Абхазия выбрала Россию

Депутаты абхазского парламента поддержали общественность этой самопровозглашенной республики в ее призыве к властям России признать независимость Абхазии. По мнению парламентариев, вслед за этим первым шагом было бы желательно, чтобы Россия заключила с Абхазией военно-политический союз.
Абхазия ужа давно функционирует в независимом от Грузии режиме. В определенном смысле она даже больше зависима от России, так как большинство экономических, политических и социальных связей идет по линии Сухуми-Москва. Ситуацию комментирует завотделом стран СНГ Института стратегических исследований Александр Скаков: «Выбор населения Абхазии в пользу союза России, а не вступления в Россию, очевиден, постоянен и неизменен. Этот выбор был сделан сразу после завершения грузино-абхазского конфликта в начале 90-х годов и с тех пор не менялся. Я подчеркиваю, что Абхазия, в отличие от Южной Осетии, не собирается вступать в состав России. То есть Абхазия будет независима, но у нас будет общая оборонная политика, какие-то элементы внешней политики, также таможенный и валютные союзы. Соответственно, российские войска возьмут на себя обязанность защиты Абхазии в случае возможного нападения на нее со стороны Грузии. Такой сценарий нельзя исключать. Это слишком серьезный шаг, это будет серьезный вызов Западной Европе и США. Такой шаг должен быть тщательно просчитан и должен быть произведен в необходимый и удобный для этого момент».
Желание абхазов понятно и вполне объяснимо, но сегодня выполнимо быть не может. Такие многогранные и сложные вопросы, как признание независимости, должны решаться строго в рамках международного законодательства: во-первых, мирным переговорным путем, а во-вторых, на основании прецедента. О мирном диалоге между грузинами и абхазами нечего и говорить, хотя справедливости ради надо отметить, что именно Тбилиси завязал двусторонние отношения в «гордиев узел». Что касается прецедента, то, скорее всего, он будет в скором времени зафиксирован на Балканах. Там автономный край Косово при европейской и американской поддержке получит независимость от Сербии без учета мнения Белграда. Далее по аналогии могут быть разрешены и другие конфликты, основанные на притязаниях этносов к самоопределению. То есть этим примером могут воспользоваться не только абхазы, но и, предположим, жители Северного Кипра. География в данном случае роли не играет.
Пока прецедента не произошло, все, что может сделать для Абхазии Россия, - это проявлять политическую сдержанность и четко следовать международному мандату, выданному российским миротворцам в зоне грузино-абхазского конфликта. Все, что выходит за эти рамки, неизбежно влечет за собой обострение ситуации. В ситуации абхазо-грузинского конфликта дальнейшее обострение, фактически, означает начало военных действий. Это полностью противоречит интересам России.
Впрочем, скорее всего, депутаты Абхазии понимают практическую невозможность дипломатического признания абхазского суверенитета в создавшейся ситуации. Их призыв - это, скорее, еще одно напоминание мировой общественности о том, что абхазы не отступятся от своей цели. Чем ближе независимость Косова, тем чаще другие стремящиеся к независимости территории будут напоминать о себе. И хорошо, если борцы за самоопределение будут напоминать о себе цивилизованно.
В общем, территории, которые сегодня де-факто независимы, требуют от мира признания себя таковыми де-юре. От того, насколько мировое сообщество готово к беспристрастности в этом вопросе, зависят и пути развития ситуации – или к серии стандартизированных компромиссов, или к множеству локальных войн.
Комментарии читателей Оставить комментарий