Киев vs Москва: быть или не быть торговой войне

Еще две недели назад в неизбежности торговой войны между Россией и Украиной мало кто сомневался. Киев, подписав экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС, фактически ставил крест на своем участии в зоне свободной торговли СНГ. Оказалось, не все так просто.
В минувшую пятницу президент Украины Петр Порошенко действительно поставил свою подпись под Соглашением об ассоциации с ЕС. Несколькими днями раньше на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Россия предложила Белоруссии и Казахстану принять общую резолюцию о новом режиме для украинских товаров и получила отказ. Об этом «Ведомостям» рассказал чиновник, участвовавший в переговорах. Представитель правительства Белоруссии подтвердил эту информацию. Вице-премьер республики Сергей Румас сообщил, что Белоруссия не поддержала резолюцию, поскольку не видит в действиях Украины угрозы для экономики Таможенного союза. Официального подтверждения от Казахстана пока не последовало.
Российские власти свою позицию озвучивали неоднократно. Подписание соглашения с Евросоюзом предусматривает создание свободной зоны между ЕС и Украиной, а значит, обнуление пошлин. В России опасаются, что после отмены торговых барьеров страну под видом украинских товаров наводнят дешевые европейские.
В качестве защитных мер Россия намерена использовать приложение 6 к Договору о зоне свободной торговли СНГ. Соглашение позволяет отменить преференции, если импорт из страны – участницы ЗСТ возрастает насколько, что способен будет нанести ущерб экономикам остальных участников. Действующую для Украины нулевую пошлину предлагалось заменить единым таможенным тарифом по правилам ВТО, то есть 7-8%.
О возможности отмены нулевого тарифа ранее говорил и президент Владимир Путин: «Я многократно говорил… что в связи с подписанием Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза у нас в России могут возникнуть определенные проблемы экономического характера и мы не сможем сохранить – это уж точно совершенно – так называемую нулевую ставку ввозных таможенных пошлин».
О том, что Россия может принять самостоятельное решение по защите собственного рынка, не согласовывая его с Минском и Астаной, сразу после заседания Совета ЕЭК сообщил и вице-премьер Игорь Шувалов. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что этот «разговор» касается всех сторон – и Украины, и России, и партнеров по единому экономическому пространству.
Такая двойственная риторика говорит о том, что Россия не ожидала получить отказ от ближайших партнеров – по крайней мере, от Белоруссии. До сих пор Минск как будто был на стороне Москвы. В этом месяце Белоруссия последовательно запретила ввоз на свою территорию сначала украинского пива, а затем – конфет. В случае с хмельным напитком белорусские власти пояснили, что украинские пивовары отказались согласовывать с ними минимальные цены на продажу пива. Импорт же кондитерских изделий был закрыт из-за того, что украинские кондитеры не захотели получать лицензии, которые якобы удорожали бы их продукцию.
Но конфеты и пиво – далеко не весь товарооборот, который сегодня более чем устраивает Белоруссию и Казахстан, говорят эксперты. «Действия ТС вполне рациональны: текущее состояние товарооборота с Украиной их устраивает, и уменьшать его они банально не хотят», – поясняет управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. По его словам, скорее всего, Белоруссия и Казахстан постараются так или иначе уклониться от введения дополнительных торговых барьеров.
В период с 2012 по 2013 годы (до начала Майдана) Украина прочно удерживала второе место по товарообороту со странами СНГ, подсчитал независимый аналитик Дмитрий Адамидов. В этот период в структуре общего товарооборота торговля со странами СНГ (прежде всего с Россией) занимала до 40% общего оборота (40-60 миллиардов долларов). По оценке директора аналитического департамента компании United Traders Михаила Крылова, ежегодный экспорт с Украины в Белоруссию составляет примерно 150 миллионов долларов, а в Казахстан – 5 миллиардов долларов. Сумма приличная! А если учесть, что Казахстан готовится вступить в ВТО и есть риск, что Украина может этому препятствовать, все становится более или менее понятно.
Тем не менее, Россия не может сидеть сложа руки. По мнению Михаила Крылова, чтобы не допустить реэкспорта европейских товаров, Россия как минимум может ужесточить внутренние требования к продукции, вплоть до страны происхождения.
Впрочем, Россия уже начала более тщательно проверять ввозимые на ее территорию товары. Как сегодня сообщили белорусские СМИ, на российско-белорусской границе, в Гомельской области, со стороны РФ появились контрольно-пропускные пункты, где пограничники проверяют транспорт. С водителей грузовиков требуют документы о происхождении товара. При этом товары с Украины, растаможенные в Белоруссии и принадлежащие белорусским компаниям, не пускают на российскую территорию.
Чем это закончится и будут ли приняты комплексные меры, сказать сложно. Можно, конечно, этим и ограничиться. По крайней мере, некоторые эксперты заверяют, что угроза реэкспорта преувеличена.
«Существуют опасения, что товары из ЕС, завезенные на Украину с нулевыми или низкими пошлинами, будут переделываться и завозиться под видом украинских. Но они не слишком оправданны, поскольку в Соглашении о зоне свободной торговли СНГ прописаны так называемые правила происхождения товаров, согласно которым товар считается украинским, если он подвергнут достаточной переработке на территории Украины», – говорит завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. Он поясняет, что при пересечении таможенной границы Евразийского союза (ЕАЭС) товар облагается импортной пошлиной в зависимости от страны происхождения этого товара. Если товар украинский, то облагается он по нулевой ставке как товар из зоны свободной торговли СНГ. Если же товар произведен в Европе, то он облагается по повышенной ставке так называемого режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
«Если исходить из логики нанесения экономического ущерба Украине в качестве наказания за выбор евроинтеграции в качестве стратегического вектора развития, то нужно понимать, что этот ущерб будет неминуемо сопровождаться собственными потерями. В относительном выражении потери для РФ будут менее ощутимы, чем для Украины, но потерями от этого быть не перестанут», – говорит Кнобель.
Так или иначе, эксперты не берутся гадать, каким будет решение правительства. Возможно, России удастся уговорить партнеров, пообещав выгодные уступки. «Политические заявления могут звучать самые причудливые, особенно от белорусского президента, который славится умением навести тень на плетень», – считает Дмитрий Адамидов.
Но если РФ пойдет на ограничения импорта с Украины, они будут носить не экономический, а политический характер и коснутся отраслей, где руководство нашей страны хотело бы проводить политику импортозамещения.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Запад ведёт против России холодную войну. Украина перешла на сторону врага. Надо вообще закрыть российский рынок для украинских товаров.
есть способ лучше. Выйдя из поезда раздавать деткам денежку. Вдруг ваш.
или не выставлять свои комплексы на всеебщее обозрение.
вы прям как известный персонаж "Усё пропало, гыпс сымают"
Кроме конфет и сыра , которого сейчас то ли нет вовсе, то ли стало меньше) в продаже не вижу ничего украинского. Один раз фасованную свеклу в АЛМИ....
не бандеровщина, и не надо уподобляться украинскому парламенту, имхо.