Будем жить без страха

Более 10 лет назад, 1 июля 2003 года, в России вступил в действие Федеральный закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». С этого момента полис ОСАГО должен иметь каждый водитель, даже если он садится за руль всего два раза в год – весной, когда выезжает на дачу, и осенью, когда приезжает домой, «на зимние квартиры».
Принятию закона предшествовала ожесточенная полемика в автомобильном сообществе. Многие водители утверждали, что они ездят аккуратно, соблюдая все правила, и отродясь не попадали в аварии. Поэтому обязательную страховку они расценили как очередной неправедный налог со стороны государства, которое пошло на поводу у алчных страховщиков. Разговоров и скандалов было много до принятия закона, продолжались они и после. Были сотни случаев, когда страховщики под разными надуманными предлогами отказывались платить положенные суммы или серьезно их сокращали. Однако постепенно страсти улеглись и необходимость страхования своей гражданской ответственности вошла в понимание не только каждого водителя, но и общества в целом.
Теперь настала очередь жилища. На очередном заседании российского правительства обсуждалась программа страхования жилья от чрезвычайных ситуаций, предложенная Министерством финансов РФ. Поводом для разработки этого проекта послужило недавнее наводнение на Дальнем Востоке, затронувшее шесть регионов. Вода в реке Амур, и без того полноводной, поднялась на несколько метров. Затопленными оказались тысячи частных жилых домов в деревнях и поселках, многоквартирные дома в городах, дачи и садовые участки, дороги, инженерные коммуникации, административные здания. По словам министра финансов, на ликвидацию последствий стихийного бедствия только в нынешнем году потребуется около 40 миллиардов рублей. А строить дома для оставшихся без крова дальневосточников будут весной, с первым теплом. Поэтому не исключено, что общая сумма, которую придется выделять из бюджета, составит около 80-100 миллиардов рублей.
А ведь то, что случилось на Дальнем Востоке, – не редкость для нашей страны. Вопрос только в масштабах бедствия. Вспомните, как летом 2012 года смерч и принесенные им потоки воды всего лишь за сутки уничтожили город Крымск в Краснодарском крае. Тогда погибли более 170 человек, были разрушены сотни домов. А жаркое лето 2010 года, когда в десятках областей, в огне массовых пожаров за считаные минуты превращались в пепел и дым целые деревни и дачные поселки?!
Всем пострадавшим государство обещало компенсации за утраченное жилье. Кто-то получил обещанное, кто-то остался недоволен возмещением ущерба из федеральной казны. Однако даже самые большие пессимисты начинают понимать, что государство не может и не должно в одиночку компенсировать гражданам утраченное частное и приватизированное жилье. Поэтому вопрос о страховании давно назрел и перезрел.
Минфин предлагает пока добровольную программу страхования жилья от несчастных случаев. Слово «добровольную» глава ведомства Антон Силуанов произнес несколько раз – видимо, для того, чтобы не подогревать страсти и не быть обвиненным в потворстве интересам страховых компаний, как это было с ОСАГО.
Минфин полагает, что в каждом регионе расценки на страхование должны определять местные власти, но они не должны быть запредельными. Например, в Москве и Краснодарском крае общая сумма полиса определяется по цене 1,2 рубля за квадратный метр.
«Поэтому для квартиры, дома это не будут существенные деньги. Это будут деньги в пределах 100-200 рублей в месяц. Это несущественная нагрузка для граждан», – отметил Силуанов.
Один рубль и двадцать копеек за метр площади министр считает оптимальной суммой и для «богатых», но спокойных по части природных катаклизмов регионов, и для тех краев, где бури, ураганы и землетрясения – достаточно частые явления.
«Безусловно, тарифы будут дифференцироваться в зависимости от регионов, зон проживания граждан. Если зона подвержена рискам возникновения чрезвычайных ситуаций – очевидно, что там страховые тарифы будут несколько выше, чем в зоне устойчивой», – заявил глава Минфина.
При этом государство не устраняется полностью от страховых проблем граждан. «В регионах различный опыт накоплен – от 70% софинансирования страховых платежей до 30%, – подчеркнул Силуанов. – Очевидно, что в зонах, подверженных чрезвычайным ситуациям, роль государства в лице субъекта РФ может быть выше».
Минфин предложил меры по стимулированию страхования жилья. Они коснутся и тех, кто решится на этот шаг, и тех, кто по-прежнему будет надеяться на авось.
«Если человек изъявил желание застраховать свое имущество, то он получит право на налоговый вычет при уплате налога на недвижимость, – пообещал Силуанов. – Такие права по предоставлению вычета должны иметь органы местного самоуправления, в которые зачисляются эти налоги. Было бы не совсем правильно на федеральном уровне устанавливать эти вычеты. Когда перейдем к налогу на недвижимость, это будет местный налог, то и органы местного самоуправления должны самостоятельно предоставлять такие вычеты».
Государство не оставит без жилья и тех, кто не захочет страховать свою приватизированную недвижимость. Новую квартиру им, может быть, и дадут, но на особых условиях.
«Это жилье не сможет затем быть приватизировано, не сможет перепродаваться, передаваться кому-то. То есть государство выполнит свою компенсационную обязанность, но жилье будет не собственностью гражданина, а собственностью муниципалитета», – подчеркнул Силуанов.
По его словам, Минфин в течение месяца доработает законопроект с учетом замечаний, высказанных на заседании правительства, и до конца года представит его на рассмотрение Госдумы. Предстоит решить и множество частных вопросов: например, какие страховые компании допускать к работе на этом рынке, а какие – нет; как оценивать сумму ущерба в случае частичной или полной утраты жилья; можно ли считать жильем бытовку на садовом участке, которая неожиданно сгорела...
Страхование жилья должно стать нормой жизни, потому что предусмотреть все возможные случайности невозможно, а дом или квартира зачастую являются единственным весомым капиталом человека. Впрочем, есть еще одна непреходящая ценность – сама жизнь. И она тоже должна быть застрахована.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да нет же... вас застрахуют и вы притащите в ад красивые бумажки... красота! Скоро все будет взрываться, рушиться и тонуть... ТРИДЦАТЬ ЛЕТ уже скоро, как только прут, ничего не ремонтируя и не строя... так что деньги на том свете вам точно понадобятся.
Думаешь - не хочешь копать ямки на Поле Чудес, значит и страховку платить не будешь? Нет, Буратино, тобой займётся ЗАКОН.
По словам чиновника, у нас до 80% жилья так приватизировано.
Молодец. Не в бровь а в глаз.
И такого жилья в стране 30-40%. И никто не знает, что с этим делать.