Бюджет - 2021: как государство сокращает расходы на медицину

Что же вызвало критику экспертов? Ведь проект бюджета предусматривает, что в будущем году государственные расходы на здравоохранение возрастут на 15% (на 600 млрд руб.) по сравнению с 2019 г. Это дополнительные расходы в связи с пандемией (выплаты медицинским работникам, на приобретение лекарств и оборудования), а также на национальный проект «Здравоохранение».
В 2021-2023 гг. также предусмотрены расходы на национальный проект «Здравоохранение» (около 240 млрд руб. в год). Одобрена поправка о ежегодном выделении 90 млрд рублей на первичное звено здравоохранения. Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» составят в 2021 году - 150 млн рублей, в 2022 г. – 154 млн рублей, в 2023 г. – 158 559, 8 млн руб.
Ожидается, что эти средства будут направлены в том числе «на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций».
Бюджет на здравоохранение складывается, как известно, из трех «карманов»: это средства, которые поступают из федерального бюджета, из Федерального фонда медицинского страхования (ФФОМС) и из региональных бюджетов. «Запланированные государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах в 2021 г. останутся на уровне 2020 г., а к 2023 г. вырастут по плану всего на 7-8%. Однако...
Обращение ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Г.Улумбековой к Председателю комитета Госдумы по бюджету и налогам А. Макарову
С поправкой на инфляцию расходы на здравоохранение в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. - на 4%. Это произойдет в основном за счет федерального бюджета, расходы которого в ценах с поправкой на инфляцию в 2021 г. по сравнению с 2020 г. уменьшатся на 14%, а к 2023 г. - на 23%.
- Нам говорят о том, что в 2021 году расходы из ФФОМС на здравоохранение вырастут на 7-8%. Но средства ФФОМС во многом складываются из взносов в систему ОМС. А взносы эти в свою очередь напрямую зависят от фонда оплаты труда. Однако в условиях затянувшейся пандемии и экономического кризиса реальность – это снижение уровня зарплат, рост безработицы. Откуда в этих условиях взяться росту расходов ОМС на здравоохранение? Цифра в 7% закладывалась летом, когда никто не предполагал таких последствий второй волны коронавируса. Соответственно, в 2021 г. по отношению к 2020 г. расходы бюджетной системы на здравоохранение и вовсе сократятся», - заявила «НИ» ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
В ее обращении, направленном председателю комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову, говорится: «К сожалению, в этом бюджете не предусмотрен необходимый рост расходов на здравоохранение. Это не позволит увеличить доступность медицинской помощи населению России и выполнить национальные цели - «сохранение населения, здоровье и благополучие людей».
Ректор ВШОУЗ направила также обращения о необходимости увеличить бюджет на здравоохранение председателю правительства М.Мишустину, председателю Совета Федераций В.Матвиенко, председателю Госдумы В.Володину, а также российским губернаторам. Однако, реакции не последовало. Похоже, государственные институты и их руководители согласны лишь на одно: плыть по течению, повторяя мантру: «У государства нет денег».
Принятый в нынешнем виде бюджет означает, что бесплатная медицинская помощь станет еще менее доступной, меньше бесплатных лекарств получат «льготники», будет выделено меньше денег на оплату труда медицинских работников, меньше средств пойдет на расходные материалы, в медицину не смогут привлечь дополнительные кадры. И все это – на фоне пандемии, которая не идет на спад. Как известно, Главный санитарный врач России и глава Роспотребнадзора Анна Попова продлила действие своего постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика коронавирусной инфекции» до 1 января 2022 года.
По расчетам, которые предоставили «НИ» эксперты Высшей школы организации и управления здравоохранением, в будущем году сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП - с 4,1% в 2020 г. до 3,6% в 2023 г. При этом государственные расходы в РФ сегодня и так почти в полтора раза ниже, чем в большинстве стран Восточной Европы – в частности, в Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии.
Кстати, в этих странах уже сегодня показатель ожидаемой продолжительности жизни, который является ключевой характеристикой здоровья населения, составляет почти 78 лет, а в РФ – только 73,3 года. В будущем году эксперты ожидают дальнейшее сокращение этого показателя. «Ожидаемый рост смертности в России при продолжении пандемии составит 130-140 тысяч человек в год. Половина из них умрут от коронавируса, остальные – от того, что им не была вовремя оказана необходимая медицинская помощь», - резюмирует Гузель Улумбекова.
Эксперты приводят и другие тревожные показатели. Так, с 2017 г. в РФ сокращается численность населения и в 2020 г., по прогнозам, число умерших превысит число родившихся на 353 тыс. человек. Это происходит из-за высокой смертности и низкой рождаемости.
За последние 30 лет в 4,4 раза выросла численность детей-инвалидов. И при этом, как сообщила ректор ВШОУЗ, с 2000 по 2019 гг. сократилась на 54% обеспеченность педиатрическими койками, на 21% врачами-педиатрами и на 11% участковыми-педиатрами
Сколько же нужно средств для того, чтобы здравоохранение в России как минимум оправдывало свое название? По мнению экономистов, для решения проблем российского здравоохранения необходимо изыскать дополнительные средства из федерального бюджета в 2021 г. - 512 млрд руб., а к 2024 г. – 2 212 млрд руб. Этот расчет сделан исходя из того, что государственные расходы на здравоохранение должны поэтапно к 2024 г. увеличиться до 5% ВВП, как в восточноевропейских странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития.
Если этого не произойдет, Россия может понести самые невосполнимые потери – людские. Ведь здравоохранение, так же как и оборона – основа безопасности нашей страны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Будем терпеть - будут насиловать! Многое народ уже упустил и долго терпел. Власть зажирела и не хочет отдавать ресурсы народу. У них армия, полиция. Не ясно, как выбираться из этого дерьма. Возможно надо провозглашаться требования народа- конфисковать все награбленное - недвижимость и активы заграницей. Свободу Навальному!
Кто же этого Макарова выбирает постоянно в думу? Отвратительнее этого человека трудно придумать. На сцену ему надо идти с его манерами и ужимками.
может опубликовать только сколько она украдет.
Согласен Макар. Наше поколение начало хорошо, а именно: основную научную, образовательную и производственную базу создали, болезни победили, справедливую социальную систему начали строить, выборную власть, войну выиграли и соцлагерь создали. Может устали? Послушались предателей великой идеи и сломались, сами превратившись в предателей под влиянием подонков - агентов враждебного мира, угробили страну. Но "смутное время" не может быть вечным, не смотря на беспрецедентное вражеское давление власти и подавление народных масс всеми способами, включая ковид, вырастает новое, более продвинутое молодое поколение, будем надеяться на них. Трудно, долго, но все же надежда есть.
Советская Родина в обязательном порядке публиковала ежегодные планы производства всех товаров, особенно подробно всех товаров для населения, и подробные отчеты по выполнению этих планов. Уровень жизни повышался с каждым годом по мере возможностей и постепенно дефицитные товары переходили в другую более доступную категорию, но появлялся новый дефицит, и так будет вечно. А помогать надо и Кубе и Вьетнаму и Корее, и помогали не ради шкурных интересов олигархов, а ради безопасности своей страны СССР. Но самое главное, что такой коррупции и воровства, как в РФ, не было никогда. Если бы не предательство партийной верхушки КПСС, сколько бы было сделано для могущества СССР за эти 30 лет, даже представить себе немыслимо. Вот почему в будущем надо все партии убрать из власти, как и религию. Страной должен управлять только выборный Верховный Совет всего народа, без какого либо участия партий. Партии порождают групповую борьбу за власть и коррупцию. Партиям оставить разработку идеологий будущего и их пропаганду, а также в своих СМИ свободную критику любых властных органов.