«Умственная неполноценность хуже физической»

В Санкт-Петербурге инвалидов-колясочников перестали пускать в метро. Об этом сообщает из «северной столицы» корреспондент газеты «Взгляд».
Как им теперь передвигаться в многомиллионном города - добираться до места работы или учебы, до театра, кино или на кладбище к могилам родных, да и мало ли куда еще – этим руководство питерской подземки нисколько не озаботилось. Пользуйтесь, мол, граждане-инвалиды, специально оборудованным альтернативным наземным транспортом.
И ведь как будто невдомек чинушам, что никакой реальной альтернативой метро в условиях огромного мегаполиса этот наземный транспорт не является (ну, разве лишь такси, которое подавляющему большинству инвалидов не по карману). Да и не оборудованы по большей части местные автобусы, троллейбусы и трамваи для проезда инвалидов с колясками. Выходит, из метро их выгнали, ничего не предложив взамен. Фактически обездвижили – сидите в своих «норах» и не высовывайтесь. Потрясающая «гуманность».
А ведь именно ею - заботой о безопасности инвалидов (да и всех пользователей метро) - прикрываются сейчас руководители питерской подземки, оправдывая свой запрет. Дескать, эскалаторы для колясочников не предназначены – того и гляди путешествие закончится плачевно и для самого инвалида, и для окружающих.
Раньше, правда, - хотя эскалаторы были точно такими же, как сейчас - никому из служащих питерского метро и в голову не приходило не пускать в подземку человека на коляске. Ну, да то было раньше – во времена «негуманные». А сейчас у нас «гуманизм» на дворе. Вот и не ездите в метро, сидите дома.
История столь бездушного отношения к питерским инвалидам стала достоянием общественности после того, как на прошлой неделе в местное метро в очередной раз попыталась спуститься 21-летняя студентка Северо-Западного университета печати, инвалид-колясочник Евгения Гурова, сообщает «Взгляд». Услугами местной подземки она пользовалась не один год, потому и представить не могла, что с ней случится что-то подобное. О том, что было дальше, она написала в своем Живом журнале:
«Меня сегодня не пустили в метро, когда я сдала зачет и собиралась ехать домой из института. Вышло распоряжение, согласно которому инвалидов с коляской в метро пускать запрещено, т.к. метрополитен не приспособлен для этого. А для меня метро – единственный доступный, самый доступный транспорт, так как автобусы и трамваи с низкой платформой ходят далеко не везде, а в метро зашел, поставил коляску на тормоз на эскалаторе, снял с тормоза при спуске – элементарно, просто и безопасно. Метро для инвалидов – один из самых оборудованных видов транспорта: просто попробуйте представить, каково мне втискиваться в трамвай, троллейбус или автобус...»
Кстати, распоряжение, о котором упоминает Евгения Гурова, оказалось всего лишь устной инструкцией руководства питерской подземки. Ох, и осторожны же наши бюрократы. Где-то в глубине своего нутра чувствовали ведь, что затевают что-то крайне сомнительное. Вот обезопасили себя, не оставив никаких письменных «улик».
В минувшую субботу Евгения пожаловалась на происходящее главе петербургского метрополитена Владимиру Гарюгину и губернатору Валентине Матвиенко, отослав им соответствующие письма (правда, Евгения сомневается, что они дошли до адресатов). Кроме того, ситуацией заинтересовалась Общественная палата РФ, ее представители уже связывались с девушкой.
«Мы намерены обратиться за разъяснениями к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко и к руководству петербургского метрополитена в связи с негласным запретом на допуск в метрополитен инвалидов-колясочников. По нашему мнению, такой запрет является прямым нарушением федерального законодательства», – говорится в заявлении члена ОП Елены Николаевой.
Напомним, что хотя в России права инвалидов отдельно в Конституции РФ и не оговариваются, они все же закреплены в федеральным законодательстве. Так, статья 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит:
«Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников)… для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта…»
А статья 16 этого же закона предусматривает ответственность за уклонение от исполнения перечисленных в статье 15 требований к органам власти и руководству предприятий:
«Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Как видим, есть четкий перечень требований к властям и руководству предприятий, и есть указание на ту ответственность, которую они должны понести в случае нарушения этих требований. Но закон – законом, а администрация питерской подземки продолжает гнуть свою линию.
Пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель: «На сегодня в метро нет технической возможности обеспечить безопасную перевозку этой категории лиц». «То есть колясочники иногда все-таки проходили в метро, – признает она. – Но не потому, что это было можно, а сейчас стало нельзя, а потому что персонал на станциях в ряде случаев отступал от инструкции. 15 июня никакой новой специальной инструкции на этот счет подписано не было. А был устный инструктаж, очередной, который проводится у нас периодически. И сотрудникам просто напомнили о том, что для инвалидов-колясочников в метро небезопасно. Об этом прямо написано в инструкции производителей эскалаторов».
Оказывается, все те десятилетия, что существует метро, инвалиды им неправильно пользовались – не усвоили, видите ли, инструкцию производителя эскалаторов. А вот руководство питерской подземки вовремя об этом вспомнило и решило навести порядок. За счет самих инвалидов, разумеется.
Хотя чисто по-человечески давно можно и нужно было бы поставить перед властями (включая российское правительство, если понадобится) вопрос о необходимости приспособления метро для проезда инвалидов-колясочников. Не такой это уж «частный» случай – право на пользование подземкой. Речь идет ни много, ни мало о коренном равноправии ВСЕХ граждан нашей страны. Поездка в метро – это не роскошь, а самая что ни на есть насущная необходимость любого жителя и гостя мегаполиса. Иначе он будет просто-напросто поражен в своих базовых правах…
У этой истории, правда, может еще более-менее благополучный финал – благодаря скандалу, поднятому письмом Евгении Гуровой. Уже вчера, сообщает «Взгляд», в аппарате вице-губернатора Санкт-Петербурга Юрия Молчанова прошло совещание по проблеме «маломобильных категорий граждан». На нем вице-губернатор «призвал коллег c особой тщательностью подойти к рассмотрению данной проблемы, соблюдая все требования к безопасности на транспорте». Комитету по транспорту и начальнику метрополитена поручено «проработать вопрос проведения открытого конкурса на лучшую конструкторскую идею по разработке технических средств для безопасного передвижения инвалидов на эскалаторах в Петербургском метрополитене».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЕДУ НА МЕТРО С РАБОТЫ И НА РАБОТУ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ГОРОД "ПИТЕР" И КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВИДИШЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ИНВАЛИДЫ ПОПРОШАЙНИЧАЮТ- НАРОД ПСИХОЛОГИЧЕСКИ УСТАЛ ОТ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ А КРОМЕ ИНВАЛИДОВ КОГО ТОЛЬКО НЕТ КТО ТОЖЕ ПРОСИТ МИЛОСТЫНЮ У ПАССАЖИРОВ. "РАБОТАЮТ" МЕНЯЯ ЛИНИИ МЕТРО ПООЧЕРЁДНО....
Мне кажется не стоит рубить сгоряча. Понять можно обе стороны. Ведь в инструкции производителя эскалаторов указано "Не предназначено для колясок". И если инвалид случайно травмируется или травмирует других, то, как это принято в нашем современном обществе, все сразу побегут в суд жаловаться на метрополитен, дескать не предупредили ситуацию и нарушили правила техники безопасности в оказании услуг.
Получается метрополитен оказался меж двух зол, и в любом случае его надо засудить?
Другое дело, что есть необходимость заинтересовать власти и привлечь их внимание к проблеме. Что уже и сделано. Ну а дальше все решить мирным и цивилизованным путем. Без криков и истерик.
Подавай в суд на главу метрополитена и как он будет изворачиваться на суде,с его устной формой.ЭТО БЕСПРЕДЕЛ!
Да в суд на них подать))) Пусть там трещат про свои устные инструкции)))