес, но не обладает тем влиянием на международной арене, что его предшественники, особенно Тони Блэр. Европа занята битвой за государственные финансы. Эксперты также говорят о том, что ничего не ожидают ни от России, строящей свою модель контролируемой демократии, ни от Японии, которая пытается справиться с экономическими долгами.
Саммит лидеров крупнейших держав в Торонто завершился утверждением: «Мы, G8, выбраны выполнять роль лидеров, и мы следуем нашим обязательствам». Но далее в документе нет новых идей ни по проблеме изменения климата, ни о нераспространении ядерного оружия, только риторические заявления о бедности и вопросы, связанные с международной безопасностью. В общем, дежурные фразы о текущей ситуации.
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович, сообщил, что Россия может стать «хозяйкой» саммита G20 в 2013 году. Решение, будет ли наша страна страной-председателем, примут осенью: «Мы предложили свою кандидатуру на проведение саммита «Двадцатки» в 2013 году. Пока решение не принято, поскольку на этот год претендует и Турция»,— отметил Дворкович. По его словам, окончательное решение о том, «кто будет проводить», будет объявлено на южнокорейском саммите в Сеуле в ноябре 2010 года. В 2011 году G20 пройдет во Франции, а в 2012-м — в Мексике.
Если учитывать, что на обеспечение безопасности саммита в Торонто канадское правительство потратило 1 миллиард долларов для защиты в том числе от антиглобалистов, то это весьма сомнительная честь. А если прибавить к этому ни к чему не обязывающие решения саммита, то сомнения становятся еще сильнее. Если бы тусовка мировой элиты прошла где-нибудь в другом месте, бюджетные деньги были бы целее.
Комментарии читателей Оставить комментарий