Нашествие «Газпрома» отражает беды энергетической политики ЕС

Недавно подписанный меморандум между германским энергетическим концерном RWE и российским «Газпромом», предполагающий создание совместного предприятия, в которое войдут существующие и новые электростанции, последовал сразу после решения Берлина отказаться от использования атомной энергии. И это – плохие новости для Европы по трем причинам. Во-первых, если он принесет плоды, то это партнерство поставит под угрозу диверсификационные усилия Европы, т. к. RWE является ведущим концерном, который был занят в проекте Европейского союза по созданию трубопровода «Набукко», по которому должен был поставляться газ из стран Центральной Азии. Во-вторых, он укрепит схемы, при которых цена на газ зависит от стоимости нефти; таким образом, цены будут удерживаться на «искусственной» основе. В-третьих, если «Газпром» серьезно придет на энергетическую сцену Германии, это определенно приведет к его скорому выходу на другие европейские рынки. В результате европейская мечта о раздельном производстве, транзите и распределении газа будет мертва. Вместо этого Европа попадет в зависимость от России в тот момент, когда Москва все больше будет смотреть в сторону Азии в поиске новых богатых рынков.
События разворачиваются на фоне экономического кризиса, который во многом пощадил энергетическую политику ЕС. Уровень производительности – высокий, а цены – низкие. Но было бы неверно заключить, что Европе не о чем беспокоиться касательно энергии. Слабые основы скрывали серьезные недостатки политики. Если что и случится, то штормовые облака набегут быстро, и это особенно будет касаться газа, который является базой европейских усилий по сокращению выбросов углерода. Европа игнорировала прогресс в Азии, где гайки лишь закручиваются, особенно в отношениях с Россией, и это говорит о том, что структурная зависимость Европы от России станет ее будущим. Продолжающаяся нестабильность в Северной Африке также сделала альтернативных поставщиков еще более «крепкими орешками».
Однако главные проблемы сосредоточены в самом ЕС, что наиболее примечательно, в Германии. Если меморандум между «Газпромом» и RWE о чем-то и говорит, то поспешное решение Берлина отказаться от атомной энергии, вероятно, позволит России заполучить еще большую долю европейского рынка сбыта. В этом году Москва рассчитывает добыть для Европы рекордные 158 млрд кубометров газа, и ее позиция будет как никогда сильна, если другие европейские государства будут отказываться от атомной энергии и разработки месторождений нового сланцевого газа. Это может означать, что Россия ежегодно будет поставлять лишь в одну Германию на 20 млрд кубометров газа больше. Сегодня Берлин, а никак не Брюссель определяет энергетическую политику Европы.
Но есть еще более важное обстоятельство: «Газпром» не только пытается укрепиться за счет отказов от атомной энергии, но и все более оптимистично воспринимает идею экспорта на восток.
Конечно, «Газпром» давно и пристально следил за востоком. «Газпром» и китайская China National Petroleum впервые подписали меморандум по газу в 2006 году, но он забуксовал из-за ценовых разногласий. Сейчас Китай предлагает выплатить российской стороне авансом $25-40 млрд за 30 млрд кубометров. Окончательное решение еще не принято, но низкопроцентные займы для России становятся все более привлекательными. Предполагаемая цена, на которой договорятся Пекин и Москва, будет составлять примерно $300 за 1000 кубометров, а это – конкурентная цена по сравнению с европейской. Это объясняет, почему «Газпром» утверждает, что азиатские рынки помогут увеличить экспорт на 150%; не только Китай, но также такие перспективные покупатели СПГ, как Южная Корея, Индия и Япония. Россия все более серьезно относится к экспорту в Азию.
Европа долгое время не рассматривала такой сценарий, особенно тот «судный день», когда Россия соединит Сахалин и Восточную Сибирь с месторождениями в Западной Сибири. Таким образом у Москвы появился бы выбор между СПГ и экспорту по газопроводам, а также большая гибкость при поставках на западные и восточные газовые рынки. По многим оценкам такой сценарий маловероятен из-за географических и инвестиционных ограничений, но Европе все же необходимо понять, что центр тяжести российских поставок все больше будет смещаться на восток.
Это еще раз говорит о том, насколько неверными были шаги Европы на газовом рынке. Инвестирование в хранение было недостаточным, а попытки либерализировать формирование цен слабыми, в то время как интеграция региональных сетей носила в лучшем случае лишь локальный характер. Также попытки Европы обеспечить себе альтернативных поставщиков потерпели крах из-за нестабильности в Ливии и других странах Северной Африки. То, что Германия решила отказаться от использования ядерной энергии в момент, когда газ проявлял первые признаки укрепления, невероятным образом все ухудшило. Отказ от атомной энергетики является типичной недальновидностью, по крайней мере в том, что касается последствий для газа. Не берутся в расчет растущий спрос Азии, возможность экономического восстановления Европы и то, что новый сланцевый газ может не оправдать ожиданий (из многих стран Европы Франция первой отказалась от технологии гидроразрыва пласта).
Вместо этого все было до такой степени отдано в руки России, что «Газпром» возобновил свои попытки укрепиться на европейском рынке сбыта, а германская RWE послужит ему плацдармом. Если Россия начнет поставки на восток и укрепит свои позиции на рынках Северной Африки и Центральной Азии, то перспективы Европы будут невероятно мрачны. Могут настать такие времена, когда цена на газ, сформированная на основе нефти, будет более привлекательной. В любом случае зависимость от газа для Европы будет означать зависимость от России.
Комментарии читателей Оставить комментарий
С одной стороны, авторы статьи правы, а с другой стороны, имеются следующие факты.Ведущий немецкий энергетический концерн Eon ведет переговоры с российским монополистом «Газпромом» о снижении цен на поставляемый газ. Германия может себе позволить заменить газом атомную энергетику, имея 35% альтернативных источников, с учетом доли роста последних в энергетическом балансе страны. Но, главное, для Газпрома предупредить появление Набуко, что приведет к ожесточенной газовой конкуренции на рынке Европы.Е.П.