Исландия простила всех, кому должна

Обязательства обанкротившихся исландских банков более чем в десять раз превысили ВВП страны.
Британское и голландское правительства компенсировали большую часть потерь своих граждан в Icesave, потратив на это 3,9 миллиарда евро, и теперь требуют возмещения этих расходов Исландией.
Предметом референдума было признание или непризнание ответственности TIoF по компенсации депозитов в Landsbanki, одном из трех крупнейших банковских институтов страны до 2008 года, сообщает «Коммерсантъ». Решение референдума означает, что исландцы отказали властям страны в праве заключать сделку с правительствами Великобритании и Нидерландов по полной компенсации депозитов их граждан в интернет-банке IceSave – дочернем банке Landsbank. Исландцы убеждены – выплачивать долги IceSave должен кто угодно, но только не они.
93,2% голосовавших на референдуме избирателей (явка – 62,7%) проголосовали против признания госдолгом долга Landsbanki. Лишь 1,8% избирателей посчитали, что следует вернуть британцам и голландцам весь образовавшийся долг, достигший суммы в 15 000 долларов на каждого жителя островного государства, население которого насчитывает 317 000 человек. Остальные бюллетени признаны недействительными.
Перед крахом исландской банковской системы в сентябре-октябре 2008 года вкладчики Великобритании (около 400 тысяч) хранили на депозитах IceSave около 4 млрд фунтов стерлингов, вкладчики Нидерландов (125 тысяч) – около 1,7 миллиарда евро.
В октябре 2008 года Landsbanki был национализирован, ранее банк заморозил депозиты IceSave и прекратил обращение ряда других продуктов, а правительство Великобритании 8 октября под предлогом борьбы с терроризмом (?!!) заморозило активы Landsbanki в Великобритании.
Таким образом, в Исландии создался аналог революционной ситуации с финансовой основой: верхи не могут платить по долгам коммерческих банков гражданам других стран, а низы – не хотят. Впрочем, верхи на самом деле тоже не очень хотят это делать, но вынуждены соблюдать приличия перед международным сообществом. С одной стороны, правительство ранее национализировало лопнувшие банки, поскольку те действовали с его молчаливого одобрения, привлекая в страну зарубежные инвестиции, что позволяло Исландии занимать 4-е место в мире по размеру ВВП на душу населения, но с другой, разрешило провести референдум.
Правда, перед референдумом было заявлено, что его результаты не скажутся на работе правительства по урегулированию долговой проблемы. Однако же его итоги можно теперь использовать для выторговывания себе лучших условий.
Реакция Великобритании на референдум была предсказуема. В министерстве этой страны 7 марта заявили, что Великобритания настаивает на консультациях с правительством Исландии с целью гибкого урегулирования вопроса о компенсации британским вкладчикам после банкротства исландских банков.
Официальный представитель британского Минфина в своем заявлении отметил, что «Великобритания настаивает на том, чтобы за определенное время достичь окончательного соглашения с Исландией. Результат референдума — это внутреннее дело Исландии». «Мы старались быть благоразумными. Для нас главное — это получить свои деньги назад,— заявил ВВС британский министр финансов Алистер Дарлинг.— Но мы же не можем сразу потребовать у такого крошечного государства, как Исландия, немедленно вернуть все деньги». Чем-то это заявление напоминает поговорку: «Солдат детей не обижает». Только с дополнением: «Но и долги не прощает».
До конца 2013 года совокупный объем погашений долга трех крупнейших банков Исландии составляет порядка $35 млрд. При этом правительство этой страны ведет активную работу по поиску внешних кредитов, делая акцент на государственных средствах европейских и азиатских стан. В минувшем году Исландия обращалась за кредитом в $4 млрд и к России. Просьба получила значительный общественный резонанс в наших СМИ, выдача кредита не состоялась, хотя министр финансов Алексей Кудрин отнесся к ней положительно.
Правительство Исландии приняло план по выплате задолженности британским и нидерландским вкладчикам еще в декабре прошлого года, однако в январе президент страны Олаф Рагнар Гримссон наложил на него вето, что и привело к проведению референдума. Премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир заявила, что правительство продолжит работу в обычном режиме и результаты референдума на нем никак не скажутся.
У кредиторов остается возможность давления на Исландию через МВФ и европейские банки, которые могут перестать предоставлять стране новые кредиты, если итоги плебисцита будут восприняты правительством Исландии как руководство к действию. Так что, несмотря на наличие предпосылок, «Исландская долговая революция», скорее всего, не состоится.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Молодцы !
Единение Верхов и Низов.
Вначале как Удобно - Выгодно для Себя и только Потом интересы Остальных.
Молодцы !
Единение Верхов и Низов.
Вначале как Удобно - Выгодно для Себя и только Потом интересы Остальных.
Что-то непонятна мне постановка вопроса: частный банк обанкротился, а государство - читай "налогоплательщики" - расплачивайся. А где священные рыночные принципы? Или когда влипли британцы, ими необходимо поступиться?
Интересна сама постановка вопроса: провести референдум - отдавать государству долги или нет. Это такая проба сил. Завтра Греция проведет. А там, глядишь и США подтянутся. А чего: демократия у них или нет? Волю народа нужно исполнять.
09.03.2010 19:48НеравнодушныйИ это рыночная экономика запада? Потемкинские деревни - это. Жулики и халявщики.
.
Потёмкина не трогай в данном контексте. История деревень его имени придумана западными болтунами. Во время проезда императрицы по Крыму Потёмкин показывал реальный рост населения. Реальные деревни. Потёмкин был великолепный организатор и в кратчайшие сроки туда заселил огромное кол-во людей, крепостных, казаков, помещиков. Деревни росли на глазах. Посмотрите названия посёлков, вы увидите, кто, откуда приехал. Бурно начало развиваться сельское хозяйство, начали появляться сортовые виноградники, промышленное виноделие и пр. Прозападников "задушила жаба" и они решили оболгать Потёмкина. Заявили, что он за ночь перевозил картонки и муляжи деревенских домов вперёд по дороге по которой проедет императрица со свитой (понятно, свита в отличие от Потёмкина просто сидела и грела свои тёплые места).
Потёмкина не трогай.