Секреты нашей ментальности
На очередном заседании Совета по малому предпринимательству при областной администрации речь шла о создании технопарков, бизнес-инкубаторов и агротехнопарков. Все это, по единодушному мнению участников заседания, должно эффективно способствовать росту производственного сегмента малого бизнеса. Впрочем, малым этот вид предпринимательства, по мысли заместителя губернатора области Сергея Назарова, уже перестает быть: – Судя по тому вниманию, которое уделяется сегодня этой сфере экономики, по объему производимой здесь продукции, называть бизнес малым едва ли правильно… Да и по сложности проблем наше малое и среднее предпринимательство вполне сравнимо с бизнесом большим. Так же остро стоят вопросы инновационного развития, столь же велики общественные ожидания. Все это давно увело малый и средний бизнес от кооперативно-кустарной колыбели, и сегодня крепнет понимание его социально-экономической значимости. Заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Анна Палагина указала на несколько предприятий, назвать малыми которые язык не поворачивается, настолько устойчива их репутация, давно уже перешагнувшая границы не только Ростовской области, но и страны. Cкажем, волгодонское научно-производственное предприятие НИИПАВ, чьи компоненты сегодня охотно покупает знаменитый «Рrocter&Gamble» для своего «Fairy» и другой продукции. Или ростовское предприятие «Монитор», специализирующееся на производстве высокотехнологичного медицинского оборудования. Всем им в свое время была оказана необходимая поддержка, и сегодня затраченные тогда силы и средства дают отдачу. Как для самих работников предприятий, чьи зарплаты выросли, по меньшей мере, в пять раз, так и для бюджетов различных уровней – ведь по мере становления производств росли и налоговые поступления. А международное признание к этим и другим предприятиям пришло не только благодаря высокому качеству их продукции, но и потому, что смогли они вовремя эту свою продукцию продемонстрировать, участвуя в зарубежных выставках. Участие это также было материально обеспечено существующей в области системой поддержки. Компания «Арома-Дон» такой поддержкой воспользовалась. И ее продукция на выставке в Шанхае не осталась незамеченной. А делегация предприятия вернулась из этого китайского города с подписанным договором о поставке своих товаров. Уже эти примеры убеждают в перспективности разносторонней поддержки предприятий малого бизнеса. Только в прошлом году на эти цели было потрачено почти 8 млн. рублей. И можно сказать, что эти деньги хорошо поработали. Характерно, что большая часть суммы была потрачена на поддержку предприятий инновационного типа. Именно такие предприятия в ближайшее время призваны стать, образно говоря, становым хребтом донской, а если брать шире – то и всей российской экономики. Но чтобы желаемое стало действительным, предстоит еще преодолеть немало трудностей – как объективных, так, к сожалению, и субъективных. К последним относится труднообъяснимое нежелание целого ряда муниципалитетов развивать на своих территориях инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса. С. Назаров назвал только три города – Ростов, Новочеркасск и Волгодонск – где отношения местной власти и малого бизнеса складываются неудовлетворительно. Но на самом деле таких территорий у нас значительно больше. И тем не менее, предпринимательский интерес и энтузиазм все же способны пробить стену равнодушия и непонимания. Гендиректор ЗАО «Северо-Кавказский региональный центр маркетинга» Петр Смородин рассказал, как реализуется пилотный проект по созданию технопарка на базе профтехучилищ в Азове. По сути, речь идет о законченном комплексе подготовки кадров для малого бизнеса. Здесь центры обучения (ПТУ) оказались максимально приближены к производству – в данном случае к местному оптико-механическому заводу. Именно такую систему можно наблюдать в большинстве промышленно развитых стран. В этом смысле развитие малого бизнеса в Азове находится в мировом русле. Есть ли надежда, что азовский опыт заработает и в других донских городах и районах? Заместитель губернатора С. Назаров отвечает утвердительно, хотя и не без шутливой оговорки: – Есть у нас определенная ментальность. Чтобы покатились, надо сначала пнуть… Разумеется, далеко не всегда такой пинок или, скажем, мягче, толчок, носит административно-командный характер. Сегодня все больше начинают работать экономические рычаги, и местная власть на деле убеждается в выгодности поддержки малого бизнеса. Пусть и недостаточно быстро, но число бизнес-инкубаторов и технопарков на местах растет. И будет расти и дальше. Хорошим подспорьем в этой работе для них, несомненно, станет опыт создания и развития Ростовского регионального бизнес-инкубатора. Совсем недавно было открыто одно из его отделений в микрорайоне Темерник, но уже сегодня без него всю систему Ростовского бизнес-инкубатора представить трудно. Расширился спектр консультационных услуг, на выросшей до полутора тысяч квадратных метров общей площади разместились десятки растущих фирм. Для того, чтобы инфраструктура поддержки заработала еще более эффективно и удовлетворяла целям инновационного развития, следует, по мнению заместителя директора некоммерческого партнерства «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Натальи Коваленко, создавать сеть муниципальных бизнес-инкубаторов. На то, что это произойдет, надеются сегодня предприниматели. А вот муниципалитеты пока за поддержкой в Агентство не обращались... Что это: традиционный южный консерватизм или обычная чиновничья косность? Испытанная веками тактика выжидания. Мол, поговорят, поиграют названиями: «технопарк», «бизнес-инкубатор», «инновации», да и забудут… Не хотелось бы, чтобы те, кто придерживается еще такой позиции, оказались правы. Владимир КОБЯКИН

Комментарии читателей Оставить комментарий