]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Мнение экспертов
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Куда бы потратить ФНБ: начался «смотр дураков»?

21:45 13.07.2021
© KM.RU, Александра Воздвиженская
© KM.RU, Александра Воздвиженская

Долгие годы власти оберегали ФНБ как зеницу ока – никаких «вертолетных денег», доплат, проектов, любые идеи и призывы отвергались. И как только появилась возможность запустить руку в эту золотую жилу – сразу начали появляться проекты со стороны самих властей

Так, например, Минстрой на фоне подтоплений и наводнений предложил выделить из ФНБ 150 млрд рублей для обустройства ливневых канализаций. А вот Минпромторг оказался куда прожорливее и сверстал план почти на 1,6 трлн руб., плюс еще около 245 млрд из бюджета, и все это – на возрождение авиастроения, благодаря чему до 2030 года якобы можно будет произвести 735 гражданских самолетов.

Планы в своей идее, конечно, хорошие, на бумаге и в заявлениях все выглядит, как всегда, складно, но непонятно одно – что мешало заниматься этим раньше? Почему ливневки оказались "под прицелом" только после наводнений, а авиастроение – только спустя 30 лет разбазаривания и деградации? А ведь это еще только начало…

Что выберут из всех проектов и откроется ли заветная копилка после долгих 17 лет для ливневок и убитого авиастроения, или, может быть, перед выборами самое время пустить средства на выплаты населению? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.

– Как можно оценить проект по возрождению авиастроения? 1,8 трлн рублей – это вообще достаточная сумма?

– Проект утопический. Потому что прежде всего надо выяснить, сколько необходимо создать рабочих мест в этой области, ведь действующих мощностей не хватит. А одно рабочее место оценивается в сумму примерно $5 млн. А сколько нужно будет рабочих мест создать? Одну тысячу? Пять тысяч? Умножьте – и получите сумму, необходимую для того, чтобы просто создать рабочие места.

Но встает и другой вопрос – важна кадровая составляющая, потому что кадровый потенциал утерян за 30 лет безвозвратно. Российское гражданское авиастроение, к сожалению, уже выпало из общемирового тренда. Поэтому начинать нужно практически с нуля. Это долгий процесс, и не факт, что мы успеем до 2030 года, для этого может понадобиться и 15 лет, и даже больше. Поэтому выпустить 735 самолетов, конечно, можно, если считать, что это самолеты, не аналогичные "Боингам" и "Эирбасам", а аналогичные советским "кукурузникам". Тогда проблем не будет – теоретически это можно сделать.

– Плюс, наверное, нужно учитывать конкуренцию?

– Что касается конкуренции, то в данном случае это вообще не проблема, потому что на внутренних линиях совершенно спокойно можно использовать исключительно отечественные самолеты, обложив импортные существенными пошлинами.

– Почему этим озаботились только сейчас? Раньше что-то мешало?

– Это вопрос риторический – конечно, ничего не мешало.

Я боюсь быть категоричным, но вообще эта история похожа на банальный "распил". Потому что, опять же, одно рабочее место стоит до $5 млн в этой сфере. Если не больше.

Например, в черной металлургии одно рабочее место стоит около $2 млн. Если взять проект "Роснефти" судоверфь "Звезда" – там рабочее место стоит около $1,5-2 млн. Здесь с учетом технологий и обучения персонала, иностранных консультантов, преподавателей, это потребует не меньше $5 млн. $5 млн на тысячу человек – это около 375 млрд руб.

Это минимальный объем, который нужен для одного предприятия. Понятно, что мы здесь имеем в виду только сборочное производство. Что касается производства комплектующих, а самое главное – оборудования, то эту цифру можно смело умножать на 10.

– То есть планируемые 1,8 трлн – это половина от одного нового завода?

– Эта цифра как минимум в несколько раз ниже того, что требуется. Потому что у нас нет сферы производства изделий из алюминия или из титана для гражданского авиастроения. У нас нет производства оборудования, наших двигателей. Очевидно, что нужна будет кооперация с иностранцами. Пойдут ли иностранцы на такую кооперацию в условиях санкций? Ответ однозначный – нет, не пойдут. Значит, надо делать свое. Каким образом? Это значит, что нужно будет загружать смежные предприятия. Тут начинаются вопросы – смогут сделать или не смогут? И когда будет выпущен первый двигатель?

Печальная история с "Суперджетом", где больше 70% изделий – это импорт, говорит о том, что это чрезвычайно сложный процесс. Он развивается как минимум 15 лет, а конца и края не видно. Более того выпущенные самолеты не пользуются спросом, а стоят на бетоне.

– А разрекламированный МС-21?

– МС-21 существует в нескольких опытных экземплярах. Несколько самолетов совершили опытные полеты, и пока о запуске в серию разговора нет. Но в первую очередь, даже если его запустят в серию и сделают несколько лайнеров, то для 700 лайнеров мощности всех предприятий в России совершенно точно не хватит.

Значит, нужно создавать с нуля, а это не менее $5 млн на одно рабочее место.

– Может быть, более реалистичным выглядит проект Минстроя с ливневками?

– Как только запустили эту идею о том, что часть средств ФНБ можно будет потратить на внутренние проекты – тут же выстроилась очередь. И если мы применительно к самолетостроению понимаем, что к чему, то применительно к ливневым канализациям – ну, вообще непонятно, потому что это прерогатива региональных и муниципальных бюджетов. Кроме того, применительно к Москве и некоторым другим городам возникает вопрос – а почему ливневки исчезли и кто ответит за это?

Начинать нужно с ответственности. С вины конкретных людей и ответственности, которую они понесут за то, что сделали. А это предполагает как минимум увольнение и возбуждение уголовного дела против московской мэрии. Начиная, вероятно, с мэра Собянина и заканчивая теми людьми, которые принимали решение и разрабатывали проекты по уничтожению ливневок. Кстати, одним из ответственных, насколько я могу судить, будет тот самый Хуснуллин.

– Который тоже предлагал взять средства из ФНБ на новые ливневки…

– Да. То есть мы сначала их утрамбовали, закатали в асфальт, а теперь предлагаем за государственные деньги их обратно восстанавливать.

– То есть проект тоже нереальный?

– Выстроилась очередь, но это не очередь из желающих, как, например, за вакциной, которую они рано или поздно получат. А это гипотетическая очередь, которую выстраивают для того, чтобы посмотреть на них. Это своего рода смотр дураков.

Возьмем ливневки – сумма в 150 млрд – она круглая, приятная, ласкает слух, огромная сумма, но никаких более-менее точных расчетов на этот счет не существует. Их просто не проводили, потому что на это уйдет не один месяц. Но как только у нас была вброшена идея о том, что мы можем раздербанить часть средств ФНБ – тут же появились желающие, которые говорят, что вот по нашим прикидкам это будет стоить 150. "По прикидкам". А почему не 140? Почему не 212? Это вопрос, на который никто не ответит.

– Судя по проектам, можно сказать, что трата средств ФНБ теперь носит уже политический подтекст?

– Можно сказать, что этих трат не будет. И даже нужно сказать, что этого не будет, потому что ФНБ создавался на протяжении 17 лет не для того, чтобы через 17 лет пришли новоявленные "товарищи" типа Хуснуллина и спокойно раздербанили эти деньги.

Эти деньги с самого начала подразумевались на случай чрезвычайных обстоятельств, предназначены они не для того, чтобы "Хуснуллины" их "пилили", а для поддержки пенсионной системы и сглаживания негативных колебаний курса. То есть для того, чтобы избежать голландской болезни.

– То есть сейчас не время для трат ФНБ? Сейчас не чрезвычайная ситуация?

– Нет. В чем чрезвычайная? Курс стоит уже год 74-75, что касается пенсионной системы, то ее проблема не в ФНБ, а в том, что она существует по кривым лекалам. Но это уже отдельная история. Там много нюансов, но повторюсь еще раз – сейчас нет никаких поводов для траты ФНБ. И даже если мы говорим об инфраструктурных проектах, то это нужно осуществлять не за счет "кубышки", а за счет либо доходов от этой "кубышки", либо за счет инфраструктурных проектов и продуктов со стороны Центрального банка.

Потому что деньги в ту же ливневку будут "закопаны", в лучшем случае лишь малая часть из них будет выплачена в виде заработных плат, то есть превратится в реальные деньги. А основная часть будет вложена в работы, оборудование, промежуточную продукцию и так далее. Поэтому говорить о том, что эти деньги будут выплеснуты на рынок, конечно, нельзя. Они пойдут на дело и лишь малой частью окажутся на рынке.

Почему ЦБ этого не делает – вопрос к ЦБ, и мы даже предполагаем ответ – потому что у ЦБ нет необходимых компетенций, смелости и ответственности.

Хотя во всем мире ситуация обратная, особенно в Китае. Китай благодаря увеличению монетизации экономики – там самый большой коэффициент монетизации, отношение количества денег к реальному ВВП – показывает чудеса экономического роста на протяжении уже 30 лет. И инфляция при этом составляет в пределах 1%.

– И нам следует перенимать их опыт?

– Нам необязательно его копировать, но взять самое ценное – обязательно. А для этого нужна смелость и правильные компетенции. Нужно, чтобы начинали с малого – с инфраструктурного развития каких-либо отдельных предприятий, чтобы просто обкатать схему, и в случае эффективного результата – распространить ее на всю страну, это можно в течение года-двух совершенно спокойно запустить. Как это было в свое время в Китае. У нас же для этого на уровне Правительства все есть, но у нас есть и деструктивная, оппортунистическая политика Центрального банка, который заинтересован в сохранении собственного статус-кво и больше ничего.

– И все же не можем не спросить о "вертолетных деньгах", выплатах и прочем. Для этого тоже не время?

– Конечно, нет. Когда речь заходит о конкретных суммах – все становится на свои места, потому что если мы берем, скажем, сумму в 10 тысяч рублей (а на меньшее мы не согласны), то в сумме мы должны будем потратить еще один бюджет страны – порядка 18-20 трлн руб. за год. Что касается элементов базового дохода – они присутствуют, расширяются, взять те же пособия, единовременные выплаты, которые становятся все более регулярными. И нам надо идти по этому пути.

Автор: Евгений Иванов

Темы: Экономическая ситуация в России
Источник: Накануне.RU
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 16.07.2021, 07:01
    Гость: Александр

    "...у нас нет сферы производства изделий из алюминия или из титана для гражданского авиастроения. У нас нет производства оборудования, наших двигателей.." Зато у России есть Путин - спаситель, охранитель, эффективный манагер и звездит не хуже Троцкого и Адика.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 15.07.2021, 22:18
    Гость: Замшел Затухлов

    Порылся в сети, что то не нашел.
    Ну-ка по конкретней, где? Когда, прозвучали слова?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 15.07.2021, 18:26
    Гость: тд

    Смотр идет давно . ....удивительно почему никто уже почти и не требует с государства украденные им сбережения трудящихся в гострудсберкассе ?!Превращение в рыночных манкуртов Невидимой руки 146%лохторат это не чудо ,это реальность..буратин на Поле чудес помнящих все на уровне золотой рыбки.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.07.2021, 18:19
    Гость: тд

    Ректор маи. ..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 15.07.2021, 13:13
    Гость: А где Погосян

    Надо не забывать ценного кадра по разбазариванию народных средст.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (39)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В России предложили повысить транспортный налог для машин старше 15 лет
В Москве проходит прощание с экс-министром транспорта Романом Старовойтом
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Алексей Кортнев подарил Дмитрию Хоронько песню Чарли Чаплина
Леша Закон «Нет предела беспредела» (СD-R)
Облицовка внутренних стен
«Скорейшее победоносное завершение СВО критически важно для обеспечения политической стабильности в России»
«ЙОРШ» вернул в 2007-й, а «Северный Флот» подготовил к «нордическому» сету «Алисы» на KKinchevFest
«Совершенно очевидно, что для индустриализации надо радикально перестроить систему образования всех ступеней»
Лидер «Монгол Шуудана» выполнил просьбу мертвого основателя E.S.T.
«Винтовкафест» памяти Егора Летова, 7 мая, МузПаб N.F.M.T. (Неформат)
LASCALA «All Inclusive»
Детей загонят в цифровой концлагерь с помощью принудительного портфолио
Дельфин, 11 сентября, Gipsy
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.